4 мая 2008 г. |
Дело N А82-1123/2008-29 |
(объявлена резолютивная часть).
08 мая 2008 г.
(изготовлено постановление в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В.Лысовой,
судей Г.Г.Буториной, Л.И.Черных
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В.Лысовой,
без участия представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Прокурора г.Ярославля и Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2008г. по делу N А82-1123/2008-29, принятое судьей Мухиной Е.В.,
по заявлению Прокурора г.Ярославля
к ООО Ярославскому предприятию "Автотрансобслуживание"
3-е лицо: Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор г.Ярославля (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление строительства гаражей без соответствующего разрешения.
Решением суда первой инстанции от 14.03.2008г. в удовлетворении требования заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Прокурор г.Ярославля и Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области обратились с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции от 14.03.2008г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, мотивируя тем, что оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось, факт совершения правонарушения и вина Общества, Прокурором доказаны. В обоснование своих доводов апеллянты указывают на то, что строительные работы гаражей после 01.10.2007г., когда впервые было выявлено совершенное Обществом правонарушение по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, последним велись, увеличение строительного объема возводимого объекта капитального строительства (гаражей) с момента проведения первой проверки из материалов дела усматривается. Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является длящимся. По мнению апеллянтов, срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, названный срок в данном случае следует исчислять с 06.02.2008г., т.е. с момента повторного обнаружения длящегося правонарушения.
Заявитель, ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Инспекция просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из документов и установлено судом первой инстанции, 01.10.2007г. Инспекцией государственного строительного надзора Ярославской области (далее - Инспекция) в отношении ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" проведена проверка по вопросу соблюдения последним градостроительного законодательства при строительстве - кирпичных гаражей по адресу: г.Ярославль, ул.Старое Долматово, в районе домов N N 48а, 48б.
В ходе проверки установлено, что Обществом ведутся работы по возведению кирпичных стен первого этажа гаражей. Разрешение на строительство у ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" не имеется.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.10.2007г.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления Инспекцией в отношении Общества протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении последнего к административной ответственности. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2007г. по делу N А82-12328/2007-22 в привлечении ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ заявителю отказано, в связи с тем, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
06.02.2008г. Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области повторно провела проверку в отношении ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" по вопросу соблюдения им градостроительного законодательства при строительстве указанного объекта (гаражей).
В ходе проверки установлены многочисленные нарушения строительных норм и правил, а также то, что в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объекта ведется Обществом без разрешения.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 06.02.2008г. и прилагаемых к нему фотографиях.
Постановлением И.о. прокурора г.Ярославля от 13.02.2008г. в отношении ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ .
В соответствии со статьями 202-204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление строительства гаражей без соответствующего разрешения.
Удовлетворяя, заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения настоящего дела двухмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек, доказательства ведения Обществом строительных работ в течение января, февраля, марта 2008 г. суду не представлены.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апеллянта, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, образует, в том числе, строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство.
В числе обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, статья 26.1 КоАП РФ предусматривает наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из материалов дела, факт осуществления Обществом строительства гаражей в период с мая по 01.10.2007г. без разрешения на строительство имел место быть, судом первой инстанции установлен и ответчиком не отрицается.
Осуществление строительных работ по возведению гаражей после 01.10.2007г. не нашло своего подтверждения ни в ходе рассмотрения дела в суде первой, ни в апелляционной инстанциях.
Представленные в материалы дела фотографии (л.д.14-35) и пояснения представителя третьего лица по делу, зафиксированные в протоколе судебного заседания от 12.03.2008г. (л.д.139), свидетельствуют о том, что на момент проверки 06.03.2008г. строительные работы Обществом не велись, кирпичная кладка закрыта рубероидом, объект занесен снегом. Момент прекращения строительных работ Инспекцией не устанавливался.
Неопровержимые доказательства, в подтверждение того, что работы велись Обществом после 01.10.207г, ни Прокурором, ни Инспекцией в материалы дела не представлены.
Прокурор ошибочно полагает, что из анализа актов проверки от 01.10.2007г. и 06.02.2008г. можно сделать вывод об увеличении строительного объема возводимого объекта капитального строительства с момента проведения первой проверки, поскольку в акте проверки от 01.10.2007г. объем выполненных Обществом строительных работ не был определен, фотографирование объекта также не проводилось. При таких обстоятельствах, провести сравнительный анализ произведенных Обществом строительных работ до 01.10.2007г. и после 01.10.2007г., не представляется возможным.
Из представленного в материалы дела объяснения исполнительного директора ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" Чернышевой Н.Н. от 13.02.2008г. и отзыва на заявление, следует, что Общество прекратило строительные работы со 02.10.2007г., т.е. сразу после факта выявления (01.10.2007г.) Инспекцией правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Данное обстоятельство также подтверждается тем, что договорные отношения Общества с подрядчиком (ООО "Фронтон") 09.10.2007г. были прекращены (л.д.105-107). Ведение строительных работ с привлечением других лиц или собственными силами заказчика из материалов дела не усматривается.
Таким образом, событие правонарушения, выявленное Инспекцией в ходе проверки 06.02.2008г., и вину Общества в совершении административного правонарушения нельзя считать установленными, в связи с чем, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по данному факту у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда первой инстанции об истечении двухмесячного срока давности привлечения Общества к административной ответственности по данному делу являются обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является длящимся.
В данном случае датой обнаружения правонарушения следует считать 01.10.2007г., когда в ходе проверки Инспекцией были выявлены нарушения градостроительного законодательства, т.к. часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ связывает срок давности привлечения к ответственности с моментом обнаружения длящегося правонарушения.
Длящийся характер такого юридического факта как нарушение требований установленного порядка строительства влечет за собой особого рода правовые последствия - посягает на установленный государством порядок строительства и требует от властных субъектов прекратить данное противоправное состояние.
Вопрос о привлечении к административной ответственности по данному делу рассматривался в суде первой инстанции 12-14 марта 2008 г., т.е. за пределами срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к ответственности истек 01.12.2007г.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство пол делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Прокурору в привлечении ООО Ярославское предприятие "Автотрансобслуживание" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, доводы апеллянтов отклоняются. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Прокурора г.Ярославля и Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2007г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы Прокурора г.Ярославля и Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В.Лысова |
Судьи |
Г.Г.Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1123/2008
Истец: Прокуратура г. Ярославля
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью ЯП "Автотрансобслуживание"
Третье лицо: Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1305/2008