14 мая 2008 г. |
Дело N А82-13523/2007-14 |
(дата объявления резолютивной части постановления).
19 мая 2008 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.,
при участии в заседании представителя заявителя - Бардашова Ю.П. по доверенности от 22.02.2008 г.,
представителя ответчика - Выгузова Б.Я. по доверенности от 12.05.2008 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Администрации Пригородного сельского поселения Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2008 г. по делу N А82-13523/2007-14, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению Департамента дорожного хозяйства Ярославской области
к Администрации Пригородного сельского поселения Ярославской области,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Универсалторг",
о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства,
установил:
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным разрешения от 19.01.2007 г. на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - придорожного кафе-магазина на 10-ом километре автодороги "Объезд г. Переславля", выданное главой Пригородного сельского поселения Ярославской области обществу с ограниченной ответственностью "Универсалторг".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2008 г. требования заявителя удовлетворены.
Администрация Пригородного сельского поселения Ярославской области (далее - ответчик, администрация) с решением суда не согласна, просит его отменить. В апелляционной жалобе администрация указала, что заявитель знал о вводе в эксплуатацию спорного кафе-магазина уже до 22.06.2007 г., и, следовательно, по мнению ответчика, трехмесячный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд, заявителем пропущен. Также в апелляционной жалобе указано, что в решении не указан порядок и срок его обжалования.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области с доводами апелляционной жалобы не согласен, в отзыве на жалобу указал, что фактически Департамент ознакомился с содержанием оспариваемого разрешения от 19.01.2007 г. только 14.09.2007 г. при проведении проверки, в ходе которой представитель Департамента был ознакомлен с копией оспариваемого разрешения. Также заявитель указал, что обязанность по представлению документов лежит на участниках процесса, и, следовательно, доводы апелляционной жалобы о незатребовании судом каких-либо документов являются несостоятельными.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо - ООО "Универсалторг", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно материалам дела 14.09.2007 г. Департаментом проведена проверка соответствия объекта дорожного сервиса - кафе "РИО", размещенного в придорожной полосе автодороги "Объезд г. Переславля", техническим условиям, проекту и нормативным требованиям. Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.09.2007 г. (листы дела 11-12).
Согласно указанному акту проверки Департаментом установлено, что указанный объект дорожного сервиса построен с нарушением пунктов 3, 13, 14 технических условий органа управления автодорогами N 05-12/1845 от 20.12.2000 г., с нарушением дорожной части проекта на объект, а также нормативных требований СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения".
Постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.1998 N 176-П утверждено Положение о порядке размещения объектов дорожного сервиса на территории Ярославской области.
Указанным Положением определено, что под объектом дорожного сервиса понимается комплексный градостроительный объект, неразрывно связанный с автомобильной дорогой конкретными инженерно-техническими элементами, элементами благоустройства и безопасности дорожного движения.
При этом в качестве элементов в состав объекта дорожного сервиса включены: здания, сооружения, инженерно-технологические системы обслуживания автотранспорта, инженерные системы очистки, пожаротушения, водообеспечения и водоотведения, дорожные элементы (подъезды, съезды, площадки для стоянки автомобилей, примыкания), средства освещения и организации движения (знаки, разметка), элементы архитектурно-ландшафтного благоустройства.
Основные требования к проектированию и строительству объектов дорожного сервиса определены действующими нормативами по проектированию и строительству автомобильных дорог, объектов обслуживания автотранспорта, жилых и общественных зданий, нормативами по безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями.
Объекты дорожного сервиса являются составной частью благоустройства автомобильной дороги как единого инженерно-пространственного сооружения и должны соответствовать по своему составу выполняемой дорогой транспортной работе.
К дополнительным требованиям относятся особые требования к проектированию и строительству объектов дорожного сервиса как многофункциональных комплексов, связанные с обеспечением полноценного функционирования (эксплуатации) автодороги, с безопасностью дорожного движения, пожарной безопасностью и экологической защитой окружающих территорий.
Все расходы по обустройству, ремонту и содержанию объектов, расположенных в придорожных полосах, несут их владельцы и собственники.
Таким образом, Арбитражный суд Ярославской области сделал правильный вывод о том, что спорное придорожное кафе-магазин является объектом дорожного сервиса, составной частью благоустройства автомобильной дороги как единого инженерно-пространственного сооружения и включает в себя как само здание кафе, так и дорожные элементы - подъезды, съезды, площадки для стоянки автомобилей, примыкания, средства освещения и организации движения (знаки, разметка), а также элементы архитектурно-ландшафтного благоустройства.
Именно как объект дорожного сервиса, включающий в себя все сопутствующие элементы, спорное кафе-магазин и мог быть принят эксплуатацию.
Следовательно, доводы заявителя о том, что в эксплуатацию принято здание кафе-магазина как самостоятельный элемент объекта дорожного сервиса, а дорожные элементы в эксплуатацию не вводились, основаны на неправильном толковании норм права.
Материалами дела подтверждается, что спорный объект дорожного сервиса построен с отраженными в акте проверки от 14.09.2007 г. нарушениями технических условий, проекта и требований нормативных документов.
Ответчиком и заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств того, что объект дорожного сервиса - кафе-магазин "РИО", расположенный на 10-ом километре автодороги "Объезд г. Переславля", построен с соблюдением всех требований нормативных актов в области дорожного строительства и условий проектной документации.
Согласно подпункту 25 пункта 3 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 23.12.2002 N 219 (в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного разрешения), Департамент осуществляет контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов дорожного сервиса.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции о том, что указанный объект дорожного сервиса не мог быть допущен к эксплуатации без соответствующего заключения Департамента, подтверждающего соответствие данного объекта нормативным и проектным требованиям в части, относящейся к дорожным элементам.
Следовательно, оспариваемое разрешение от 19.01.2007 г. на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - придорожного кафе-магазина на 10-ом километре автодороги "Объезд г. Переславля", выданное главой Пригородного сельского поселения Ярославской области обществу с ограниченной ответственностью "Универсалторг" выдано с нарушением требований подпункта 7 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении заявителем трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку как установлено судом первой инстанции оспариваемое разрешение от 19.01.2007 г. Департамент получил только 14.09.2007 г., а обратился в суд 16.11.2007 г., то есть без нарушения указанного срока.
Резолютивная часть оспариваемого судебного акта содержит указание на порядок и срок его обжалования.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Правовые основания для отмены решения суда отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено. Решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по делу относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2008 г. по делу N А82-13523/2007-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Пригородного сельского поселения Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13523/2007
Истец: Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
Ответчик: общество с ограниченной ответственность "Универсалторг", Администрация Пригородного сельского поселения Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1126/2008