Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 апреля 2004 г. N КА-А40/2922-04
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (ГлавУпДК при МИД России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 4 по Центральному административному округу г. Москвы N 276 от 11.11.2002 г. в части доначисления НДС от выручки, полученной от оказания услуг представительствам ООН, Комиссии Европейских сообществ и Международной организации труда в Российской Федерации на сумму 703044,20 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2003 г. заявленные требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2004 г. решение суда оставлено без изменения с учетом уточнения заявителем требований в части указания на пункт 3.1.1 оспариваемого решения Инспекции (том 2, л.д. 58).
При этом суд руководствовался положениями международных договоров РФ, предусматривающими освобождение от НДС представительств международных организаций - ООН, Комиссии Европейских сообществ и Международной организации труда, которые в силу ст. 7 НК РФ применяются в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
На судебные акты налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой он просит решение и постановление суда отменить, ссылаясь на то, что применение налоговой ставки "0" процентов по НДС при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям статьей 164 НК РФ (подп. 7 п. 1) не предусмотрено.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Представитель ГлавУпДК при МИД России возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в представленном отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании договоров N 01500750 от 23.01.2002 г., N 98083600 от 05.08.1999 г., N 01017000 от 13.11.2000 г., N 01209100 от 13.11.2000 г., N 1500321 от 06.10.2000 г. ГлавУпДК при МИД России предоставило во временное пользование жилые и нежилые помещения Представительству ООН в Российской Федерации; Информационному центру ООН; Представительству Всемирной продовольственной программы ООН; Отделу безопасности представительства КЕС; Московскому отделению Международного бюро труда - для размещения административного аппарата и проживания сотрудников арендаторов, не являющихся гражданами России, и членов их семей.
В период с июля по сентябрь 2002 г. за предоставленные в пользование помещения арендаторы частично оплатили счета на сумму 703044,20 руб.
Стоимость услуг по предоставлению помещений в пользование отражалась ГлавУпДК при МИД России в составе выручки от реализации услуг и учитывалась при формировании налоговой базы по НДС, исчисляемому по ставке 0 процентов.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу о том, что выручка от реализации на территории РФ услуг, оказываемых представительствам ООН, КЕС и МОТ, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Кассационная инстанция находит, что судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельства и материалам дела.
В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с международными договорами РФ освобождение от налога на добавленную стоимость предоставлено следующим представительствам международных организаций:
Представительству ООН в Российской Федерации, Представительству Всемирной продовольственной программы ООН и Информационному центру ООН на основании Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации объединенного представительства ООН от 15 июня 1993 года. Согласно п. 3 ст. VI названного Соглашения представительства ООН, их активы, доходы и другое имущество освобождаются от всех прямых налогов, налога на добавленную стоимость, сборов или пошлин;
Бюро Международной организации труда в Москве на основании Соглашения между Правительством РФ и МОТ о бюро МОТ в Москве от 05.09.1997 г. Указанное Соглашение временно применяется со дня его подписания, ратифицировано Федеральным Законом РФ от 18.07.1998 N 109-ФЗ. Согласно ст. 6 указанного Соглашения, Бюро МОТ, его активы, имущество и доходы освобождаются от всех налогов, сборов и других обязательных платежей. В отношении косвенных налогов Бюро МОТ будут предоставлены те льготы, которыми пользуются дипломатические представительства на территории Российской Федерации;
Представительству Комиссии Европейских сообществ на основании Соглашения между Комиссией Европейских сообществ и Правительством СССР об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства КЕС в СССР от 08.02.1991 г. Данное Соглашение вступило в силу 20.02.1991 г. Согласно п. 1 ст. 3 указанного Соглашения, Представительство КЕС, его глава и его члены, а также живущие вместе с ними члены их семей, пользуются на территории СССР такими правами, привилегиями и иммунитетами и несут такие обязательства, которые определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и соответственно предоставляются дипломатическим представительствам. Нотой Представительства КЕС в РФ от 18.10.2000 г. N 405/2000 было подтверждено, что Представительство РФ в КЕС, расположенное в Брюсселе, пользуется теми же привилегиями, которые Бельгия предоставляет дипломатическим и приравненным к ним представительствам в Бельгии, включая освобождение от налога на добавленную стоимость.
Таким образом, кассационная инстанция находит вывод суда о том, что выручка от реализации на территории ВФ услуг, оказываемых представительствам ООН, КЕС и МОТ, налогом на добавленную стоимость не облагается, основанным на нормах Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок налогообложения и налоговые ставки по НДС.
Не является основанием для отмены судебных актов довод Инспекции о том, что применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям статьей 164 НК РФ (подп. 7 п. 1) не предусмотрено.
Отклоняя данный довод, кассационная инстанция исходит из приоритета норм международного права над национальным законодательством и приходит к выводу о том, что Инспекция необоснованно доначислила НДС от выручки, полученной ГлавУпДК при МИД России от оказания услуг представительствам международных организаций, поскольку из приведенных международных договоров следует, что представительства международных организаций пользуется теми же привилегиями, которые предоставлены дипломатическим и приравненным к ним представительствам, включая освобождение от НДС. Данная позиция подтверждается письмом МНС РФ от 16.01.2003 г. (том 1, л.д. 136-137), анализ положений которого свидетельствует о том, что статус представительства международной организации КЕС приравнивается к иностранному дипломатическому представительству.
Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
Судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и оснований для их переоценки, на что направлены доводы жалобы, у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27 октября 2003 г. и постановление апелляционной инстанции от 12 января 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-30068/03-14-326 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 4 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2004 г. N КА-А40/2922-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании