г. Киров
19 июня 2008 г. |
Дело N А17-5856/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 г.
Постановление в окончательной форме изготовлено 19 июня 2008 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.Г.
судей Самуйлова С.В., Губиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания Поляковой С.Г.
при участии в заседании:
от ответчика: по доверенности Титова Е.А., Шумарина В.Е.,
от истца и третьего лица: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2008г. по делу N А17-5856/2007, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление"
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту и связи
о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате, в сумме 9.615.319 руб. 58 коп.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление", МУП "ИвТТУ", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Ивановская область, Департамент финансов Ивановской области, ответчик, заявитель) с требованием о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в сумме 9.615.319 руб. 58 коп.
Исковые требования МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" основаны на статьях 15, 16, 124, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указах Губернатора Ивановской области N 165-УГ от 29.12.2005г. и N 15-УГ от 14.02.2006г., положениях заключенного между сторонами договора N ЛП06-02-1/067 от 01.01.2006г. об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта.
Требования истца мотивированы тем, что понесенные предприятием расходы по перевозке гражданин, имеющих право на льготный проезд, возмещены лишь частично; задолженность в сумме 9.615.319 руб. подлежит компенсации за счет средств областного бюджета.
Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал; в отзыве на иск указал, что истцу компенсированы расходы по перевозке льготников в размере провозной платы, установленной Главой г. Иваново; ограничение экономической доходности предприятия, установленное постановлением Главы города, не может быть возложено на финансовый орган Ивановской области; истцом не доказан факт причинения убытков и наличие причинно-следственной связи между установлением льготного проезда отдельным категориям граждан и возникшими у истца убытками.
К участию в деле в силу требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет Ивановской области по транспорту и связи (далее - Комитет по транспорту и связи, третье лицо).
Третье лицо в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции поддержало доводы ответчика; пояснило, что в соответствии с действующим законодательством МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" компенсировали проезд льготников по действующему у перевозчика тарифу, установленному Главой г. Иванова.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2008г. по делу N А17-5856/2007 исковые требования МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" удовлетворены: с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу МУП "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" взыскано 9.615.319,58 руб.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что убытки МУП "ИвТТУ" возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указом Губернатора льгот по оплате транспортных услуг; выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент финансов Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2008г. по делу N А17-5856/2007 отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель в апелляционной жалобе возражает относительно применения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; считает, что истцом не доказан, а судом не установлен факт причинения убытков в результате противозаконных действий органов государственной власти Ивановской области, в результате издания акта, не соответствующего действующему законодательству.
По мнению заявителя, возмещение данных убытков является расходным обязательством города Иваново.
Департамент финансов Ивановской области также указывает на неверное применение норм Постановления Правительства Ивановской области N 11-п от 31.01.2007г., который вступил в силу с 28.02.2007г., и не распространяет свое действие на правоотношения сторон - в 2006 г.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Указом Губернатора Ивановской области N 165-уг от 29.12.2005г. "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области" (в редакции указа Губернатора N 15-уг от 14.02.2006г.) в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, с 01.01.2006г. введен единый льготный проездной билет на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области.
Данным Указом также утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры), а также Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (далее по тексту - Порядок).
Согласно указанному Порядку первоначально на Управление "Ивавтодор", а позднее на Комитет возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).
Во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области Порядка, Управлением "Ивавтодор" (позднее в преамбулу договора внесены соответствующие изменения - Комитетом) с МУП "ИвТТУ" (перевозчик) заключен договор N ЛП06-02-1/067 об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 01.01.2006г.
Предметом договора является оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также указом Губернатора Ивановской области N 165-уг от 29.12.2005г., на маршрутах Ивановской области по единым льготным проездным билетам и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.
Согласно пункту 2.2.2 договора N ЛП06-02-1/067 от 01.01.2006г. заказчик обязуется осуществлять оплату по предъявленным отрывным талонам из единого льготного проездного билета в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется исходя из расчета: до 7 руб. возмещения по действующему тарифу за 1 отрывной талон.
Пунктов 3.1 договора определен срок его действия - с момента подписания (01.01.2006г.) до 31.12.2006г.
Стоимость проезда в муниципальном пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус) в 2006 г. была установлена Постановлениями Главы города Иваново N 1575 от 31.05.2005г., N 57 от 19.01.2006г. и N 2113 от 25.07.2006г. и составляла соответственно: в январе 2006 г. - 4 руб. 50 коп., с 01.02.2006г. - 5 руб., с 01.08.2006г. - 6 руб.
В рамках указанного договора перевозчик осуществил перевозку 6624622 гражданина, которым в соответствии с Указами Губернатора Ивановской области N 165-уг от 29.12.2005г. и N 15-уг от 14.02.2006г. предоставлено право льготного проезда. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Управлением "Ивавтодор" и Комитетом Ивановской области по транспорту и связи в адрес истца было возмещено 36.028.326 руб.
При этом, фактические расходы предприятия при перевозке льготных категорий граждан в 2006 г. составили 45.643.645 руб. 58 коп.
Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ему не в полном объеме; просил взыскать с ответчика 9.615.319 руб. 58 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате.
В обоснование расчета истцом представлено заключение о проведении финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте МУП "ИвТТУ" г. Иваново на период с 01.01.2006г., проведенной ООО "Аудитор". Согласно данному заключению величина тарифа за одну поездку в муниципальном транспорте составляет 6,89 руб. Величина тарифа является экономически обоснованной ценой, рассчитана на основании достоверной экономической информации и расчет величины тарифа на период регулирования с 01.01.2006г. не содержит неэффективных и необоснованных затрат.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 01.01.2005г. отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области N 165-уг от 29.12.2005г. для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, с 01.01.2006г. введен единый льготный проездной билет на проезд во всех видах пассажирского транспорта.
Согласно пункту 9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области, утвержденному вышеназванным Указом, Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.
В отношениях сторон предельный максимальный уровень тарифов установлен в пункте 2.2.2 договора N ЛП06-02-1/067 от 01.01.2006г. об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта - в размере 7 руб.
Согласно решению Ивановской городской Думы N 320 от 27.04.2004г. тарифы на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений г. Иванова утверждает Ивановская городская Дума, по представлению Главы города.
Решением Ивановской городской Думы N 372 от 21.09.2004г. "О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте" на основании заключения аудиторской фирмы ООО "Аудитор" "О проведении финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте МУП "ИвТТУ" г. Иванова на период регулирования с 01.01.2004г." утвержден экономически обоснованный тариф за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте на период регулирования с 01.09.2004г. в размере 4,87 руб., с 01.11.2005г. в размере 5,58 руб.
Решением Ивановской городской Думы N 162 от 28.06.2006г. в решение Ивановской городской Думы N 372 от 21.09.2004г. внесены изменения и дополнения, согласно которым с 01.06.2006г. только для МУП "ИвТТУ" установлен экономически обоснованный тариф в размере 6,89 руб.
При этом Главе г. Иванова разрешено самостоятельно устанавливать дифференцированный размер платы за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте в пределах экономически обоснованного тарифа.
Администрации города предложено при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет предусмотреть МУП "ИвТТУ" средства на покрытие расходов от реализации услуг по регулируемым тарифам в соответствии с расходными обязательствами бюджета города Иванова".
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 23 от 22.06.2006г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005г.), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу того, что на основании правового акта, изданного органом субъекта Российской Федерации, определенной категории пассажиров установлены льготы по проезду в городском пассажирском транспорте, что как следствие повлекло причинение транспортной организации соответствующих убытков, данные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета, то есть бюджета Ивановской области.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, убытки МУП "ИвТТУ" возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указом Губернатора льгот по оплате транспортных услуг; выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца; на МУП "ИвТТУ", как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области за счет средств казны области обязана возместить МУП "ИвТТУ" убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот, в сумме 9.615.319 руб. 58 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не доказан факт причинения убытков в результате противозаконных действий органов государственной власти, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае противоправность поведения ответчика заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области по предоставлению льгот по перевозке пассажиров.
Указание ответчика на то, что возмещение убытков должно быть возложено на муниципальное образование, не принимается апелляционным судом. Причинно-следственная связь между действиями муниципального образования и возникшими у истца убытками отсутствует, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска к субъекту РФ в силу доводов ответчика суд не усматривает.
Решение Ивановской городской Думы от 28.06.2006 г. N 162, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование своих доводов, не свидетельствует о принятии муниципальным образованием расходных обязательств по возмещению убытков в связи с предоставлением льгот, установленных правовым актом Ивановской области, а также о наличии ответственности муниципального образования по оплате расходов, предъявленных в рассматриваемом иске.
В силу установленных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение.
Исследование доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента финансов Ивановской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2008г. по делу N А17-5856/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5856/2007
Истец: муниципальное унитарное предприятие "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту и связи