10 июля 2008 г. |
Дело N А82-3358/2008-31 |
(объявлена резолютивная часть).
15 июля 2008 года
(изготовлен полный текст)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Федоровича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.2008 по делу N А82-3358/2008-31, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Федоровича
к Государственному инспектору Ярославской области по охране природы Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Индивидуальный предприниматель Пахомов Александр Федорович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Пахомов А.Ф.) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного инспектора Ярославской области по охране природы Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - ответчик, Инспектор) от 22.04.2008 N 22-16 о наложении штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.05.2008 в удовлетворении данных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает на то, что факт отсутствия проекта нормативов образования отходов в ходе проверки установлен не был. Хранение (захоронение) отходов им не осуществляется. Временное накопление отходов в мусорном баке не может рассматриваться как хранение отходов. Кроме того, ИП Пахомов А.Ф., обращает внимание на неверное указание судом номера оспариваемого им постановления.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - Департамент) выражает свое несогласие с доводами заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Департамент, ссылаясь на непредставление Предпринимателем лимитов на размещение отходов и договора со специализированной организацией на демеркуризацию люминесцентных ламп, считает постановление от 22.04.2008 N 22-16 законным и обоснованным,
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом, явку представителей не обеспечили. В отзыве на апелляционную жалобу Департамент ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспектором на основании распоряжения от 18.04.2008 N 105р проведена внеплановая проверка соблюдения ИП Пахомовым А.Ф. требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки выявлено отсутствие у него лимитов на размещение отходов, образующихся в результате осуществления предпринимательской деятельности по оптово-розничной торговле строительными и промышленными товарами.
По факту нарушения экологических требований 18.04.2008 ответчиком в отношении Предпринимателя и в его присутствии составлен протокол N 22-17 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов административного дела Инспектором 22.04.2008 в присутствии заявителя вынесено постановление N 22-16 о привлечении ИП Пахомова А.Ф. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 2000 руб.
Считая данное постановление незаконным, Предприниматель оспорил его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" к требованиям в области охраны окружающей среды (природоохранным требованиям) относятся предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В частности данные требования содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов. При этом хранение отходов включает в себя содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
В ходе предыдущей плановой проверки соблюдения ИП Пахомовым А.Ф. требований законодательства по охране окружающей среды (акт проверки от 18-21.02.2008 N 22-09 - л.д. 22-26) было установлено, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по адресам: г. Тутаев, ул. Железнодорожная. 1а, ул. Дементьева, 12, ул. Комсомольская, 74. Отходы, образующиеся в процессе данной торговой деятельности, накапливаются в контейнере и передаются для утилизации ООО "Фонд "Экономическая инициатива", с которым у Предпринимателя заключен договор от 01.03.2007 N 269. вывоз отходов производится один раз в два месяца.
Таким образом, заявитель осуществляет деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что обязанность по разработке и утверждению лимитов размещения отходов лежит на каждом юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем деятельность в области обращения с отходами, а не только на тех лицах, которые выполняют работы по их размещению (хранению и захоронению).
Поскольку лимиты на размещение отходов на 2008 год ИП Пахомовым А.Ф. разработаны не были и на утверждение уполномоченному органу не представлялись, апелляционный суд считает правомерным вывод Арбитражного суда Ярославской области о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Отсутствие у заявителя проекта нормативов образования отходов действительно не было установлено Инспектором в ходе проведенной им проверки и не включалось в объективную сторону вмененного Предпринимателю административного правонарушения. Однако ошибочная констатация данного факта судом первой инстанции, так же как и неверное указание номера оспариваемого постановления о наложении административного штрафа, не привели к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Пахомова А.Ф. - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.2008 по делу N А82-3358/2008-31 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пахомова Александра Федоровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3358/2008
Истец: индивидуальный предприниматель Пахомов Александр Фёдорович
Ответчик: Государственный инспектор Ярославской области по охране природы Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2330/2008