Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 августа 2003 г. N КА-А40/5500-03
(извлечение)
По данному делу см. также определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2003 г. N КА-А40/5500-03
Федеральное государственное унитарное предприятие (далее ФГУП) "Моринрасчет" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС РФ N 14 по Северному административному округу (далее ИМНС РФ N 14 по САО) г. Москвы об обязании возвратить излишне уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог за период со 2 кв. 1999 г-2000 г. в сумме 954 940 руб. 42 к.
Решением суда от 18 февраля 2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21 мая 2003 г., исковые требования удовлетворены. При этом суд применил ст. 78 НК РФ, Закон г. Москвы N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", Определение Конституционного Суда РФ N 83-О от 10.04.2002 г.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ответчик просит решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, в частности: Закон г. Москвы N 38 от 15.11.2000 г. "О внесении изменений в статью 1 Закона г. Москвы от 31.05.2000 г. N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", а также Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации.
Представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ФГУП "Моринрасчет" просит судебные акты оставить без изменения по основаниям, изложенным в них и отзыве на кассационную жалобу.
Согласно материалам дела и как установлено судом, ФГУП "Моринрасчет" является плательщиком налога на пользователей автодорог, в 1999 - 2000 г.г. уплачивал этот налог по ставке 2%.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из анализа ст. 3 Закона г. Москвы N 14, содержащей положения об обратной силе ст. 1, которая оставлена в прежней редакции Законом г. Москвы от 15.11.2000 г. N 38.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", по состоянию на 1 апреля 1998 г., действовавшего в редакции от 26 мая 1997 г., ставка федерального налога на пользователей автодорог устанавливалась в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). При этом средства налога подлежали зачислению в федеральный дорожный фонд и в территориальные дорожные фонды по одинаковым ставкам - 1,25%. Одновременно законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлялось право с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
В соответствии с Федеральным законом от 26.05.1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О дорожных фондах в РФ" Законом г. Москвы от 09.07.1997 г. в Закон г. Москвы от 19.03.1997 г. "О ставке налогов, взимаемых в дорожные фонды" были внесены изменения. В соответствии со ст. 1 указанного Закона, ставка федерального налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд г. Москвы, устанавливалась в размере 1,15%. Эта ставка распространялась на правоотношения, возникшие со дня официального опубликования Федерального закона от 26.05.1997 г., т.е. с 29.05.1997 г. Таким образом, начиная с июня 1997 г. истец должен был платить 1,25% от выручки в федеральный дорожный фонд и 1,25% - в территориальный дорожный фонд г. Москвы.
С апреля 1998 г. размер отчислений в федеральный дорожный фонд сократился до 0,5%, а в территориальные дорожные фонды - возрос до 2% Законом г. Москвы от 15.11.2000 г. N 38, вступившим в силу с 01.01.01, были внесены изменения в ст. 1 Закона г. Москвы N 14. установившие ставку налога в размере 1%, при этом в ст. 3 было сохранено положение, устанавливающее, что эта ставка распространяется на правоотношения, возникшие с .1.04.98 г.
В Определении N 83-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в период с 1 апреля 1998 года по 31 марта 1999 года соответствующие платежи в территориальный дорожный фонд города Москвы должны были вноситься налогоплательщиком именно по ставке в размере 1,25 процента, установленной Законом города Москвы от 9 июля 1997 года. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная норма Закона субъекта РФ ни на момент его вступления в силу, ни в период его действия, вплоть до вступления в силу Закона города Москвы от 3 февраля 1999 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", не противоречила федеральному законодательству о дорожных фондах и бюджетному законодательству.
Напротив, положения статей 1 и 3 Закона города Москвы от 3 февраля 1999 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" и повторяющие их положения статей 1 и 3 Закона города Москвы от 31 мая 2000 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", которыми новая, более высокая ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы, распространена на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 года, т.е. на период, предшествовавший введению более высокой ставки, означают придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации.
Доводы налогового органа противоречат действующим в спорный период нормам налогового законодательства и потому не могут служить основаниям для отмены судебных актов
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 18 февраля 2003 г. и постановление апелляционной инстанции от 21 мая 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-51167/02-4-292 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 14 по САО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2003 г. N КА-А40/5500-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании