28 августа 2008 г. |
Дело N А17-1513/2008 |
(дата объявления резолютивной части постановления).
29 августа 2008 года
(дата изготовления постановления полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Губиной Л.В.,
судей Тетервака А.В., Гуреевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Губиной Л.В.,
в отсутствии участников процесса,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - муниципального предприятия "Многоотраслевое производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства Лежневского мунициального района Ивановской области"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26 июня 2008 года по делу N А17-1513/2008
принятое судом в составе судьи Бадина А.Н.,
по иску муниципального предприятия "Многоотраслевое производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства Лежневского мунициального района Ивановской области"
к Отделу имущественных и земельных отношений Администрации Лежневского муниципального района, Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Комсервис", Ларин Евгений Юрьевич
о признании недействительной сделки от 12.05.2005 года по безвозмездной передаче движимого и недвижимого имущества,
установил:
Муниципальное предприятие "Многоотраслевое производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства Лежневского мунициального района Ивановской области" (далее - истец, "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области", заявитель) обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о признании сделки от 12.05.2005 года по безвозмездной передаче МП МПО ЖКХ Лежневского района на баланс Комитета движимого и недвижимого имущества, а именно лагерь "Янтарь" балансовой стоимостью 1 353 693 руб., незавершенное строительством здание производственной базы балансовой стоимостью 3 773 464 руб. 39 коп., незавершенное строительством здание детского сада в с. Новые Горки балансовой стоимостью 2 029 314 руб. 54 коп. и применении последствия недействительности сделки в виде возврата МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" указанного имущества.
Определением суда произведена замена ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Лежневского муниципального района Ивановской области в связи со сменой наименования на Отдел имущественных и земельных отношений Администрации Лежневского муниципального района (далее - ответчик, Отдел имущественных и земельных отношений Администрации Лежневского муниципального района).
В суде первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области (далее - ответчик, Администрация).
На основании требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета к участию в деле привлечены - открытое акционерное общество "Комсервис" (далее - третье лицо, ОАО "Комсервис"), Ларин Евгений Юрьевич (далее - третье лицо, Ларин Е.Ю.).
В судебном заседании 03.06.08 истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, изменив предмет иска, просит признать недействительными сделки от 12.05.2005 года по актам передачи:
- движимого и недвижимого имущества лагеря "Янтарь": автодром, автомобиль сталкивающийся, артскважина, баня, башня водонапорная, газовая емкость 2 шт., дом бревенчатый, дорога подъездная, жилой дом N 1 3-х комнатный, жилой щитовой дом, здание мобильное - вагон общежитие, комплект Эстрада -101, ЛЭП 380/220, магнитофон Ростов -105, общежитие, пила бензомоторная Дружба 4М, пожарный пост, система противопожарной автоматики Рубин-3, спальный корпус на 40 мест, спальный павильон N 1, спальный павильон N 2, спальный павильон N 3, установка трансляционная, холодильник Ока, холодильник Полюс, шкаф холодильный ШХ-08 2 шт., шкаф холодильный ШХ-1, 12, щитовой дом, эстрада, 2 туалета, склад продуктовый, спальный корпус (пионерская комната), медпункт (дом щитовой N4), сушилка, склад металлический, гараж металлический, забор металлический, трубопровод пожарный (открытый), водоем противопожарный, 2 насоса К 45/30 А, насос К -3045-55, насос 6 К 8, котел угольный, 4 котла электрических ЭПЗ-100;
- незавершенное строительством здание производственной базы (двухэтажное кирпичное здание):
- незавершенное строительством здание детского сада в с. Новые Горки.
Исковые требования основаны на статьях 168, 180, 295, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" и мотивированы тем, что постановления собственника о согласовании сделки не издавались, а неправомерная безвозмездная передача увеличила неплатежеспособность предприятия.
Ответчики в суде первой инстанции исковые требования не признали, считают, что сделки совершены в соответствии с законодательством, на основании письменных заявлений директора.
Третье лицо ОАО "Комсервис" в суде первой инстанции поддержало доводы ответчиков.
Решением арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-1513/2008 от 26 июня 2008 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
При принятии оспариваемого решения, суд первой инстанции исходил из того, что унитарное предприятие вправе отказаться от права хозяйственного ведения с учетом ограничений в силу статей 294, 295, 299, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Ивановской области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, в связи необоснованностью решения.
По мнению подателя жалобы, унитарное предприятие может отказаться от имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, если такой отказ не является причиной невозможности осуществления целевой деятельности предприятия, также указывает, что изъятие имущества привело к невозможности погасить кредиторскую задолженность.
Заявитель жалобы просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствии.
Ответчики Отдел имущественных и земельных отношений Администрации Лежневского муниципального района, Администрация в отзывах на жалобу просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, а также рассмотреть дело в отсутствии своих представителей.
Третье лицо ОАО "Комсервис" в отзыве указывает, что решение является законным и обоснованным, просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Стороны, третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 2, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Ивановской области по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела: распоряжением Главы администрации Лежневского района Ивановской области от 28.06.1999 года N 198 незавершенное строительством здание детского комбината в п. Новые Горки передано с баланса ОАО "Горки Текстиль" на баланс МУП "Лежневское РМПО ЖКХ", которое переименовано в МП МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области, а затем в МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области"
Постановлением Главы администрации Лежневского района Ивановской области от 31.08.2000 года N 596 в муниципальную собственность от ОАО "Автокран" принят лагерь отдыха "Янтарь" с передачей его на баланс МУП "Лежневское РМПО ЖКХ".
В 2002 году из областного бюджета Лежневскому району выделялась субвенция на капитальные вложения и ремонт-строительство базы районного многоотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства в сумме 300 000 руб., также - 200 000 средств районного бюджета на эти цели.
01.07.2003 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Лежневского муниципального района Ивановской области и МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" заключен договор о закреплении объектов муниципальной собственности Лежневского района Ивановской области на праве хозяйственного ведения за МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области", согласно приложения к которому в хозяйственное ведение предприятия передавалось движимое и недвижимое, в том числе, имущество лагеря "Янтарь", незавершенное строительством здание производственной базы, незавершенное строительством здание детского сада.
Право хозяйственного ведения в установленном законом порядке на объекты недвижимости не зарегистрировано.
04.02.2004 года заявлением за N 187 в адрес Комитета по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области, МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" добровольно отказалось от части имущества, в числе которого, было движимое и недвижимое имущество лагеря "Янтарь".
Согласно акту приема-передачи основных и оборотных средств от 05.02.2004 МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" передало на баланс Комитету по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области имущество, от которого отказалось по заявлению от 04.02.2004 года.
28.04.2005 года письмом за N 519 МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" просило разрешения у Комитета по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области на передачу в казну незавершенное строительством здание детского сада в с. Новые Горки.
Согласно Акта обследования технического состояния незавершенного строительством здание детского сада находится в аварийном состоянии, требуется демонтирование конструкций, для реализации или использования по другому назначению.
Распоряжением Главы администрации Лежневского района Ивановской области от 04.05.2005 года N 140 вышеуказанные объект был принят в казну муниципального образования Лежневского района, как незавершенное строительством здание детского сада.
12.05.2005 года по акту приема-передачи рассматриваемый объект передан истцом Комитету по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области.
Решением Лежневского районного Совета Ивановской области от 12.05.05 N 20 был утвержден план приватизации данного объекта, который в дальнейшем был продан 19.10.2005 года Ларину Е.Ю. и им демонтирован.
Письмом от 28.04.2005 года N 518 МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" просило разрешения у Комитета по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области о передаче на баланс МП "Комсервис" незавершенное строительством здание производственной базы.
03.05.2005 года Комитетом по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области принято решение N 5 о передаче незавершенного строительством здания производственной базы, расположенного по адресу: Ивановская область, Лежневский район, п. Лежнево, ул. 1 Шуйская, с баланса МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" на баланс МП "Комсервис" с закреплением незавершенного строительством здания производственной базы в целях завершения строительства на праве хозяйственного ведения за МП "Комсервис".
12.05.2005 года по акту приема-передачи данный объект передан заявителем Комитету по управлению имуществом администрации Лежневского района Ивановской области.
Дополнительным соглашением от 01.09.2005 года к договору о закреплении объектов муниципальной собственности Лежневского района Ивановской области на праве хозяйственного ведения за МП "Комсервис" от 02.08.2004 года включено незавершенное строительством здание производственной базы.
23.11.2007 года по постановлению N 824 принято решение о приватизации МП "Комсервис", которое преобразовано в ОАО "Комсервис", зарегистрировано 21.04.2008 года, в связи с чем, последнему перешел в собственность имущественный комплекс муниципального предприятия.
Соглашением от 01.08.2005 года к договору от 01.07.2003 года о закреплении объектов муниципальной собственности Лежневского района Ивановской области на праве хозяйственного ведения за МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области", спорные объекты исключены из перечня объектов переданных в хозяйственное ведение предприятия.
Вышеуказанные распоряжения, договоры в установленном порядке не оспорены, являются действующими.
Решением Арбитражного суда от 09.04.2008 года по делу N В17-1961/2007-10-Б МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" признано несостоятельным (банкротом).
Исходя из позиций участников процесса, анализируя и оценивая исследованные доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, и отказ или согласие, на основании которых собственник изымает имущество, не должны приводить к невозможности осуществления предприятием целевой деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 295, пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие распоряжается имуществом, предоставленным ему на праве хозяйственного ведения, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
Действующим законодательством предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (пункт 1 статьи 235, статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Передача спорного имущества истца, оформленная актами о приеме-передаче объектов МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" в 2005 году, произведена по ходатайству самого предприятия ввиду невозможности эффективного его использования для осуществления уставной деятельности.
Из документов, представленных в материалы дела следует, что из хозяйственного ведения предприятия были изъяты как движимые, так и недвижимые объекты.
Таким образом, довод истца о том, что оспариваемая сделка не соответствует уставным целям и задачам деятельности МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" не могут быть приняты во внимание, так как из материалов дела следует, что собственник по просьбе истца принял спорные объекты и распорядился этим имуществом, которое МП "МПО ЖКХ Лежневского района Ивановской области" не могло эффективно использовать для осуществления своей деятельности, такая передача имущества не противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод подателя жалобы, о том, что изъятие имущества привело к невозможности погашения кредиторской задолженности, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле.
Вопреки данным нормам, заявителем доказательств того, что изъятие из хозяйственного ведения у предприятия, основным видом деятельности которого является оказание услуг банно-прачечных, коммунальных (водоснабжение, водоотведение, отопление, санитарная очистка), благоустройство, обслуживание жилищного фонда и административного здания, а также ритуальные услуги, ремонтные строительные работы, служба по отлову собак, повлекло невозможность ведения хозяйственной деятельности и погашения имеющейся задолженности перед кредитором, МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" не представлено.
Следует отметить, что добровольная передача имущества от истца состоялась в 2005 году, а процедура наблюдения Арбитражным судом Ивановской области введена определением от 06.11.2007 года, кроме того, согласно приложению к соглашению от 01.08.2005 года у заявителем находилось на праве хозяйственного ведения имущество, в числе которого было движимое и недвижимое, балансовой стоимостью 18 506 679 руб. 82 коп, остаточной стоимостью 4 588 107 руб. 16 коп., при таких обстоятельствах наличие причинно-следственной связи между изъятием у предприятия движимого и недвижимого имущества и возбуждением в отношении него дела о несостоятельности (банкротстве), в дальнейшем введение процедуры наблюдения, и признания истца банкротом, материалами дела также не подтверждено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, с учетом избранного способа защиты, основания для признания сделки по передаче движимого и недвижимого имущества МП "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" недействительной отсутствуют.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Таким образом, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статьям 333.16-333.18, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации истец является плательщиком государственной пошлины, размер которой составляет 1000 рублей.
В соответствии со статьями 64 и 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации по ходатайству истца суд предоставил ему отсрочку по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, возлагаются на заявителя и взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение арбитражного суда Ивановской области от 26 июня 2008 года по делу N А17-1513/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей. Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий судья |
Л.В. Губина |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1513/2008
Истец: МП МПО ЖКХ Лежневского муниципального района Ивановской области
Ответчик: Отдел имущественных и земельных отношений администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области
Кредитор: МИФНС РФ N6 по Ивановской области
Третье лицо: открытое акционерное общество "Комсервис", Ларин Е.Ю.
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2997/2008