Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 августа 2003 г. N КА-А40/5536-03
(извлечение)
По данному делу см. также определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2003 г. N КА-А40/5536-03
Общество с ограниченной ответственностью "Промторг-С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом его уточнения, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) об обязании налогового органа возместить налог на добавленную стоимость в сумме 3150293 руб. за сентябрь 2002 года по экспортным операциям.
Решением от 20.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2003, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования в связи с документальным обоснованием права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС и соблюдением налогоплательщиком установленного законодательством порядка возмещения налога.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на убыточность сделки, отсутствие поступления денежных средств по экспортному контракту и использование так называемых банковских схем займов, на результаты контрольных мероприятий по проверке организаций, оказавших услуги по таможенному оформлению грузов и их перевозке, с указанием на то, что эти организации по данным проверок не располагаются ни по юридическим, ни по фактическим адресам, что свидетельствует, как полагает Инспекция, о недобросовестном использовании налогоплательщиком его прав по возмещению НДС.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы.
Инспекция извещена в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "Промторг-С" и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Промторг-С" осуществило в рамках контракта от 12.08.02 N 643/54787924/00004, заключенного с иностранной фирмой "Stockton management Limited (UK)", поставку приборов, приобретенных у ООО "Энергосинтез-М" по договору от 26.07.02 с оплатой НДС в сумме 31 482 360 руб. Товар вывозился по ГТД N ...02626 и CMR N 1098490 автомобильным транспортом с использованием транспортно-экспедиционных услуг и услуг по таможенному оформлению товара сторонних организаций с оплатой им НДС в сумме 31283 руб.
22 октября 2002 года ООО "Промторг-С" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате уплаченного им налога на добавленную стоимость в сумме 31513643 руб. и представило налоговую декларацию за сентябрь 2002 года и требуемые в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы в обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС. Факт представления указанных документов подтверждается наличием на сопроводительном письме Общества и его заявлении штампа Инспекции с указанием даты принятия этих документов, что налоговым органом не оспаривается.
Однако в установленный законом сроки Инспекция решения о возмещении либо отказе в возмещении НДС не приняла. В связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 2 п. 1 названной нормы права работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, указанных в п.п. 1 п. 1 этой же статьи, в том числе по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также иные подобные работы (услуги) подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о наличии у налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов и возврата из федерального бюджета НДС в заявленной к возмещению суммы, с учетом ее уточнения применительно к имеющейся у Общества задолженности по пеням. При этом суд обоснованно исходил из доказанности экспорта товара, поступления валютной выручки от инопокупателя и ее зачисление на счет налогоплательщика, оплаты НДС российскому поставщику и организациям, осуществляющим услуги, связанные с реализацией экспортируемого товара.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являются позицией налогового органа по настоящему спору, были предметом судебной проверки и обоснованно признаны судом не состоятельными.
Ссылка Инспекции на неподтверждение представленными документами обстоятельств, связанных с поступлением валютной выручки от инопокупателя, в связи с отсутствием поступления денежных средств по экспортному контракту и использованием так называемых банковских схем займов, проверялся судом и правомерно подлежал отклонению как не основанной на материалах дела.
Судом установлено, что оплата за экспортированный товар осуществлена в долларах США и зачислена на транзитный валютный счет налогоплательщика в Федеральном депозитном банке, что подтверждается выпиской банка.
Представленная выписка банка содержит информацию, которая соответствует "Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденным Банком России от 18.06.97 N 61.
При проверке довода налогового органа о соблюдении налогоплательщиком требований п.п. 2 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации суд принял во внимание справку банка о закрытии паспорта сделки N 1/29307251/001/0000001513 и завершении расчетов по контракту от 12.08.02, что в силу п. 3 раздела 3 Инструкции Банка России N 86-И и Государственного таможенного комитета России от 13.10.99 N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" также может свидетельствовать в совокупности с другими документами о поступлении валютной выручки от инопокупателя и факта реального экспорта товара.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо от 15.11.02 N 215/02 от грузополучателя о поступлении груза в количестве 79 мест и весом брутто 1440 кг по CMR N 1098490. Это же количество мест, вес груза и номер товаросопроводительного документа указаны в ГТД N ...02626, по которому вывозился в рамках упомянутого контракта экспортированный товар. Перечисленным документам суд дал надлежащую оценку и нашел доказанным факт экспорта товара.
Довод Инспекции на применение искусственно созданной системы отношений займов российских организаций не свидетельствует о судебной ошибке по делу, поскольку не содержит ссылок на документы, опровергающие правильность вывода суда о соответствии указанных сделок требованиям гражданского либо банковского законодательства.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на результаты проверок организаций, оказавших услуги, связанные с реализацией поставленного на экспорт товара, которые по сведениям налогового органа не располагаются ни по юридическим, ни по фактическим адресам, что свидетельствует, как полагает Инспекция о недобросовестном использовании налогоплательщиком его прав по возмещению НДС.
Между тем, данный довод не основан на требованиях налогового законодательства о налогах и сборах. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета уплаченных сумм НДС не зависит от результатов таких проверок при соблюдении последним условий правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Кроме того, в материалах дела имеются результаты по встречной выездной налоговой проверки ООО "Жаклин", проведенной Инспекцией МНС России по Бежицкому району г. Брянска Брянской области, об уплате с полученной по договору от 17.09.02 выручки налога.
Заявление от Инспекции в порядке ст. 161 АПК РФ о фальсификации доказательств не поступало.
Правомерно подлежал отклонению судом довод Инспекции о неэкономической целесообразности сделки как не основанный на требованиях закона.
Кроме того, в опровержение данного довода заявитель указывает на то, что налоговым органом не учтены обстоятельства, связанные с механизмом возмещения из бюджета по экспортным операциям сумм НДС, уплаченных в стоимости товара, приобретенного у российского поставщика (т. 1, л.д. 126).
Аргументов, опровергающих выводы суда, а также ошибочность позиции заявителя по данному вопросу, Инспекция не привела.
Ссылка на экономическую невыгодность, убыточность сделки лишь предполагает ее реальное отсутствие, но не доказывает этого. Недобросовестность налогоплательщика должна быть доказана, а не предполагаться.
Суд проверил факт оплаты налогоплательщиком НДС к заявленной к возмещению сумме и нашел его доказанным представленными платежными поручениями, выписками банка, счетами-фактурами. Возражений по поводу представления перечисленных документов налоговый орган не высказывал.
Отсутствовали у налогового органа какие-либо замечания в отношении правильности оформления представленных в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов документов.
При таких обстоятельствах оснований к отмене либо изменению обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.06.2003 по делу N А40-5406/03-118-88 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 5 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 20.03.2003 и постановление от 17.06.2003, введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.07.2003 по делу N КА-А40/5536-03.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2003 г. N КА-А40/5536-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании