10 сентября 2008 г. |
Дело N А31-667/2008-20 |
(объявлена резолютивная часть).
10 сентября 2008 года
(изготовлен полный текст)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Губиной Л.В., Поляковой С.г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2008 по делу N А31-667/2008-20, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.,
по иску Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования
к муниципальному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 2"
о взыскании 53960 руб. 10 коп.,
установил:
Костромской областной центр обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 2" (далее - Поликлиника, ответчик) о взыскании 53960 руб. 10 коп., использованных не по целевому назначению.
Требования истца основаны на статьях 4, 12, 20, 23, 26 Федерального закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статьях 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2008 в удовлетворении исковых требований отказано Суд не усмотрел нецелевого характера расходов на премии и компенсационные выплаты работникам
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области отменить в части отказа во взыскании 47260 руб. 10 коп. и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 47260 руб. 10 коп.
Истец поясняет, что тарифом компенсируются только те расходы учреждения в части заработной платы, которые возникают непосредственно при оказании медицинской помощи. Премии и компенсационные выплаты в составе целевых расходов учитываться не должны.
Фонд указывает, что арбитражным судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований; считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и не применены подлежащие применению нормы: статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, письмо Минфина от 01.04.2005 N 02-14-10/607.
Поликлиника в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между Фондом (страховщиком) и Поликлиникой заключен договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 01.04.2005, предметом которого является предоставление Поликлиникой лечебно-профилактической помощи застрахованным лицам, в соответствии с которым Поликлиника обязалась оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь, обеспечить целевое и рациональное использование средств обязательного медицинского страхования, а страховщик обязался ежемесячно оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам.
По результатам проведённой Фондом проверки Поликлиники актом комплексной проверки от 12.05.2006 установлено нецелевое использование денежных средств в сумме 50172 руб. - на выплату работникам премий и 3788 руб. 10 коп. - на выплату пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте до 3 лет.
В адрес Поликлиники было выставлено предписание об устранении нарушений в использовании средств ОМС, которым предписано Поликлинике восстановить путем перечисления на счет обязательного медицинского страхования использованные не по назначению денежные средства.
В связи с неисполнением предписания Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Поликлиники 53960 руб. 10 коп., использованных ответчиком не по целевому назначению.
При обращении в арбитражный суд апелляционной инстанции Фонд обжалует решение арбитражного суда в части отказа во взыскании 43472 руб. премии и 3788 руб. 10 коп. компенсационных выплат, признав правомерным отказ во взыскании 6700 рублей премии, выплаченной ответчиком за счёт предпринимательской деятельности.
В силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в отсутствие возражений сторон.
В соответствии с абзацем 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" отношения субъектов медицинского страхования регулируются договором, заключаемым между субъектами медицинского страхования.
Таким образом, использование средств фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в рамках правоотношений, возникающих на основании договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 N 1082 целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.
Истец указывает, что взыскиваемые им средства не входили в структуру тарифа за оказанную медицинскую помощь и расходовались в нарушение Соглашения о тарифах на медицинские услуги от 20.02.2004, Соглашения о тарифах от 24.05.2005, Соглашения о тарифах от 27.12.2005, а также Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.
В соответствии с разделом 5 Указаний по обеспечению рационального (целевого) использования средств системы обязательного медицинского страхования (утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N 105 с изменениями, внесенными Приказом ФФОМС от 25.07.2005 N 76) медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяются с учетом единой методологической базы для расчета и индексации тарифов, решением согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят заинтересованные стороны, а именно: представители Территориального фонда, органов государственного управления, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций (при отсутствии последних интересы медицинских учреждений могут представлять профсоюзы медицинских работников).
В материалах дела имеются Соглашения о тарифах на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан в Костромской области от 27.12.2005, от 24.05.2005 и от 20.04.2004.
Указанными соглашениями определён порядок формирования тарифов на оказываемые услуги, виды тарифов. Приложением к соглашениям являются средние тарифы (примерные составы тарифа) на медицинские услуги.
В тарифы включаются расходы медицинских учреждений, в том числе на оплату труда медицинских работников.
Распределение средств, предназначенных для оплаты труда медицинских работников, осуществляется по статье 210 бюджетной классификации "Оплата труда и начисления на оплату труда", включающей в себя подстатьи 211 "Заработная плата", 212 Прочие выплаты (в том числе компенсационные выплаты, назначаемые и выплачиваемые находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет) и 213 "Начисления на оплату труда".
Средства, предусмотренные на оплату труда медицинских работников, распределяются руководителем учреждения здравоохранения в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным в порядке, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, и направляются данные средства на оплату труда медицинских работников (врачей, медсестер), непосредственно оказавших медицинскую помощь.
В соответствии со статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, стимулирующие выплаты (премии) входят в структуру заработной платы работников, в том числе и медицинских учреждений.
Фондом не представлены доказательства того, что расходы на оплату труда (включая выплаченные работникам премии и компенсационные выплаты) превысили расходы на заработную плату, заложенные в тариф на оказание определённых видов медицинской помощи.
При таких условиях арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что истцом не представлены доказательства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и расходования средств свыше размеров, установленных в тарифах.
В отсутствие доказательств превышения медицинским учреждением норматива использования средств обязательного медицинского страхования а также наличия нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования требования истца удовлетворению не подлежат.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных сторонами доказательствах. Судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в рассматриваемых отношениях.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения Арбитражного суда Костромской области отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2008 по делу N А31-667/2008-20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-667/2008
Истец: Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Муниципальное учреждение здравоохранения "Стомотологическая поликлиника N2"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3471/2008