12 сентября 2008 г. |
Дело N А17-1693/2008 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.
судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.,
при участии в заседании представителя заявителя Слободенюка В.Б.
по доверенности от 15.07.2008 г.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортивно - охотничий и рыболовный клуб "Барсук"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.07.2008 г. по делу N А17-1693/2008, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спортивно - охотничий и рыболовный клуб "Барсук"
к Правительству Ивановской области
третьи лица: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области, Служба по охране объектов животного мира Ивановской области,
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спортивно - охотничий и рыболовный клуб "Барсук" (далее - заявитель, Общество, ООО "СОРК "Барсук") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Правительству Ивановской области (далее - ответчик, Правительство) о признании недействительным пункта 1 распоряжения Правительства от 08.04.2008 г. N 110-рп " О предоставлении ООО "Спортивно - охотничий клуб "Барсук" заявленной территории" (далее - распоряжение от 08.04.2008 г. N 110-рп), в котором признано невозможным в настоящее время предоставление в пользование Общества территории, указанной в заявке от 01.08.2006 г., для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Решением суда первой инстанции от 01.07.2008 г. заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СОРК "Барсук" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, что выразилось в ошибочном истолковании статьи 37 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), необоснованном применении статей 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 25, 36, 70, 71, 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса), нарушении статьи 12 Закона о животном мире, статей 2, 44, 51, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Служба по охране объектов животного мира Ивановской области (далее - Служба по охране животного мира) в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов Общества. По ее мнению, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Сообщила о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции без участия своего представителя.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию заявителя. Считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Правительство, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
При рассмотрении материалов дела в суде апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно, что ООО "СОРК "Барсук" 01.08.2006 г. подало заявку в Правительство для получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на заявленной территории. Правительство направило заявку на рассмотрение в Управление координации комплекса земельно-имущественных отношений аппарата Правительства и Департамент землепользования и природных ресурсов Ивановской области (далее - Департамент землепользования).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2007 г. по делу N А17-3425/5-2006 отказано в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия Департамента землепользования по рассмотрению заявки в связи с тем, что рассмотрение заявок на получение объектов животного мира в пользование не входит в компетенцию Департамента землепользования.
Общество 08.02.2007 г. обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства по рассмотрению заявки от 01.08.2006 г. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.04.2007 г. по делу N А17-346/2007, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 г., бездействие Правительства признано незаконным.
Арбитражный суд Ивановской области вступившим в законную силу решением от 10.10.2007 по делу N А17-5183/5-2007 обязал Правительство передать заявку на рассмотрение в Управление.
Управление 30.10.2007 г. вынесло положительное экспертное заключение о возможности выдачи Обществу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на заявленной территории площадью 22,2 тысячи гектар, сроком на 25 лет и передало заключение в Правительство.
Бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, на основании положительного заключения Управления от 30.10.2007 г. послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда от 04.02.2008 г. по делу N А17-5902/5-2007 признано незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявленной обществом территории в пользование на основании положительного экспертного заключения Управления Россельхознадзора по Ивановской области от 30.10.2007 г. Суд обязал Правительство принять решение о предоставлении заявленной обществом территории в пользование сроком на 25 лет 8 апреля 2008 г. Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменений.
08.04.2008 г. Правительством принято распоряжение N 110-рп, в пункте 1 которого признано невозможным в настоящее время предоставление в пользование обществу указанной в заявке от 01.08.2006 г. территории.
Посчитав, что пункт 1 распоряжения от 08.04.2008 г. N 110-рп является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного пункта распоряжения недействительным.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое распоряжение соответствует законодательству, требования заявителей оставил без удовлетворения.
Арбитражному суду апелляционной инстанции представляется возможным оставить решение суда без изменения в силу следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта и действий иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт или действия не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом официального разъяснения данной нормы в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Обществом подана заявка в Правительство на получение в пользование объектов животного мира на указанной в заявке территории. Управление Россельхознадзора по Ивановской области дало положительное заключение относительно возможности выдачи ООО "СОРК "Барсук" долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на заявленной территории. 08.04.2008 г. Правительство приняло распоряжение N 110-рп, в котором признало невозможным в настоящее время предоставить в пользование Общества территории, испрашиваемой в заявке от 01.08.2006 г. (пункт 1), и поручило Службе по охране животного мира обеспечить проведение процедуры согласования условий предоставления указанной территории (пункт 2).
По смыслу указанных пунктов распоряжения в их совокупности оспариваемый акт как в части так и в целом носит временный характер, и вопрос о предоставлении испрашиваемой территории ООО "СОРК "Барсук" либо отказе в предоставлении остается открытым. При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый пункт распоряжения отказа в удовлетворении заявки Общества не содержит, у суда отсутствует основание считать права и законные интересы заявителя нарушенными.
Отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемой ситуации является достаточным основанием для отказа в признании пункта 1 распоряжения от 08.04.2008 г. N 110-рп недействительным.
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался при принятии решения нормами лесного и земельного законодательства, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не влияющий на правильность принятого решения. Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Утверждение заявителя о том, что суд не учел выводы постановления суда апелляционной инстанции от 30.04.2008 г. по делу N А17-5902/5-2007 в качестве преюдициально установленных обстоятельств, судом апелляционной инстанции не принимается, как основанное на ошибочном толковании закона.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Выводы суда не являются обстоятельствами, устанавливаемые судом. Следовательно, они не имеют преюдициальный характер.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.07.2008 г. по делу N А17-1693/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортивно - охотничий и рыболовный клуб "Барсук" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В.Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1693/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Спортивно-охотничий и рыболовный клуб "Барсук"
Ответчик: Правительство Ивановской области
Третье лицо: Управление Россельхознадзора по Ивановской области, Служба по охране объектов животного мира Ивановской области