15 сентября 2008 г. |
Дело N А82-413/2008-35 |
(объявлена резолютивная часть).
15 сентября 2008 года
(изготовлен полный текст)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Истоминой А.Н., доверенность от 05.05.08г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2008 по делу N А82-413/2008-35, принятое судом в составе судьи Чистяковой О.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Ярхимпромстрой"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области,
Департаменту по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области,
Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
о признании права собственности,
установил:
открытое акционерное общество "Ярхимпромстрой" (далее - ОАО "Ярхимпромстрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области (далее - территориальное управление), Департаменту по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области (далее - Департамент, заявитель), Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - Комитет) о признании права собственности на недвижимое имущество:
- здание ОГМ и гаража легкового автотранспорта (литер Б, Б2),
- здание складов и гаража (литер В, В1, В2),
- здание склада (литер Г),
- здание столярного цеха (литер Д),
- здание склада цемента и гаража (литер Е, Е1),
- здание теплового узла и гаража (литер Н),
- здание арматурного цеха (литер С),
- здания складов (литер И, К, Л),
- здание ОГМ, бытовки и склада (литер У), расположенные по адресу: г. Ярославль, пр-т Октября, 86а.
Требования истца основаны на статьях 8, 11, 12, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 129, 131 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)", статье 17 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2008 требования истца удовлетворены: признано право собственности ОАО "Ярхимпромстрой" на здание ОГМ и гаража легкового автотранспорта (литер Б, Б2), здание складов и гаража (литер В, В1, В2), здание склада (литер Г), здание столярного цеха (литер Д), здание склада цемента и гаража (литер Е, Е1), здание теплового узла и гаража (литер Н), здание арматурного цеха (литер С), здания складов (литер И, К, Л), здание ОГМ, бытовки и склада (литер У), расположенные по адресу: г. Ярославль, пр-т Октября, 86а.
При вынесении решения арбитражный суд исходил из того, что спорные объекты в 1990 году были отнесены и переданы истцу в составе объектов непроизводственной сферы и с момента передачи находились во владении и пользовании истца.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ОАО "Ярхимпромстрой" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права: статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР, статьи 43 Федерального закона Российской Федерации "О приватизации государственного и муниципального имущества" - и нарушение норм процессуального права: статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению Департамента истец не доказал, что право собственности на спорные объекты у ОАО "Ярхимпромстрой" возникло на основании договора аренды N 11 от 29.06.1990 и считает, что спорные объекты являются собственностью Ярославской области в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 N 698 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ярославской области".
ОАО "Ярхимпромстрой" в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просил оставить в силе.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, в силу следующего.
Обращение ОАО "Ярхимпромстрой" с настоящим иском, как это следует из искового заявления, связано с тем, что спорные объекты отсутствуют в плане приватизации треста "Ярхимпромстрой" и невозможностью государственной регистрации права собственности на указанные объекты в установленном законом порядке. Ссылаясь на факт добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом производственной базы как своим собственным и использования его по прямому назначению на протяжении многих лет с момента постройки, истец в качестве правового основании признания за ним права собственности называл статью 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в силу приобретательной давности.
Уточнив в процессе рассмотрения спора исковые требования (т. 2 л.д. 54) истец указывал, что право собственности на спорные объекты возникло у него на основании договора о создании арендного предприятия - строительного треста "Ярхимпромстрой" и статей 96, 135, 136 Гражданского кодекса РСФСР.
В материалы дела истец представил договор аренды N 11, подписанный между ордена Трудового Красного знамени строительным трестом "Ярхимпромстрой" и ТОО "Ярославльстрой" Минсевзапстроя РСФСР 29 июня 1990 г. (т. 2 л.д. 35).
В соответствии с указанным договором организация арендаторов приняла в аренду на срок действия настоящего договора (с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1995 г.) основные производственные фонды треста "Ярхимпромстрой" общей остаточной стоимостью 3165 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 1.2 договора арендованные основные фонды выкупаются арендным предприятием в течение срока действия аренды, путём внесения арендодателю всей причитающейся ему арендной платы со стоимости сданных на полный амортизационный срок основных фондов. А также путём внесения ему арендных платежей с остаточной стоимости основных фондов, аренда которых прекращается до завершения амортизационного срока. Основные фонды, выкупаемые в течение срока аренды, переходят в собственность арендного предприятия.
Пунктом 2.2.4 договора предусмотрено, что арендное предприятие ежемесячно отчисляет арендодателю арендную плату в размерах. Установленных настоящим договором, равными долями, не позднее 15 числа текущего месяца. Договором стороны согласовали арендную плату со 2 полугодия 1990 г. в сумме 321,5 тыс. руб. Арендная плата за последующие годы, как это следует из пункта 1.1 договора, будет определяться дополнительным соглашением.
Стороны при заключении договора аренды определили (пункт 5.3), что договор вступает в действие при условии регистрации арендного предприятия в исполнительном комитете Ленинского районного Совета народных депутатов г. Ярославля.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о регистрации арендного предприятия в исполнительном комитете Ленинского районного Совета народных депутатов г. Ярославля, доказательства согласования размера арендной платы на 1991 и на последующие годы, доказательства уплаты арендной платы.
Акт сдачи в аренду основных фондов (приложение N 1 к договору аренды, т. 2 л.д. 41) не содержит перечня имущества, сданного в аренду.
Из представленных в материалы дела технических паспортов следует, что абсолютное большинство спорных объектов было построено в период с 1950- 1985годы.
Здание склада (литер Т) было построено в 1990 г. (т. 1 л.д.96), однако данный объект не относится к предмету настоящего иска, а здание ОГМ, бытовки и склада (литер У) построено в 1993 г. (т.1 л.д.102). Отсюда следует вывод о том, что данный объект, как созданный позднее, не мог войти в состав имущества, сданного в аренду с правом выкупа.
В материалах дела отсутствует технический паспорт на здания складов (литеры И,К,Л), истец не представил доказательства, свидетельствующие о том, что данное имущество могло войти в состав имущества, сданного в аренду.
Договор аренды в качестве основного условия, предусматривающего переход права собственности на основные фонды, называет выкуп это имущества. Доказательств, свидетельствующих о перечислении арендным предприятием арендной платы, в материалах дела нет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что сам факт перечисления арендной платы не может свидетельствовать о том, что предприятие выкупило именно это имущество, а не другое. Доказательством выкупа конкретного имущества является соглашение или иной документ, составленный между арендодателем и арендным предприятием, подтверждающим факт оплаты этого имущества и переход его в собственность предприятия.
Таких доказательств суду представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1993 г. N 698 арендное ордена Трудового Красного Знамени строительный трест "Ярхимпромстрой" был передан в государственную собственность Ярославской области.
В декабре 1993 г. был утверждён план приватизации государственного имущества треста "Ярхимпромстрой" (т. 1 л.д. 22).
Как следует из плана приватизации имущество предприятие находится как в государственной собственности Ярославской области (81%), так и в коллективной (19%).
Из плана приватизации невозможно сделать вывод о том, какое имущество составляет коллективную собственность.
Из прилагаемых к плану приватизации актам оценки имущества не следует, что спорное имущество вошло в план приватизации и было выкуплено. Сам истец в исковом заявлении данный факт подтверждает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" выкуп государственного (муниципального) имущества, сданного в аренду, осуществляется арендаторами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Этот Закон предусматривает, что приватизация сданного в аренду с правом выкупа имущества осуществляется путем его выкупа в соответствии с договором аренды или путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа (статья 15 Закона).
В соответствии с пунктом 9 указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" товарищество или акционерное общество, преобразованное из арендных предприятий, являются правопреемником арендатора в отношении имущества, выделенного в пределах его доли по разделительному балансу.
Пунктом 11 Указа президента предусмотрено, что товарищество или акционерное общество, созданное членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) на основе аренды имущества этого предприятия (подразделения) и выкупившее его, имеет преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими зданий, сооружений, нежилых помещений, а также зданий, сооружений, нежилых помещений, которыми они фактически владели, пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности, в соответствии с положением, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Доказательств выкупа имущества ОАО "Ярхимпромстрой", в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил.
Оснований для признания права собственности по заявленным истцом основаниям, у суда первой инстанции не было.
Передача имущества (статьи 135, 136 Гражданского кодекса Российской Федерации) может служить основанием для возникновения права собственности только в том случае, если между сторонами заключался договор купли-продажи имущества, а не договор аренды.
Как отмечалось выше, доказательств выкупа спорного имущества истец суду не представил.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с истцом и судом первой инстанции в том, что спорные были переданы в собственность истца ранее 1990 года как оборотные средства и объекты непроизводственной сферы, поскольку они предназначались только для обслуживания основных фондов.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие этот вывод.
Отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорные объекты не относились к основным фондам предприятия и предназначались только для обслуживания основных фондов. Отсутствуют документы, свидетельствующие о передаче этих объектов в собственность арендного предприятия.
В исковом заявлении истец указывал, что он добросовестно, открыто и непрерывно владеет недвижимым имуществом производственной базы как своим собственным и использует указанные строения по его прямому назначению на протяжении многих лет с момента их постройки. Но это обстоятельство не является основанием для удовлетворения его требований.
В соответствии со статьёй 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество может быть признано только в отношении такого имущества, собственник которого не известен.
Однако, у спорного имущества имеется собственник - Ярославская область. Право собственности возникло на основании постановления Правительства Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции может предполагать, что собственностью Ярославской области не может быть имущество, созданное в 1993 г.: ОГМ, бытовка, склад (литер У), однако указание в техническом паспорте года постройки не может свидетельствовать о том, что эти объекты были построены именно в 1993 г.
Кроме того, право собственности на данный объект по тем основаниям, которые заявлены истцом, признано быть не может. Поэтому вопрос о праве собственности на данный объект должен рассматриваться в ином процессе, при представлении заинтересованной стороной соответствующих доказательств.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что у Арбитражного суда Ярославской области отсутствовали правовые основания для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимого имущества. Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит отмене, как не соответствующее действующему законодательству.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная заявителем при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возмещению истцом.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1,4 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2008 по делу N А82-413/2008-35 отменить.
В удовлетворении исковых открытого акционерного общества "Ярхимпромстрой" требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ярхимпромстрой" в пользу Департамента по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области 100 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-413/2008
Истец: открытое акционерное общество "Ярхимпромстрой"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3472/2008