23 сентября 2008 г. |
Дело N А29-3068/2008 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: Остапчук О.А. - по доверенности от 04.05.2008 N 97,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2008 года по делу N А29-3068/2008, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В., по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми
о признании недействительным решения от 26.02.2008 N 31 в части непринятия к зачету расходов, произведенных в мае 2007 года в сумме 16 800 рублей,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (далее по тесту - Территориальный орган Росстата, страхователь, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми (далее по тексту - ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми, Учреждение, Фонд соцстрахования) от 26.02.2008 года N 31 в части непринятия к зачету расходов, произведенных в мае 2007 года сумме 16 800 рублей.
Решением от 24.07.2008 года Арбитражный суд Республики Коми отказал Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми в удовлетворении заявленных требований.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований страхователя.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление путевок в детский санаторий исключительно для детей (без родителей) застрахованных граждан осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей".
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2001 N 02-18/10-3948 "О применении некоторых пунктов Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2004 N 309" установлено, что предметом регулирования этого Положения являются не любые правоотношения, связанные с оздоровлением граждан и членов их семей, а только те, когда санаторная путевка выдается на оздоровление самого работника, либо - работника вместе с членами его семьи. Следовательно, действие указанного Положения не распространяется на отношения, связанные с оздоровлением только членов семьи застрахованного лица.
При этом Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми ссылаясь в своей апелляционной жалобе на абзац 5 и 6 упомянутого выше письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2001, считает, что суд первой инстанции сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Страхователь указывает, что порядок и условия обеспечения санаторными путевками детей застрахованных граждан в 2007 году определялось Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году" от 05.03.2007 N 144, принятым на основании статьи 11 Закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" от 19.12.2006 N 234-ФЗ, ссылка на которую имеется в решении суда первой инстанции. Однако, средства на оздоровление застрахованных граждан совместно с членами семьи на условиях и в порядке, установленном Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2004 N 309, вопреки судебному решению, предусматривались пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ, и ограничивались размером перечисленных страховых взносов в предшествовавшем 2006 году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по определенному виду страхования, а не до 500 рублей, как это определялось исключительно для детского оздоровления и указано в судебном решении.
Таким образом, по сути, судом первой инстанции, по мнению заявителя, применена норма Закона, не подлежащая применению, а именно пункт 1 части 1 статьи 17, вместо упомянутой им статьи 11 Закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ. Следовательно, судом первой инстанции был неправильно истолкован закон, что привело к неправильному применению норм материального права.
ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми отзыв на апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми не представило.
Заявитель апелляционной жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
Представитель ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми провело документальную выездную проверку страхователя по обязательному социальному страхованию - Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд соцстрахования за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 и установило, в том числе, что в нарушение пункта 7 "Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309, страхователем дважды в 2007 году детям работника Василенко А.Д. предоставлялись путевки в детский санаторий "Лозым", на оплату которых использовались средства обязательного социального страхования, что повлекло неправомерное расходование средств обязательного социального страхования в сумме 16 800 рублей.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.01.2008 N 1с/с, на основании которого заместитель управляющего ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми вынес решение от 26.02.2008 года N 31 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, которым не приняты к зачету расходы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, в том числе за май 2007 года в размере 17 010 рублей 60 копеек, включая сумму 16 800 рублей. Данным решением заявителю предложено произвести корректировку сумм расходов на цели государственного социального страхования, а также произвести доплату сумм по неправильно выплаченным пособиям.
Не согласившись с принятым решением налогового органа в указанной выше части, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительными в обжалуемой части.
Отказывая Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации" и Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" и исходил из того, что материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается факт предоставления путевок детям работника страхователя чаще одного раза в год одному лицу, а именно: дважды в 2007 году.
Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные документы, выслушав представителя ответчика, считает апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 6 указанного выше Закона субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей является одним из видов страхового обеспечения в рамках обязательного социального страхования.
Основной документ, регламентирующий порядок предоставления путевок за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации , это ежегодно принимаемый федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.
В рассматриваемом деле в 2007 году действовал Федеральный закон Российской Федерации от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" в 2007 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 500 рублей на одного ребенка в сутки;
2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 19.12.2006 N 234-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 05.03.2007 N 144 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году".
Однако, порядок и условия предоставления работникам и членам их семей путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств обязательного социального страхования определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей".
В соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей.
При этом расчет стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установлены федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 5 указанного Положения ассигнования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей устанавливаются страхователю региональным отделением Фонда в пределах общей суммы ассигнований, предусмотренных региональному отделению на эти цели в соответствии с бюджетом Фонда на соответствующий год, с учетом расходования страхователем средств на выплату гарантированных государством пособий, потребности работников в санаторно-курортном лечении и оздоровлении, обеспечения путевками в предыдущие годы.
Расходы на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей сверх норм, установленных федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, осуществляются страхователем за счет других источников (пункт 6 Положения).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 предусмотрено, что распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя. Указанная комиссия образуется из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Следовательно, страхователем своему работнику, а также члену его семьи может быть предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение или оздоровление не чаще одного раза в календарному году на одного человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с договором об оказании оздоровительных услуг от 04.05.2007 года, заключенному между Государственным учреждением Республики Коми "Санаторий "Лозым" и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, работнику Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми Василенко А.Д. были предоставлены 4 путевки, на оплату которых использовались средства обязательного социального страхования (л.д. 45 - 49).
Согласно путевок Василенко Анастасия, 06.11.1998 года рождения, проходила лечение в санатории "Лозым" в период с 16.07. - 06.08.2007 (путевка N 001977 серии П) и в период с 08.08. - 28.08.2007 (путевка N 001977 серия П), Василенко Сергей, 26.04.2004 года рождения, проходил лечение в детском санатории "Лозым" в период с 16.07. - 06.08.2007 (путевка N 001976 серия П) и с 08.08. - 28.08.2007 (путевка N 001978 серия П).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работнику Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми Василенко А.Д. дважды в 2007 году были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение двух детей, на оплату которых использовались средства обязательного социального страхования, что является нарушением пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей".
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действие Положения, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 не распространяется на отношения, связанные с оздоровлением только членов семьи застрахованного лица, и санаторная путевка выдается на оздоровление самого работника, либо работника вместе с его членами семьи, при этом заявитель апелляционной жалобы ссылается на письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2001 N 02-18/10-3948, судом апелляционной инстанции признается не состоятельным и подлежит отклонению.
Из содержания пункта 6 письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.05.2001 N 02-18/10-3948, которым Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняет своим региональным отделениям Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309, не следует, что указанное Положение регулирует только лишь выдачу путевок на санаторно-курортное лечение именно самому работнику, а также работающему родителю для совместного лечения с ребенком и не подразумевает выдачу путевок для детей работника отдельно от родителей. Данный пункт письма лишь разъясняет пункт 7 и 8 указанного выше Положения и указывает, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление могут быть предоставлены только на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.
Ссылка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми на пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку в данной статье говорится о направлении страхователем страховых сумм на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью финансирования предупредительных мер по сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортному лечению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд считает правомерным отказ Арбитражного суда Республики Коми в удовлетворении заявленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми требований о признании недействительным решения ГУ - РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми от 26.02.2008 N 31 в части непринятия к зачету расходов, произведенных в мае 2007 года в сумме 16 800 рублей.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми части по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Решение суда первой инстанции вынесено на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, который уплатил государственную пошлину при обращении с апелляционной жалобой в размере 1000 рублей платежным поручением от 14.08.2008 года N 3115.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2008 года по делу N А29-3068/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В.Хорова |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3068/2008
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статисики по Республике Коми
Ответчик: Государственное учреждение-Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3626/2008