30 сентября 2008 г. |
Дело N А28-4497/2008-46/34 |
(объявлена резолютивная часть).
06 октября 2008 года
(изготовлено постановление в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.,
при участии представителей:
заявителя - Хохрина А.Н. по доверенности от 11.02.2008,
ответчика - Косатой С.К. по доверенности от 26.02.2008 N 450-01-01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Землеустроительное бюро"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2008 по делу N А28-4497/2008-46/34, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Землеустроительное бюро"
к администрации муниципального образования "Город Киров"
о признании бездействия незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Землеустроительное бюро" (далее - заявитель, Общество, ООО "Землеустроительное бюро") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Администрация), выразившегося в неисполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению выбора земельного участка, оформлении результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта расположенного по адресу: г. Киров, на пересечении улицы Тюленина и Первого Линейного переулка.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2008 в удовлетворении данного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Землеустроительное бюро" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению Общества, письмо Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Кирова от 19.02.2008 N 02-01-137 не является ответом уполномоченного органа на заявление Общества от 21.01.2008 о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Муниципальный правовой акт по результатам рассмотрения указанного заявления в срок, установленный статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений граждан) органом местного самоуправления не принимался, что свидетельствует о бездействии Администрации, противоречит требованиям пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение суда без изменения, считает, что вывод суда об отсутствии бездействия со стороны ответчика подтверждается материалами дела. Действиями Администрации права ООО "Землеустроительное бюро" не нарушены, так как заявитель имеет право принять участие в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого им земельного участка.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.01.2008 ООО "Землеустроительное бюро" обратилось в Администрацию с заявлением о выделении в аренду земельного участка площадью 1100 кв.м. в районе пересечения Первого Линейного переулка и ул. Тюленина для строительства административного здания и предварительном согласовании места размещения объекта строительства. К заявлению приложены ходатайство о намерениях и схема места расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 19.02.2008 N 02-01-137 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Кирова сообщило Обществу о невозможности предоставления земельного участка для строительства в связи с тем, что в настоящее время в соответствии с постановлением главы администрации г.Кирова от 04.02.2008 N 451-П проводятся работы по формированию указанного земельного участка для последующего предоставления его с аукциона.
Не имея информации о принятии Администрацией по итогам рассмотрения заявления ООО "Землеустроительное бюро" от 21.01.2008 решения в форме распоряжения или постановления, Общество пришло к выводу о наличии бездействия со стороны ответчика и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Администрации отсутствует, имеет место отказ в предоставлении земельного участка без проведения торгов, решение о проведении которых после формирования земельного участка содержится в муниципальном правовом акте - постановлении главы администрации г. Кирова от 04.02.2008 N 451-П. По мнению суда, подготовка и подписание Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Кирова (далее - Управление) письма от 19.02.2008 N 02-01-137, содержащего отказ в предоставлении земельного участка, осуществлены в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктами 1.1, 3.3.8, 3.3.11, 4.10 Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации города Кирова, утвержденного решением Кировской городской думы от 30.05.2007 N 3/14 (далее - Положение N 3/14). Права заявителя в рассматриваемом случае не нарушены, так как ООО "Землеустроительное бюро" не лишено возможности принять участие в торгах, а при наличии одной заявки - имеет право заключить договор аренды без проведения торгов.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из содержания заявления ООО "Землеустроительное бюро", поступившего в Администрацию 21.01.2008 (л.д. 13), можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае Обществом была инициирована процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу статьи 41 Устава муниципального образования "Город Киров", пункта 2.2 Положения об управлении и распоряжении земельными участками на территории муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской думы от 27.06.2007 N 4/6 (далее - Положение N 4/6), статей 11, 29 ЗК РФ, абзаца второго пункта 10 статьи 3, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной и неразграниченной государственной собственности, осуществляется Администрацией.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Устава муниципального образования "Город Киров" по вопросам своего ведения Администрация принимает муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений главы администрации города, распоряжений и приказов руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города.
Согласно части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что первым решением, которое Администрация должна была принять по итогам рассмотрения заявления ООО "Землеустроительное бюро", должно было стать указанное в части 6 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Срок принятия такого решения статьей 31 ЗК РФ не определен, поэтому Администрация должна была дать ответ на заявление Общества, поступившее 21.01.2008 (л.д. 13), в разумный срок.
Из требований Общества, содержащихся в заявлении о признании незаконным бездействия Администрации (л.д. 4 - 10), следует, что данное бездействие заявитель усматривает именно в непринятии ответчиком решения по заявлению от 21.01.2008 о предоставлении земельного участка для строительства административного здания и предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
До настоящего времени муниципальный правовой акт о результатах рассмотрения указанного заявления ООО "Землеустроительное бюро", то есть о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его размещении, ответчиком не принят. Таким образом, имеет место незаконное бездействие Администрации.
Апелляционный суд полагает, что, суд первой инстанции неверно оценил письмо Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Кирова от 19.02.2008 N 02-01-137 и постановление главы администрации г. Кирова от 04.02.2008 N451-П как доказательства, свидетельствующие об отказе в предоставлении земельного участка и отсутствии бездействия со стороны ответчика, исходя из следующего.
Согласно пункту 2.2.1 Положения N 4/6 структурные подразделения администрации города, действующие на основании положений, утвержденных Кировской городской Думой, осуществляют управление землями от имени администрации города. В то же время указанные структурные подразделения не наделены правом по распоряжению землями, находящимися в границах муниципального образования "Город Киров". Поэтому данное полномочие может быть реализовано только Администрацией (пункт 2.2 Положения N 4/6).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 3/14 Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Кирова является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Кирова. К полномочиям данного структурного подразделения, в частности, относится: выбор земельных участков для строительства, определение назначения и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с документом территориального планирования, документацией по планировке территории, Правилами землепользования и застройки, градостроительными регламентами, иной документацией; подготовка предложения по формированию участков для проведения аукционов в соответствии с генеральным планом муниципального образования "Город Киров" и документацией по планировке территории; рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам компетенции Управления (пункты 3.3.8, 3.3.11, 4.10 Положения N 3/14).
Таким образом, совершение распорядительных действий в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Киров", в том числе и принятие решений, предусмотренных частью 6 статьи 31 ЗК РФ, не входит в компетенцию Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Кирова.
Поэтому письмо от 19.02.2008 N 02-01-137 (л.д. 39) не может являться отказом органа местного самоуправления в предоставлении заявителю земельного участка для строительства административного здания.
Постановление главы администрации г. Кирова от 04.02.2008 N 451-П "О градостроительной подготовке земельных участков, связанной с формированием земельных участков, для последующего предоставления на торгах (конкурсах, аукционах)" (л.д. 40 - 41) также не подтверждает факт совершения Администрацией каких-либо действий по итогам рассмотрения заявления ООО "Землеустроительное бюро" от 21.01.2008, поскольку из текста данного постановления не усматривается наличие причинно-следственной связи между названным заявлением и решением о включении испрашиваемого Обществом земельного участка в перечень участков, вопрос о предоставлении которых будет решаться на торгах после проведения работ по их формированию.
Непринятие ответчиком в разумный срок решения по заявлению ООО "Землеустроительное бюро" от 21.01.2008 о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта - административного здания, либо об отказе в его размещении, не соответствует требованиям пункта 6 статьи 31 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышесказанного вывод суда первой инстанции об отсутствии бездействия Администрации основан на неверном толковании правовых актов муниципального образования "Город Киров".
Данное обстоятельство в силу пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2008 г. следует отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "Землеустроительное бюро" от 21.01.2008.
Обязать Администрацию устранить допущенные нарушения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2000 руб. и по апелляционной инстанции в сумме 1000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Землеустроительное бюро" удовлетворить, решение Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2008 по делу N А28-4497/2008-46/34 отменить, принять новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Киров", выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "Землеустроительное бюро" от 21.01.2008.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Киров" устранить допущенные нарушения.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Киров" (место нахождения: Кировская область, г. Киров, ул. Воровского, 39) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Землеустроительное бюро" расходы на уплату государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2000 руб. и по апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4497/2008
Истец: ООО "Землеустроительное бюро"
Ответчик: Администрация г.Кирова
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3608/2008