28 октября 2008 г. |
Дело N А28-8778/2008-317/27 |
(объявлена резолютивная часть).
31 октября 2008 года
(изготовлен полный текст)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.,
при участии представителя ответчика Сазонтовой Е.А. по доверенности о 12.08.2008 N 03/6113,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2008 по делу N А28-8778/2008-317/27, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая Слобода"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Слобода" (далее - заявитель, Общество, ООО "Новая Слобода") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ответчик, Инспекция, ИФНС) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2008 N 23-49/1385 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 15.09.2008 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит данное решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению ответчика, проверка исполнения заявителем требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) проводилась в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ и пункта 5.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о ФНС). Поводом для возбуждения в отношении ООО "Новая Слобода" дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение налоговыми инспекторами события правонарушения. Факт неприменения контрольно-кассовой техники был признан барменом и руководителем Общества. Также Инспекция указывает на то, что договор розничной купли-продажи не является мнимой сделкой, поскольку товар был приобретен для личного пользования за наличный расчет, денежные средства покупателю - сотруднику ИФНС не возвращены.
ООО "Новая слобода", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.07.2008 Инспекцией на основании поручения от 25.07.2008 N 23-5105 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем Обществу летнем кафе, расположенном на Филейском карьере, 677 км. реки Вятки.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных расчетов за воду "Серебряная капля" по цене 15 руб. и квас по цене 10 руб. контрольно-кассовая техника применена не была, кассовый чек покупателю не выдан. Факт нарушения отражен в акте проверки выполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 25.07.2008 N 013163, акте проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, предприятием (индивидуальным предпринимателем) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг от 25.07.2008, акте о проверке наличных денежных средств кассы от 25.07.2008 N 013163.
В письменных объяснениях от 25.07.2008 генеральный директор ООО "Новая Слобода" Куртеев А.А. и бармен Митянина О.В. факт нарушения не отрицали, неприменение контрольно-кассовой техники объяснили тем, что генератор, от которого кассовый аппарат получает электроэнергию, был разряжен.
28.07.2008 главным государственным налоговым инспектором в отношении заявителя и в присутствии его законного представителя составлен протокол N 45031550 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения административного дела и.о.начальника Инспекции при участии генерального директора Куртеева А.А. 06.08.2008 вынесено постановление N 23-49/1385 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Считая данное постановление незаконным, ООО "Новая Слобода" оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не наделяет должностных лиц налоговых органов полномочиями по проведению негласных проверочных закупок в целях проверки соблюдения продавцами требований Закона N 54-ФЗ, порядок и документально-процессуальное оформление результатов совершения таких действий не регламентированы. Поэтому информация, полученная в ходе проверочной закупки и акты проверки, составленные на основании этих данных, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Также суд пришел к выводу о невозможности квалификации проверочной закупки как сделки розничной купли-продажи в связи с отсутствием у должностных лиц налогового органа цели приобретения товаров для личного потребления.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьями 2, 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В момент оплаты покупателю должен быть выдан отпечатанный на контрольно-кассовой технике кассовый чек.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин установлена статьей 14.5 КоАП РФ.
Согласно статье 7 Закона N 54-ФЗ, статье 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1994 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункту 5.1.6 Положения о ФНС контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники осуществляется налоговыми органами. С целью реализации данного полномочия налоговые органы наделены правом на проведение проверок хозяйствующих субъектов.
Однако названные нормативные правовые акты не определяют методы и порядок проведения таких проверок, а также полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из материалов дела, проверка ООО "Новая Слобода" на предмет соблюдения требований Закона N 54-ФЗ включала в себя действия по приобретению сотрудниками ИФНС в принадлежащем Обществу летнем кафе на Филейском карьере воды "Серебряная капля" 0,5 л. по цене 15 руб. и кваса 0,2 л. по цене 10 руб. за наличный расчет. Факт совершения указанных действий и выявленный в связи с этим факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники отражены в акте проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, предприятием (индивидуальным предпринимателем) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг от 25.07.2008 (л.д. 32). Данный акт является приложением к акту проверки выполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 25.07.2008 N 013163 (л.д. 31). Кроме того, акт проверки выдачи чека стал основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 28.07.2008 N 45031550 (л.д. 30) и привлечения его к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Согласно акту проверки выдачи чека (л.д. 32) вышеназванные товары приобретались должностными лицами Инспекции в целях проверки соблюдения Обществом требований Закона N 54-ФЗ, что позволяет квалифицировать данные действия как проверочную закупку.
В силу статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Исчерпывающий перечень органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, содержится в статье 13 названного Закона. При этом налоговые органы в этом перечне отсутствуют.
Таким образом, при проведении проверки ООО "Новая Слобода" Инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, что свидетельствует о получении ею доказательств, подтверждающих факт неприменения заявителем контрольно-кассовой техники, незаконным путем.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и принял правильное решение о признании постановления ИФНС от 06.08.2008 N 23-49/1385 незаконным и его отмене.
Ссылка ответчика на то, что поводом для возбуждения административного дела стало непосредственное обнаружение события правонарушения, отклоняется апелляционным судом, так как неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении заявителем наличных денежных расчетов было выявлено при совершении проверочной закупки, правом на совершение которой сотрудники ИФНС не обладают.
Доводы Инспекции о приобретении проверяющими товаров для личного потребления противоречат акту проверки выдачи чека от 25.07.2008 (л.д. 32), содержащего указание на то, что соответствующие действия были совершены ими с целью проверки выполнения Обществом требований пункта 2 статьи 2, статьи 5 Закона N 54-ФЗ. Кроме того, наличие у сотрудников Инспекции в момент покупки товара поручения на проведение проверки (л.д. 54) также свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае удовлетворение личных потребностей имело второстепенное значение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2008 по делу N А28-8778/2008-317/27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8778/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Новая Слобода"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4185/2008