г. Киров
20 ноября 2008 г. |
Дело N А29-5229/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: не явился;
представителя ответчика: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2008 по делу N А29-5229/2008, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комикаве"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми,
о признании незаконным решения налогового органа N 11-40/5934 от 14.04.2008 об отказе в списании задолженности по пеням и штрафам,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комикаве" (далее - ООО "Комикаве", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми (далее - инспекция, налоговый орган) с требованием о признании незаконным решения налогового органа N 11-40/5934 от 14.04.2008 об отказе в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2008 заявленные требования ООО "Комикаве" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, с учетом дополнения к жалобе, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Комикаве".
По-мнению Инспекции, суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права и неверно определил четырехлетний срок для досрочного погашения реструктурированной задолженности по налогам, который дает налогоплательщику право на списание задолженности по пеням и штрафам - с 01.01.2002 (начало уплаты задолженности по графику) и до 31.12.2005 года, когда следовало указанный срок исчислять с 17.12.2001 - даты принятия налоговым органом решения о предоставлении права реструктуризации задолженности по федеральным налогам и утверждения графика погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам. Заявитель жалобы полагает, что указанный четырехлетний срок для досрочного погашения задолженности истекает 17.12.2005. В связи с этим налоговый орган считает, поскольку полностью реструктурированная задолженность по федеральным налогам была погашена налогоплательщиком после указанной даты (29.12.2005), то отказ в списании задолженности по пеням и штрафам является правомерным. В обоснование своей позиции заявитель жалобы ссылается на пункты 4,5,6 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002; пункт 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, утвержденные Приказом МНС РФ от 30.04.202 N БГ-3-29/235, судебную практику. В дополнении к апелляционной жалобе от 30.10.2008 инспекция, уточняя свою позицию по делу, указала, что график погашения реструктурированной задолженности следует рассматривать только в случае внесения организацией плановых платежей, а при досрочной уплаты реструктурированной задолженности, указанный график не применяется.
ООО "Комикаве" в отзыве на апелляционную жалобу инспекции возразило против её доводов, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу инспекции без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Инспекция и предприятие ходатайствовали о рассмотрении спора в отсутствии их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле документам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", а также заявления ООО "Комикаве", Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми 17.12.2001 было принято решение N 33 о предоставлении Обществу права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам на общую сумму 4 951 тыс. рублей, в том числе: по налогам и сборам в сумме 2 124 тыс. рублей, пеням и штрафам - 2 827 тыс. рублей. Указанным решением право реструктуризации задолженности предоставляется при условии своевременного выполнения графика погашения задолженности и уплаты текущих налоговых платежей своевременно и в полном объеме (л.д. 18).
Графиком, утвержденным налоговым органом и налогоплательщиком, предусмотрено ежеквартальное погашение реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам в течение шести лет, начиная с первого квартала 2002 года по четвертый квартал 2007 года, в том числе, по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в общей сумме 214 000 рублей; по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта - Республики Коми в общей сумме 318 000 рублей; по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 1 592 000 рублей, на общую сумму 2 124 000 рублей (л.д.19,38-42).
Графиком о реструктуризации предусмотрено также поквартальное погашение пени и штрафов в течение четырех лет, начиная с 1 квартала 2008 года, в том числе, по налогу на прибыль (Федеральный бюджет) - пени и штраф в сумме 343 000 рублей; по налогу на прибыль (бюджет Республики Коми) - пени и штраф в сумме 510 000 рублей; по налогу на прибыль (местный бюджет) - пени и штраф в сумме 1000 рублей; по налогу на добавленную стоимость - пени и штраф в сумме 1 961 000 рублей; транспортный налог - пени в сумме 4 953,15 рубля; по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы - пени в сумме 6000 рублей. Итого на общую сумму 2 826 тыс. рублей, согласно сводному графику погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам (л.д.20,43).
Таким образом, в соответствии с решением N 33 от 17.12.2001 и графиками погашения задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам, ООО "Комикаве" обязано в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2007 года погасить задолженность по налогам в общей сумме 2 124 тыс. рублей, а в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2011 года - по пени и штрафы по налогам в общей сумме 2 826 тыс. рублей.
Руководствуясь пунктами 4, 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999, ООО "Комикаве" 14 марта 2008 года обратилось в Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Коми с заявлением N" 10 о списании суммы задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 2 826 рублей, указав, что сумма задолженности по налогам уплачена им досрочно в срок до 31.12.2005 года, в связи с чем, у Общества возникло право на списание спорной реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, инспекция 14 апреля 2008 года приняла решение об отказе в списании задолженности по пеням и штрафам в связи с тем, что реструктурированная задолженность погашена ООО "Комикаве" в полном объеме 29.12.2005, а четырехлетний срок для досрочного погашения реструктурированной задолженности истек 17.12.2005. Указанный срок, по - мнению налогового органа, должен исчисляться с даты принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности. Отказ инспекции выражен в письме от 14.04.2008 N 11-40/5934.
Не согласившись с указанным решением налогового органа об отказе в списании пени и штрафов, ООО "Комикаве" обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ООО "Комикаве" требования, пришел к выводу, что четырехлетний срок для досрочного погашения задолженности по налогам, дающий право на списание задолженности по пеням и штрафам, исчисляется после принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности, а не с даты принятия такого решения, при этом суд исходил из того, что срок для погашения реструктуризированной задолженности устанавливается графиком и истекает в последний день последнего месяца последнего квартала срока. Так судом установлено, что согласно графикам задолженность по налогам должна была погашаться ООО "Комикаве" в период с 01.01.2002 по 31.12.2007, и, соответственно, четырехлетний срок истек 31.12.2005. Суд признал, что Общество выполнило условия, дающие ему право на списание спорной задолженности по пеням и штрафам, в связи с чем отказ инспекции в удовлетворении требований ООО "Комикаве" в списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 2 826 тыс. рублей признан Арбитражным судом Республики Коми противоречащим Порядку проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пунктам 1, 6 Порядка, реструктуризированная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком, который должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.
Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 (пункт 7 Порядка).
Абзацем 2 пункта 5 Порядка предусмотрено, что организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Из приведенных положений Порядка следует, что если организацией погашена вся задолженность по налогам и сборам в течение 4 лет, то есть досрочно, до наступления срока с которого в силу пункта 4 Порядка начинается погашение задолженности по пеням и штрафам, и в течение этих 4 лет организацией своевременно и в полном объеме уплачивались текущие платежи по налогам и сборам, она имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам.
В статье 138 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" указано, что, начиная с 2002 года, производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Порядком N 1002, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности по налогам в течение двух или четырех лет соответственно в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого Закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", согласно которому списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в силу Порядка, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (согласно правилам, определенным этим Министерством).
В Правилах списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235, предусмотрено, что при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, ссылаясь на вышеприведенные нормы, четырехлетний срок погашения задолженности по налогам, дающий право на списание задолженности по пеням и штрафам, исчисляется после принятия налоговым органом решения о реструктуризации, а не с даты его принятия, как утверждает налоговый орган в апелляционной жалобе.
В силу пункта 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, задолженность по налогам и сборам, а также задолженность по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом погашаются поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком. Следовательно, решением о реструктуризации утверждаются только графики погашения задолженности, а механизм уплаты реструктурированных сумм заложен именно в графике, который является неотъемлемой частью решения о реструктуризации. Досрочное погашение реструктурированной задолженности означает досрочное выполнение установленного графика её погашения, при этом обязанность по уплате реструктурированной задолженности по налогам и сборам возникает у налогоплательщика со срока начала уплаты платежей в соответствии с графиком погашения задолженности. В связи с изложенным апелляционным судом не может быть поддержан довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в случае досрочного погашения задолженности график погашения задолженности не применяется.
Как следует из материалов дела, графиками погашения задолженности ООО "Комикаве" предусмотрено осуществление соответствующих платежей, начиная с 01.01.2002, следовательно, с указанной даты и следует исчислять спорный четырехлетний срок, предусмотренный пунктом 5 Порядка, в течение которого организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. Учитывая изложенное, указанный срок истекает в последний день последнего месяца последнего квартала четвертого года, то есть 31.12.2005, а не 17.12.2005, как считает инспекция.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговым органом неверно определены даты начала и окончания течения срока на погашение реструктурированной задолженности, дающей право на списание задолженности по пеням и штрафам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что реструктурированную задолженность по налогам в размере 2 124 тыс. рублей Общество погасило в течение четырех лет после принятия налоговым органом решения от 17.12.2001 N 33 о реструктуризации, то есть досрочно, в установленные графиком сроки; текущие платежи Общество вносило своевременно. Таким образом, налогоплательщик выполнил все условия, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам; решения о прекращении права на реструктуризацию задолженности инспекция не выносила. Выводы Арбитражного суда Республики Коми соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и подтверждаются справкой налогового органа N 16275 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.12.2005, расчетом, представленным в судебном заседании 17.09.2008, документами, представленными налогоплательщиком и заявителем апелляционной жалобы не были опровергнуты. Кроме того, в жалобе инспекция еще раз подтверждает, что реструктурированная задолженность по налогам и сборам была полностью погашена ООО "Комикаве" 29.12.2005.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ООО "Комикаве" требования, признав, что принятое налоговым органом решение об отказе в списании задолженности по пени и штрафам от 14.04.2008 N 11-40/5934 не соответствует действующему Порядку проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999г. N 1002, и принятым во исполнение указанного Порядка иным нормативным актам, нарушает права налогоплательщика в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. Апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Ссылка инспекции на сложившуюся судебную практику, как относящуюся к иным правовым ситуациям, во внимание судом апелляционной инстанции не принимается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2008 по делу N А29-5229/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N3 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5229/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Комикаве", общество с ограниченной ответственностью "Комикаве"
Ответчик: Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы России N3 по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4454/2008