г. Киров
26 ноября 2008 г. |
Дело N А29-6605/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Перминовой Г.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Евграфова С.И. по доверенности от 01.09.2008 N 78 ВИ 545340,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 по делу N А29-6605/2008, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению Акционерного Коммерческого Банка "Московский Деловой Банк" (открытое акционерное общество) в лице филиала в городе Сыктывкаре
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Акционерный Коммерческий Банк "Московский Деловой Банк" (открытое акционерное общество) в лице филиала в городе Сыктывкаре (далее - заявитель, ОАО "МДМ - Банк", Банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 22.08.2008 N 1215 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 заявленные требования ОАО "МДМ - Банк" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции об отсутствии состава и события вменяемого Банку административного правонарушения не соответствует обстоятельствам и материалам дела. Считает событие административного правонарушения установленным, поскольку типовая форма кредитных договоров является окончательно сформированным, готовым кредитным продуктом, предлагаемым потребителям (заемщикам). Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Управление, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя административного органа.
Представитель Банка в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения требований жалобы согласно тексту отзыва на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.03.2008 Управлением направлен в адрес филиала Банка запрос о предоставлении копий кредитных договоров (всех видов и по всем условиям кредитования), заключаемых с гражданами (потребителями) (л.д.63, т.2).
Письмом от 24.03.2008 N 01-6-08/630 филиал Банка представил копии типовых кредитных договоров по осуществляемым Банком направлениям потребительского кредитования граждан (л.д. 65, т. 2).
Исследовав в ходе проверки представленные типовые формы кредитных договоров, Управление пришло к выводу, что Банком нарушены требования законодательства в сфере защиты прав потребителей посредством включения условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, в типовые формы договоров.
Выявленные в ходе проверки нарушения квалифицированы Управлением как административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
28.07.2008 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол N 837 об административном правонарушении, выразившемся в нарушении требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно включении в типовые формы указанных кредитных договоров условий, ущемляющих установленные законом права потребителей (л.д. 77, т.2). Протокол составлен в отсутствие законного представителя Банка, надлежащим образом уведомленного о месте и времени составления протокола (извещение от 03.07.2008 N 5223/01-10) (л.д. 68, т.2). Данное извещение также было направлено в филиал Банка, что им не отрицается (л.д. 71, т.2).
22.08.2008 руководителем Управления вынесено постановление N 1215 о привлечении ОАО "МДМ - Банк" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 89, т.2). При рассмотрении дела законный представитель Банка не участвовал, определение о назначении времени и места рассмотрения дела получено ОАО "МДМ - Банк" 12.08.2008 (л.д. 62, т.3).
Не согласившись с данным постановлением, Банк обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Банка о признании незаконным и отмене постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями, которые не были устранены Управлением и при рассмотрении административного дела. Кроме того, Управлением не установлено событие административного правонарушения, поскольку ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт совершения Банком правонарушения.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося представителя Банка, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления от 22.08.2008 N 1215 Банк привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, согласно которой включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Объективную сторону административного правонарушения, указанного в части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, образует включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законами и иными нормативными актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Указанный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", а также дополнением, внесенным Постановлением Пленума Верховного Суда от 25.04.1995 N 6, к отношениям, регулируемым Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", относятся, в частности, отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредита для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание консультационных услуг.
В силу статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Статьей 30 Федерального закона 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В рассматриваемом случае заявитель предоставляет банковские услуги по кредитованию, оказание данных услуг регулируется главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации "Заем и кредит".
Из текста оспариваемого постановления и материалов дела следует, что в качестве объективной стороны вменяемого административного правонарушения Управление ссылается на утвержденные типовые кредитные договоры, представленные Банком по запросу от 11.03.2008 N 1716/01-10.
Между тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в Законе о защите прав потребителей и Гражданском кодексе Российской Федерации понятие типового кредитного договора отсутствует.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Однако таких правил в отношении договоров, регулирующих взаимоотношения потребителя и кредитной организации, Правительством Российской Федерации на настоящий момент времени не установлено.
При заключении кредитных договоров и принятии условий банка должны быть соблюдены общие принципы гражданского законодательства равенства сторон и свободы договора, закрепленные в пункте 2 статьи 1, пункте 3 статьи 10, статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, стороны при заключении договора не лишены возможности предложить иные условия.
Возможность изменения утвержденных форм договоров регулируется инструкцией "О порядке оформления и регистрации сделок Банка", утвержденной приказом председателя правления ОАО "МДМ-Банк" от 24.03.2003 N 128. В отзыве на апелляционную жалобу Банк указывает, что при наличии обращений об изменении условий кредитных договоров, как правило, данные просьбы удовлетворяются.
Управлением не представлены суду первой и апелляционной инстанции кредитные договоры, заключенные по типовой форме с конкретными заемщиками. Также ответчиком не представлены доказательства обращения граждан в Управление с заявлением об ущемлении прав потребителей условиями кредитных договоров, заключенных на основе типовых форм.
Таким образом, в данном случае событие административного правонарушения нельзя считать установленным, поскольку в материалах дела не содержится и Управлением не представлено надлежащих доказательств, однозначно подтверждающих факт совершения Банком вменяемого ему административного правонарушения.
Факты заключения таких договоров с конкретными потребителями в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении от 28.07.2008 административным органом также не отражены.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Исходя из того, что нарушения не были устранены административным органом при рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что недостатки составления протокола от 28.07.2008, а именно отсутствие в нем указаний о месте, времени и событии административного правонарушения, являются существенными.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения Банка к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании его незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью, или в части, либо об изменении решения.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежащим отмене. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьями 30.2, 30.9 КоАП РФ вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 по делу N А29-6605/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6605/2008
Истец: ОАО МДМ-Банк
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4720/2008