г. Киров
05 декабря 2008 г. |
Дело N А31-2201/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кобелевой О.П.,
без участия сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Леспром Арт"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2008 по делу N А31-2201/2008, принятое судом в составе судьи Сергушовой Т.В. по иску общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Леспром Арт"
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области,
о понуждении к переоформлению договора аренды участков лесного фонда,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Леспром Арт" (далее ООО ПКП "Леспром Арт", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее Департамент, ответчик) о понуждении к переоформлению договора аренды участков лесного фонда для приведения существующего договора в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, просило суд выступить арбитром при разработке условий договора.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2008 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО ПКП "Леспром Арт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2008 по делу N А31-2201/2008-24 отменить и принять решение об обязанности Департамента лесного хозяйства Костромской области заключить договор аренды лесного участка взамен и в рамках действующего договора аренды с целью приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ.
Оспаривая судебный акт, заявитель жалобы считает, что решение вынесено без учета некоторых норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Договор аренды участков лесного фонда от 24.06.2002 N 3 был заключен на основании протокола N 10 лесного конкурса от 14.09.2001. Заключение этого договора в силу противодействия со стороны арендодателя произошло в 2002 году по решению Арбитражного суда путем иска арендатора к арендодателю как к стороне, заключение договора для которой обязательно. Согласно порядку приведения действующих договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 9 Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258) орган, уполномоченный на предоставление лесных участков и арендатор заключают договор аренды лесного участка. По смыслу действующего законодательства и обстоятельств дела заключение этого договора аренды лесного участка взамен ранее заключенного на 10 лет договора от 24.06.2002 N 3 является для арендодателя обязательным, поскольку поступило заявление от арендатора. Утверждение Арбитражного суда Костромской области о том, что договор аренды участка лесного фонда, о заключении которого идет спор, является свободным договором и к этим правоотношениям неприменимы нормы статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ошибочны. Даже решение о перезаключении договора аренды, которое якобы вынесено, ООО ПКП "Леспром Арт" до сих пор не получило и истец не ознакомлен с ним. С целью уложиться с решением всех задач в указанные в законе сроки предприняли именно этот способ защиты своих прав.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, указал, что с решением суда согласен, оснований для пересмотра не усматривает, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2008 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции следующее.
05.06.2002 между органом государственного управления лесами - Нейским лесхозом и ООО ПКП "Леспром Арт" заключен договор аренды участков лесного фонда N 3, общей площадью 5368 га, расположенных по адресу: Костромская область, Нейский лесхоз, Семеновское лесничество, 2 группа лесов, кварталы NN 15,16, 30-3-1, 45-53, 64-68, 78, 79. Срок действия указанного договора составляет 10 лет со дня его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области (свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2002 N 44-01.12-107.2002-55.1).
Письмом N 15 от 18.04.2008г. ООО ПКП "Леспром Арт" обратилось в Департамент лесного хозяйства Костромской области с просьбой о переоформлении договора аренды участков лесного фонда от 24.06.2002 N 3 (с последующими изменениями и дополнениями) в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В ответ на данное обращение Департамент лесного хозяйства Костромской области письмом N 1125 от 27.05.2008 сообщил, что временно не проводит переоформление договоров аренды участков лесного фонда в связи с отсутствием регламентирующих документов. Также письмом от 16.06.2008 N 1278 ответчик сообщил истцу, что в случае переоформления договора аренды при приведении его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации проводится государственный учет лесных участков. Форму проектной документации можно получить в ОГУ лесничестве, на землях лесного фонда которого расположен арендуемый земельный участок.
Истец, считая, что в данной ситуации имеет место нарушение требований приказа МПР N 258 от 4.10.07г. "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ", и прав на эффективное проведение предпринимательской деятельности, обратился с иском в суд о понуждении ответчика к переоформлению договора аренды участков лесного фонда для приведения существующего договора в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела представлены: приказ Департамента лесного хозяйства Костромской области N 204а от 28.08.08г., в соответствии с которым в целях выполнения мероприятий по приведению договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ принято решение об образовании при департаменте комиссии по принятию решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка и утвержден состав комиссии; приказ Департамента лесного хозяйства Костромской области N 246 от 29.09.08г., которым принято решение переоформить договор аренды участка лесного фонда N 3 от 5.06.02г., заключенный сроком на 10 лет для осуществления деятельности по заготовке древесины на территории Нейского муниципального района.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1.01.2009г. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данный порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.11.2007 N 10432). Согласно п. 3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В заявлении о переоформлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование;
в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
К заявлению о переоформлении прилагаются следующие документы:
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица или удостоверенная в установленном порядке копия выписки;
выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, или удостоверенная в соответствующем порядке копия выписки;
копии документов, удостоверяющих личность, - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, удостоверенные в соответствующем порядке.
Порядок содержит закрытый перечень документов обязательных к предоставлению, предоставление иных документов не требуется.
Срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В материалах дела имеются доказательства того, что арендатор участка лесного фонда, обращался с заявлением о переоформлении договора аренды, в августе 2008 года истцом был направлен ответчику проект договора аренды лесного участка, решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 05.06.2002 было принято ответчиком, однако проект договора аренды лесного участка истцу не представлен.
Суд, отказывая в иске, исходил из того, что действия (бездействие) органа исполнительной власти, уполномоченного на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, по рассмотрению заявления о переоформлении договора истец в установленном порядке не обжаловал. Соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Данные выводы суда обоснованны.
С учетом положений гражданского законодательства, регламентирующих вопросы заключения договора в обязательном порядке, суд первой инстанции правомерно указал на то, что требования истца сводятся к переоформлению уже заключенного договора аренды, переоформление которого производится уполномоченным органом в силу прямого указания в законе. У апелляционной инстанции отсутствуют основания считать данный вывод суда ошибочным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на обязательное для арендодателя заключение договора аренды лесного участка взамен ранее заключенного договора от 24.06.2002 N 3 в связи с тем, что поступило заявление от арендатора, с учетом указанных выше обстоятельств и избранного им способа защиты не может быть признана состоятельной.
Учитывая изложенное, Арбитражным судом Костромской области сделан законный и обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обстоятельства и материалы дела полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, в судебном акте дана надлежащая правовая оценка и оснований для его отмены не усматривается. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемом судебном акте, и, соответственно, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Костромской области от 13.10.2008 по делу N А31-2201/2008-24 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Леспром Арт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.П.Кобелева |
Судьи |
О.А.Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2201/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческое предприятие "Леспром Арт"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4829/2008