г. Киров
26 декабря 2008 г. |
Дело N А29-6089/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Губиной Л.В.,
судей Тетервака А.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Губиной Л.В.,
в отсутствии сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилфонд"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 октября 2008 года по делу N А29-6089/2008, принятое судом в составе судьи Полтавец Г.В.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилфонд"
к Муниципальному образованию муниципальный район "Корткеросский" в лице Администрации Муниципального образования муниципальный район "Корткеросский",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Муниципальное учреждение "Корткеросская центральная районная больница" о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" (далее - истец, МУП "Жилфонд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Муниципальному образованию муниципальный район "Корткеросский" в лице Администрации Муниципального образования муниципальный район "Корткеросский" (далее - ответчик, МО МР "Корткеросский"), с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Муниципального учреждения "Корткеросская центральная районная больница" (далее - третье лицо, МУ "Корткеросская центральная районная больница"), о взыскании 108 991 руб. 10 коп. убытков, причиненных предприятию в связи с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг.
Исковые требования истца основаны на статьях 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и мотивированы тем, что затраты на предоставление льгот специалистам здравоохранения, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета МО МР "Корткеросский", не компенсированы.
В суд первой инстанции ответчик, третье лицо отзывы на иск не представили.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24 октября 2008 года по делу N А29-6089/2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции исходил из того, что решение Совета МО "Корткеросский" район" N 8 от 16.12.2004 года в средствах массовой информации не опубликовано, и является не вступившим в законную силу, в связи с чем, основания для предоставления льгот работникам здравоохранения муниципальных учреждений не имеется.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП "Жилфонд" в обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 октября 2008 года по делу N А29-6089/2008, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным, полагает, что суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
МУП "Жилфонд" в апелляционной жалобе указывает на то, что решение Совета МО "Корткеросский район" N 8 от 16.12.2004 года с изменениями было опубликовано в газете "Звезда" от 16.08.2005 года N 102-103.
МУП "Жилфонд", МУ "Корткеросская центральная районная больница" просят рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствие со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Республики Коми от 24 октября 2008 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец во II квартале 2006 года, IV квартале 2006 года, I квартале 2007 года, II квартале 2007 года предоставлял льготы работникам учреждений здравоохранения МО МР "Корткеросский" по оплате жилья и жилищных услуг на сумму 108 991 руб. 10 коп., в соответствии с Решением Совета МО "Корткеросский район" от 16.12.2004 года N 8.
МУП "Жилфонд" выставлял в адрес МУ "Корткеросская центральная районная больница" счета-фактуры N 103 от 26.07.2006 года, N222 от 11.12.2006 года, N50 от 122.03.2007 года, N113 от 15.06.2007 года.
Истцом в материалы дела представлен расчет суммы убытков.
МУП "Жилфонд", обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что затраты на предоставление льгот специалистам здравоохранения, работающим в учреждении, финансируемом за счет средств местного бюджета МО МР "Корткеросский", не компенсированы в размере 108 991 руб. 10 коп.
Апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В предмет доказывания по требованию о взыскании убытков входит: наличие убытков, их размер, причинная связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) ответчика и в определенных случаях вина ответчика.
Истец указывает, что материалами дела подтверждается, что предоставленные льготы специалистам здравоохранения, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета, установлены на основании решения Совета МО "Корткеросский район" N 8 от 16.12.2004 года.
Согласно пункту 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" определено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормативно-правовой акт, устанавливающий право медицинских и фармацевтических работников, перешедших на пенсию, и содержащий меры социальной поддержки, на федеральном уровне не принят.
В силу пункта 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 в редакции на 29.06.2004 года статья 63 предусмотрена социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников - врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, указанные льготы на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением отменены, и введена в действие норма, устанавливающая, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Советом Муниципального образования "Корткеросский район" принято решение N 8 от 16.12.2004 года (с изменениями от 05.08.2005 года) "О социальной поддержке специалистов муниципальных учреждений МО "Корткеросский район", в соответствии с которым специалистам муниципальных учреждений МО "Корткеросский район" (культуры, здравоохранения) установлена мера социальной поддержки, а именно, 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Пунктом 2 названного решения, установлено, что для реализации настоящего решения администрации МО "Корткеросский район" определить порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим решением, и перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение указанных мер социальной поддержки.
Редакция указанного решения с изменениями от 05.08.2005 года опубликована 16.08.2005 года в газете "Звезда" N 102-103, и вступила в действие со дня официально опубликования.
В силу статьи 37 Устава Муниципального образования "Корткеросский район" (действующей на момент опубликования) обозначено, что акты Совета Корткеросского района доводятся до сведения населения в полном объеме или в изложении. Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, доводятся до сведения населения в полном объеме и вступают в силу после их опубликования (обнародования).
Органом местного самоуправления принят и введен в действие нормативно-правовой акт, устанавливающий льготы специалистам здравоохранения, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета.
При этом, для реализации принятого Советом Муниципального образования "Корткеросский район" решения N 8 от 16.12.2004 года, необходимо принятие решения администрации МО "Корткеросский район", которое определяет порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим решением, и перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение указанных мер социальной поддержки.
Во исполнение решения Совета МО "Корткеросский район" от 16 декабря 2004 года N 8 "О социальной поддержке специалистов муниципальных учреждений МО "Корткеросский район", главой администрации Муниципального образования "Корткеросский район" принято постановление от 29.12.2004 года N 1259 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки и перечня должностей специалистов муниципальных учреждений МО "Корткеросский район", занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг". Данное постановление опубликовано не было.
Постановлением от 21.04.2005 года N 367 главы администрации Муниципального образования "Корткеросский район" внесены изменения в названное постановление от 29.12.2004 года, сведения о публикации также отсутствуют.
21.12.2005 года Постановлением N 1063 главы администрации Муниципального образования "Корткеросский район" внесены изменения и дополнения в постановление от 29.12.2004 года. Доказательства, подтверждающих сведения о публикации данных актов отсутствуют.
Постановление от 29.12.2004 года N 1259, с внесенными изменениями, и дополнениями опубликовано не было.
В дальнейшем указанные нормативные акты, а именно постановления от 29.12.2004 года N 1259, от 21.04.2005 года N 367, от 21.12.2005 года N 1063 утратили силу в связи с принятием постановления главы администрации Муниципального района "Корткеросский" от 29.12.2007 года N 2612, опубликованным в "Информационном вестнике Совета муниципального района "Корткеросский" и администрации муниципального района "Корткеросский", N 10 за декабрь 2007 года.
В соответствии со статьей 52 Устава Муниципального образования "Корткеросский район" (действующей на момент опубликования) по вопросам своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а также настоящим Уставом и решениями Совета, глава администрации издает постановления и распоряжения. Акты главы администрации, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением вопросов экономического и социального развития Корткеросского района, охраны общественного порядка, использованием собственности и финансовых ресурсов Корткеросского района, принимаются в форме постановлений.
Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принимая во внимание, что данными актами, затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, то применяться они могут и вступают в силу после их официального опубликования.
Учитывая, что постановления, определяющие порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных решением Советом Муниципального образования "Корткеросский район" N 8 от 16.12.2004 года, и перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение указанных мер социальной поддержки, в средствах массовой информации не опубликованы, соответственно, они являются не вступившими в законную силу, и не подлежащими применению.
Таким образом, реализации настоящего решения администрации МО "Корткеросский район" без вступивших в законную силу актов, определяющих порядок предоставления мер социальной поддержки, и перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение указанных мер социальной поддержки, не возможна.
Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежит возмещению за счет соответствующей казны муниципального образования.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/6 от 01.07.1996 года определено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующих финансовых или иных управомоченных органов. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Расчет убытков ответчиком не оспаривается.
Однако следует отметить, в подтверждение возникших убытков истцом в материалы дела представлен расчет исковых требований, счета-фактуры, списки лиц.
При этом, в указанных списках обозначены лица, которым МУП "Жилфонд" предоставлена льгота, однако учитывая отсутствие перечня должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, апелляционный суд отмечает, что данный документ, не может служить доказательством, устанавливающим право на льготу, в соответствии с решением Совета Муниципального образования "Корткеросский район" N 8 от 16.12.2004 года, именно этим лицам указанным в списке.
Список, составленный главным врачом МУ "Корткеросская ЦРБ" также не может являться доказательством отнесения указанных специалистов к лицам, в отношении которых установлены меры социальной поддержки, поскольку отсутствует перечень, установленный уполномоченным органом, по должностям специалистов, занятие которых дает право на получение льгот, а также не указан период времени с которого может быть предоставлена рассматриваемая льгота, указанным лицам.
Таким образом, истцом не доказаны обстоятельства несения возникших убытков, его размер в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание обстоятельства дела, требования действующего законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что Арбитражным судом Республики Коми надлежащим образом доказательствам дана правая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.
На основании вышеизложенного, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 октября 2008 года по делу N А29-6089/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий судья |
Л.В. Губина |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6089/2008
Истец: Томову И.А. (для МУП "Жилфонд"), муниципальное унитарное предприятие Жилфонд
Ответчик: Администрация муниципального района Корткеросский
Третье лицо: Муниципальное учреждение Корткеросская Центральная районная больница
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5142/2008