г. Киров
26 декабря 2008 г. |
Дело N А28-8457/2008-314/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Рубашкина В.С., по доверенности от 10.12.2008 г., Кладова А.П., по доверенности от 10.12.2008 г.,
представителя ответчика: Бусыгина Е.В., по доверенности от 10.01.2008 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировской таможни на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.10.2008 г. по делу N А28-8457/2008-314/14, принятое судом в составе судьи Чернигиной Т.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Омутнинский металлургический завод"
к Кировской таможне,
о признании недействительным решения об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа,
установил:
закрытое акционерное общество "Омутнинский металлургический завод" (далее - ЗАО "ОМЗ", общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Кировской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 05.08.2008 N 10407000/050808/43 об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.10.2008 г. требования закрытого акционерного общества "Омутнинский металлургический завод" удовлетворены, решение Кировской таможни от 05.08.2008 г. признано недействительным.
Кировская таможня с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "ОМЗ".
По мнению Кировской таможни, решение арбитражного суда первой инстанции вынесено с несоответствием выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела. В апелляционной жалобе таможенный орган указал, что доказательством ненадлежащего оформления сертификата о происхождении товара формы "А" является сам сертификат, сведения о товаре в котором не соответствуют сведениям о товаре, указанным обществом в грузовой таможенной декларации.
В судебном заседании представитель таможни поддержал требования апелляционной жалобы.
ЗАО "ОМЗ" с доводами апелляционной жалобы не согласно. В отзыве на жалобу указало, что судом вынесено решение на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу и правильной оценки представленных сторонами доказательств.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просят оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 03.12.2006 N 018-RUS (далее - Контракт), заключенного между ЗАО "Омутнинский металлургический завод" (Российская Федерация) (Покупатель) и "BOMEX EXPORT-IMPORT" (Республика Сербия) (Продавец), в адрес общества поступила продукция: огнеупорный материал для рабочей футеровки сталеразливочных ковшей, в том числе - кирпич марки SITMAG-PSKE4C6 и марки MAGNOHROM-PPEC 10 (далее - Товар 1), а также масса марки SITMAGFILL-40 и марки SITMAGPATCH-35GK (далее - Товар 2).
11.10.2007 г. общество подало на Кировский таможенный пост грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) для таможенного оформления Товаров 1 и 2, которой таможенным органом был присвоен регистрационный номер 10407030/111007/0011246. Товар 1 в указанной ГТД был заявлен обществом под номером 3 как кирпичи огнеупорные, содержащие более 50% Mg, предварительно необожженные, для футеровки сталеразливочных ковшей. Товар 2 в указанной ГТД был заявлен обществом под номером 2 как цемент огнеупорный, применяемый для футеровки сталеразливочных ковшей, марка SITMAGFILL-40 и марка SITMAGPATCH-35GK.
Также обществом при таможенном оформлении указанных Товаров для получения преференций в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины был представлен сертификат о происхождении товаров формы "А" от 12.09.2007 N 0061534 (лист дела 42).
В графе 7 указанного сертификата описание Товаров заявлено как магнезитовый кирпич марок SITMAG-PSKE4C6 и MAGNOHROM-PPEC 10, а также магнезитовая масса марок SITMAGFILL-40 и SITMAGPATCH-35GK.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О таможенном тарифе") ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона "О таможенном тарифе", при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза и товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с Соглашением о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г. и на основании положений Приказа Государственного Таможенного Комитета России от 26.10.2000 N 965, предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации и преференций и не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, в связи с признанием ею правопреемства прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории, которое, в свою очередь, являлось правопреемником всех международных договоренностей, которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 утвержден перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включена Республика Сербия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 29 ТК РФ определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями главы 6 ТК РФ во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики (пункт 2 данной статьи).
При определении происхождения товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации применяются "Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" (далее - Правила), принятые соответствующим Соглашением государств-участников Содружества Независимых Государств от 12.04.1996 г. и утвержденные Постановлением Правительства от 23.04.1997 N 479.
В соответствии с пунктом 4 Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Пунктом 5 Правил установлено, что в целях удостоверения происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А". Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языке.
В силу пункта 1 Протокола от 07.10.2002 г. о внесении изменений и дополнений в Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, предусмотренных Соглашением о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996 г., в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (далее - Требования).
Согласно Требованиям, в графе 7 сертификатов товаров указываются коммерческое наименование товара, его модель, марка, модификация, артикул, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара.
Распоряжением ГТК РФ от 13.05.2003 N 223-р "О сертификатах происхождения товара формы "А" на таможенные органы возложена обязанность предоставлять тарифные преференции, предусмотренные для стран-пользователей схемой преференций, в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А", при условии заполнения граф сертификатов в соответствии с Правилами определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996; направлять оригиналы сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам.
Ввезенный обществом спорный Товар 1 включен в товарную группу 68 ТН ВЭД - " Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов", указанную в Перечне товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414.
Выводы таможенного органа об отсутствии у общества права на тарифные преференции основаны на том, что указанный в сертификате от 12.09.2007 г. код ТН ВЭД Товара 1 и указанное в графе 7 сертификата коммерческое наименование Товара 1 не совпадают с данными о Товаре 1, указанными обществом в ГТД.
Пунктом 4 статьи 36 ТК РФ предусмотрено, что если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Как следует из материалов дела, в представленном обществом сертификате не указан справочный (регистрационный) номер сертификата.
Данное обстоятельство может являться основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий, в том числе обращения в компетентный национальный орган Республики Сербия. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены пунктами 4 и 5 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что отсутствие регистрационного номера на бланке сертификата о происхождении Товара не является основанием для неприменения к заявителю тарифных преференций.
Положения пункта 3 статьи 131 ТК РФ и пункта 5 Правил обязывают декларанта представить сертификат о происхождении товара с приложением таможенной декларации и других предусмотренных таможенным законодательством документов для подтверждения заявленных условий ввоза товара.
В пунктах 16 и 19 Правил, пункте 4 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункте 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предусмотрено, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения. При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает, то есть сертификат не является единственным документом, необходимым для определения страны происхождения товара.
Приобщенные к материалам дела документы, обозревавшиеся судом первой инстанции и получившие объективную оценку, свидетельствуют о подтверждении обществом правомерности использования преференциального режима в отношении ввезенных Товаров.
Происхождение Товаров в соответствующей развивающейся стране подтверждается документально: указанные в приложении к Контракту марки кирпича совпадают с описанием Товара 1, содержащимся в спорном сертификате; общий вес брутто задекларированного Товара 1 и Товара 2 совпадает с весом, указанным в сертификате. Тот факт, что в адрес ЗАО "ОМЗ" отправлялись именно указанные в сертификате Товары, подтверждается другими документами (например - инвойс от 12.09.2007 N 315-09/07), сопровождавшими спорные Товары, противоречий между которыми, судом не установлено.
В соответствии с пунктом 5 Правил, в удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представления сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара на счете - фактуре или других товаросопроводительных документах.
Следовательно, при стоимости партии Товара 2 - 2410 долларов США, предоставление сертификата о происхождении товара не требуется.
Кроме того, как указал таможенный орган в письме от 24.06.2008 N 16-12/4656, расхождение в коде ТН ВЭД Товара, указанном в ГТД и в Сертификате, в первую очередь связано с расхождением определения понятия "Магнезит".
При таких обстоятельствах у Кировской таможни отсутствовали законные основания для признания несоответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и отмены решения Кировского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании предъявленного сертификата происхождения товаров формы "А", принятое в отношении Товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ и оформленных ЗАО "ОМЗ" по ГТД N10407030/111007/0011246 от 11.10.2007 г. под номерами 2 и 3.
С учетом изложенного суд оценил представленные в дело доказательства, и пришел к правильному выводу о том, что спорный сертификат о происхождении товара относится непосредственно к ввезенным обществом по ГТД N10407030/111007/0011246 Товарам, позволяет применить в данном случае преференциальный режим, и правомерно признал недействительным решение Кировской таможни от 05.08.2008 N 10407000/050808/43 об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа.
Кроме того, судом установлено и таможней не оспаривается, что страной происхождения Товаров является Республика Сербия. При этом судам не представлено доказательств обращения таможенных органов к компетентным органам или организациям Республики Сербия, которые выдали сертификат о происхождении товара.
Также, по мнению апелляционной инстанции, анализ приведенных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что основанием для предоставления преференций является факт происхождения Товаров из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций. Надлежащим образом оформленный сертификат представляет собой лишь достоверное доказательство происхождения Товаров.
Как следует из материалов дела, таможней не оспаривается факт происхождения спорных Товаров из Республики Сербия, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.10.2008 г. по делу N А28-8457/2008-314/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кировской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8457/2008
Истец: закрытое акционерное общество "Омутнинский металлургический завод"
Ответчик: Кировская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4683/2008