г. Киров
12 января 2009 г. |
Дело N А31-1389/2008-28 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Губиной Л.В. Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
без участия представителей сторон.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.10.2008 по делу N А31-1389/2008-28, принятое судом в составе судьи Трубниковой Е.Ю.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление"
к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Ивановской области,
предпринимателю Кушниру Андрею Владимировичу,
третьи лица: Администрация города Костромы, Инспекция Федеральной налоговой службы по 8городу Костроме, Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области -
о признании недействительными торгов по реализации недвижимого имущества и протокола о результатах торгов по продаже арестованного имущества,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - МУП "Троллейбусное управление", истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", г.Москва в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Ивановской области, г. Иваново (далее - РФФИ) и предпринимателю Кушниру Андрею Владимировичу (далее - Кушнир А.В.) о признании недействительными торгов по продаже имущества - часть нежилых помещений здания тяговой подстанции N 10 (помещения: подвала N 1, "2; первого этажа N 3, N 4, N N 6-10; второго этажа N N 2-12), общей площадью 259кв.м., расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 7А, проведенных 15 апреля 2008 года РФФИ, а также признании недействительным протокола от 15 апреля 2008 года NТ-13-К/5 о результатах торгов по продаже арестованного имущества - часть нежилых помещений здания тяговой подстанции N10 (помещения: подвала N1, "2; первого этажа N3, N4, NN6-10; второго этажа NN 2-12), общей площадью 259кв.м., расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 7А, подписанного РФФИ и Кушниром Андреем Владимировичем. Истец считает, что при проведении торгов по продаже принадлежащего истцу на праве хозяйственного ведения имущества были допущены нарушения норм законодательства об исполнительном производстве, поскольку арест имущества должника был произведен ранее возникновения права хозяйственного ведения на имущество, имущество передано на торги в период, когда исполнительное производство было приостановлено, а по исполнению постановления ИФНС России по г. Костроме N 390 от 06.10.2003 была предоставлена рассрочка; при оценке и продаже указанного имущества имеет место значительное занижение цены; ответчиком допущено нарушение Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного имущества, поскольку извещение о проведении торгов было опубликовано в печатном издании - бюллетене "Реформа" - которое не распространяется на территории Костромской области, а размещение информации на Интернет-сайте в силу своей специфики не может относится к надлежащему извещению о продаже имущества. Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.10.2008 требования истца удовлетворены. Признаны недействительными торги по продаже имущества часть нежилых помещений здания тяговой подстанции N10 (помещения: подвала N1, "2; первого этажа N3, N4, NN6-10; второго этажа NN 2-12), общей площадью 259кв.м., расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 7А, проведенные 15 апреля 2008 года Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации <(Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Ивановской области. Признан недействительным протокол от 15 апреля 2008 года N Т-13-К/15 о результатах торгов по продаже арестованного имущества - часть нежилых помещений здания тяговой подстанции N10 (помещения: подвала N1, "2; первого этажа N3, N4, NN6-10; второго этажа NN 2-12), общей площадью 259кв.м., расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 7А, подписанный между Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Ивановской области и Кушниром Андреем Владимировичем. Судом установлено нарушение правил извещения о проводимых торгах: в местной периодической печати и в изданиях, распространяемых на территории Костромской области, объявления о проведении оспариваемых торгов не публиковались. Суд счёл нарушения существенными и достаточными для признания оспариваемых торгов недействительными.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (далее - ФСС, заявитель апелляционной жалобы) обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области отменить и принять новый судебный акт: в удовлетворении исковых требований МУП "Троллейбусное управление" отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при проведении оспариваемых торгов не было допущено нарушений правил проведения торгов, поскольку извещение о проведении торгов было опубликовано организатором торгов в зарегистрированном печатном средстве массовой информации - информационном бюллетене РФФИ "Реформа" и на Интернет-сайте РФФИ.
Администрация города Костромы в отзыве на апелляционную жалобу считает, что решение Арбитражного суда Костромской области принято в соответствии с требованиями законодательства, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
МУП "Троллейбусное управление" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП "Троллейбусное управление" и Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной службы в отсутствие их представителей.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для её удовлетворения и отмены решения арбитражного суда исходя из нижеследующего.
Решением Малого Совета Костромского областного Совета народных депутатов от 16.07.1992 N 120 в муниципальную собственность Костромского городского Совета народных депутатов передано государственное предприятие - Троллейбусное управление.
Постановлением Главы администрации города Костромы от 23.11.1992 N 2396 зарегистрировано Костромское муниципальное троллейбусное управление (ныне - муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Троллейбусное управление").
МУП "Троллейбусное управление" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество. Согласно Уставу МУП "Троллейбусное управление", учредителем предприятия выступает муниципальное образование город Кострома, права учредителя от лица муниципального образования осуществляет Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, все имущество предприятия является муниципальной собственностью и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Пунктом 4.2 Устава предусмотрено, что право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества предприятию. Имущество предприятия может быть закреплено за ним на основании договора на передачу имущества в хозяйственно ведение, заключенного между учредителем и предприятием. Между Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы и МУП "Троллейбусное управление" 29.06.2007 заключен договор N 617800 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. По акту приема-передачи по состоянию на 29.06.2007 МУП "Троллейбусное управление" переданы основные средства, в том числе тяговая подстанция N 10, расположенная в г. Костроме по ул. Никитская, 7а. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.12.2007 за муниципальным образованием городской округ город Кострома зарегистрировано право собственности на нежилое строение (тяговая подстанция N 10), общей площадью 504,4 кв.м., инв. N 1-13104, лит. А, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Никитская, дом 7а.
Кроме того, 22.12.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП "Троллейбусное управление" на вышеназванное нежилое строение.
В Областном межрайонном отделе судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Костромской области находится сводное исполнительное производство, возбужденное в отношении МУП "Троллейбусное управление".
В сводное исполнительное производство входят следующие исполнительные производства:
1) исполнительное производство N 2425/184/04/2006 от 30.06.2006, возбужденное на основании постановления Инспекции ФНС России по городу Костроме от 29.06.2006 N 646 о взыскании с МУП "Троллейбусное управление" задолженности по налогам и сборам на общую сумму 16 569 363 руб. 49 коп. Определением Ленинского районного суда города Костромы от 20.11.2006 данное исполнительное производство приостановлено до рассмотрения дела об оспаривании постановления Инспекции ФНС России по городу Костроме от 29.06.2006 N 646 в арбитражном суде; 2) исполнительное производство N 1298-011 от 07.10.2004, возбужденное на основании постановления Инспекции ФНС России по городу Костроме от 06.10.2003 N 390 о взыскании с МУП "Троллейбусное управление" задолженности по налогам и сборам на общую сумму 34 911 985 руб. 46 коп. По данному исполнительному производству должнику определением Ленинского районного суда города Костромы от 10.12.2004 была предоставлена рассрочка исполнения постановления налогового органа сроком на три года с графиком погашения задолженности.
В рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 16.11.2007 произведен арест имущества должника, в том числе арест нежилого строения - здания тяговой подстанции, общей площадью 504,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Кострома, ул. Никитская, дом 7а.
Для определения рыночной стоимости при вынужденной продаже имущества, арестованного по акту описи и ареста от 16.11.2007, судебным приставом-исполнителем постановлением от 28.11.2007 назначен специалист Торгово-промышленной палаты Костромской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.01.2008 принят отчет N 12905/19-З от 28.01.2008 об оценке рыночной стоимости имущества: здание тяговой подстанции, общей площадью 504,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, дом 7а - согласно которому стоимость вышеназванного объекта составляет 1875000 руб.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от 05.02.2008 арестованное по акту описи и ареста от 16.11.2007 имущество по утвержденной оценке передается на реализацию в Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Ивановской области.
Извещение РФФИ о проведении 15.04.2008 торгов по продаже арестованного имущества опубликовано в официальном бюллетене РФФИ "Реформа" в N 15 за 07.03.2008. Данное издание имеет тираж 950 экземпляров.
Как указано в извещении, лотом N 1 на торги выставлена часть нежилых помещений здания тяговой подстанции N 10 (помещения: подвала N 1, "2; первого этажа N 3, N 4, N N 6-10; второго этажа N N 2-12), общей площадью 259 кв.м., расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 7А; начальная цена продажи 1875000 руб., сумма задатка 187500 руб., шаг аукциона - 100000 руб. На участие в торгах по продаже здания тяговой подстанции N10 (лот N1) поступили заявки от двух претендентов: Новоселова Дмитрия Валерьевича и Кушнира Андрея Владимировича, что подтверждено записью в журнале регистрации заявок по торгам N13-К, проводимым 15.04.2008, и протоколом N13- К/1 от 15.04.2008 об окончании приема и регистрации заявок на участие в торгах.
Из протокола N 3-К/3 заседания комиссии об определении победителя по продаже арестованного имущества от 15.04.2008 следует, что Новоселов Д.В. предложил цену за предмет торгов: 1875000 руб. - Кушнир А.В. предложил цену за предмет торгов: 1975000 руб. Победителем торгов по продаже имущества лот N 1, нежилое строение (здание тяговой подстанции N 10) признан Кушнир Андрей Владимирович.
Между РФФИ (продавец) и Кушниром А.В. (покупатель) 15.04.2008 подписан протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества, в соответствии с которым организатор торгов, действующий от имени и по поручению продавца, передает в собственность покупателю, а покупатель обязуется оплатить и принять следующее имущество: лот N 1 - часть нежилых помещений здания тяговой подстанции N 10 (помещения: подвала N 1, "2; первого этажа N 3, N 4, N N 6-10; второго этажа N N 2-12), общей площадью 259кв.м., расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Никитская, 7А. Согласно пункту 2.1 протокола стоимость имущества составляет 1975000 рублей.
Между РФФИ и Кушниром А.В. 24.04.2008 подписан акт приема-передачи имущества.
Ссылаясь на нарушения законодательства об исполнительном производстве и порядка проведения торгов, МУП "Троллейбусное управление" обратилось в арбитражный суд с иском о признании торгов и протокола о результатах торгов недействительными.
Одним из доводов недействительности торгов явилось указание на нарушение Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного имущества, поскольку извещение о проведении торгов было опубликовано в печатном издании - бюллетене "Реформа" - которое не распространяется на территории Костромской области, а размещение информации на Интернет-сайте в силу своей специфики не может относится к надлежащему извещению о продаже имущества.
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключён путем проведения торгов.
При реализации имущества должников договоры заключаются посредством торгов в соответствии с нормами главы 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 93 Федерального закона "Об исполнительном производстве" торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что информация о проведении оспариваемых торгов была размещена в официальном информационном бюллетене РФФИ "Реформа", издающемся ограниченным тиражом в количестве 950 экземпляров, который не распространяется на территории Костромской области.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 101 от 22.12.2005 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" надлежащей формой извещения о проведении торгов является опубликование необходимой информации в печати.
Между тем, нормами действующего законодательства, регулирующими вопросы организации и проведения аукциона, специальных требований к печатным изданиям, в которых организатором торгов должно быть сделано извещение о проведении торгов, не устанавливается.
Положения пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса российской Федерации не устанавливают каких-либо специальных требований к способу доведения информации о публичных торгах до потенциальных участников. Данная норма устанавливает требования к содержанию извещения о торгах и сроку его опубликования.
Законом не установлены перечень изданий, в которых должна быть опубликована информация о торгах, а также требования к месту распространения печатного издания и его тиража.
При таких условиях вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.
Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
В целях создания единой системы реализации арестованного и конфискованного имущества, осуществления контроля за деятельностью представителей Российского фонда федерального имущества по реализации арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (далее - имущество), а также повышения эффективности организации и проведения торгов по реализации имущества распоряжением РФФИ от 29.11.2001 N 418 утверждён Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации. Порядок устанавливает правила организации и проведения торгов по продаже Имущества и распространяет свое действие на Российский фонд федерального имущества, его отделения, а также на отобранных в установленном порядке представителей Фонда.
В соответствии с пунктом 5.1. указанного Положения извещение публикуется в местных средствах массовой информации, а в случае специального указания Фонда (отделения Фонда) - с одновременной публикацией в бюллетене Фонда.
Информация об оспариваемых торгах была опубликована в официальном информационном бюллетене РФФИ "Реформа", издающемся тиражом в количестве 950 экземпляров.
УФПС Костромской области - филиал ФГУП "Почта России" - письмом от 20.06.2008 N 44.09-15/136 сообщило, что в розничной торговой сети филиала на территории Костромской области печатное издание - информационный бюллетень РФФИ "Реформа" не распространяется (том 3 л.д. 37).
Судом установлено, что в местной периодической печати, иных специальных информационных изданиях, публикующих сведения о продаже объектов недвижимости, объявления о проведении торгов не публиковались.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что при проведении оспариваемых торгов нарушен порядок организации и проведения торгов в части опубликования информации о проводимых торгах в местных общедоступных периодических печатных изданиях.
Размещение информации об аукционе на сайте РФФИ не может подменять собой публикацию в периодической печати.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 26 ноября 2008 г. по делу N А31-1414/2008-19 постановление судебного пристава-исполнителя областного межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области о передаче арестованного имущества на реализацию от 5 февраля 2008 г. в части передачи на реализацию в специализированную организацию нежилых помещений здания тяговой подстанции N 10 (помещений подвала N 1 и 2, помещений первого этажа NN 3,4,6-10, помещений второго этажа NN2-12), расположенного по адресу: город Кострома, улица Никитская, 7а, было признано недействительным.
Данным постановлением установлено, что для передачи части помещений, находящихся в здании необходимо наличие зарегистрированного права хозяйственного ведения не на всё здание, а на те нежилые помещения, которые подлежали продаже.
В соответствии со статьёй 129 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение сделок в рамках гражданско-правовых отношений возможно только в отношении индивидуально-определённых вещей.
Таким образом, предметом торгов не может быть вещь неиндивидуально-определённая вещь. В связи с этим следует сделать вывод, что торги, проведённые в апреле 2008 г. являются недействительными.
Отчуждение помещений в отсутствие зарегистрированного права собственности или иного вещного права свидетельствует также о недействительности сделки по статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение Арбитражного суда Костромской области является законным и обоснованным. Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.10.2008 по делу N А31-1389/2008-28 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1389/2008
Истец: муниципальное унитарное предприятие г. Костромы "Троллейбусное управление"
Ответчик: Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала Российского фонда федерального имущества в Ивановской области", Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", индивидуальный предприниматель Кушнир Андрей Владимирович
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Костроме, Администрация города Костромы
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5228/2008