г. Киров
26 января 2009 г. |
Дело N А17-5736/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Черных А.В., действующего на основании приказа N 3 от 20.08.2008 (л.д. 30),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.12.2008 по делу N А17-5736/2008, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Автокран-Гидравлика"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Автокран-Гидравлика" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее - Территориальное управление, административный орган, ответчик) от 04.09.2008 по делу N 24-08/62, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 03.12.2008 требования Общества удовлетворены, постановление Территориального управления признано незаконным и отменено.
Территориальное управление с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить, принять новый судебный акт.
По мнению Территориального управления, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применена часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы Территориальное управление указывает, что из текста оспариваемого постановления от 04.09.2008 не следует, что правонарушение совершено Обществом 10.06.2008. По мнению ответчика, в постановлении об административном правонарушении установлен лишь тот факт, что справка, представленная Обществом в уполномоченный банк 10.06.2008, составлена с нарушением порядка ее заполнения.
Кроме того, по мнению административного органа, Обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности, так как данный порядок не был соблюден к установленному сроку, поскольку справка о подтверждающих документах, заполненная в установленном порядке, была представлена в уполномоченный банк только 20.08.2008.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Территориальное управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания, о перерыве в судебном заседании извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Территориального управления.
Представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения требований жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с объявлением перерыва в судебном заседании до 9-30 час. 26.01.2009.
Как следует из материалов дела, Общество (Продавец, резидент) заключило контракт от 29.04.2008 N 6/04 с фирмой ТОО "ТД Колос", Республика Казахстан (Покупатель, нерезидент) на поставку товара (запасные части к спецтехнике) на общую сумму 500 000 рублей. Валюта платежа - российский рубль.
На основании паспорта сделки от 19.05.2008 N 08050001/3279/0051/1/0 (л.д.52), открытого в филиале Открытого акционерного общества Национальный банк "ТPACT" в г. Иваново (далее - уполномоченный банк, банк паспорта сделки) Общество 16.06.2008 осуществило вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации на сумму 300 000 рублей по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10105020/160608/0002965 (л.д.49).
10.06.2008 Обществом в уполномоченный банк представлена справка о подтверждающих документах. При этом, указанная справка составлена с нарушениями порядка её заполнения, установленного Приложением 1 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденному Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, 02.09.2008 Территориальное управление составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 24-08/62.
Из текста протокола об административном правонарушении следует, что справка о подтверждающих документах, представленная резидентом в уполномоченный банк 10.06.2008, составлена с нарушениями порядка её заполнения, установленного Приложением 1 к Положению N 258-П.
В графе 1 данной справки должна быть указана дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации или дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом. Таким образом, в соответствии с порядком заполнения справки о подтверждающих документах в графе 1 должна быть указана дата вывоза товара по грузовой таможенной декларации N 10105020/160608/0002965. Фактически Общество в справке о подтверждающих Документах указало дату оформления счета-фактуры - 03.06.2008 г, что является нарушением пункта 4 Приложения 1 к Положению N 258-П.
Графа 2 справки о подтверждающих документах, согласно порядка её заполнения, заполняется с учётом принадлежности товара к разделу Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Данный факт резидентом не был учтён. Обществом в графе 2 справки о подтверждающих документах указан код вида документа 01 (документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза на таможенную территорию РФ), за исключением товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX ТН ВЭД России, а также за исключением товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации.
Экспортируемый товар N N 1, 2 (части автомобильных кранов, стальные с механической обработкой поворотного устройства крана (ОПУ)) относится к разделу XVI ТН ВЭД России. Таким образом, в графе 2 справки о подтверждающих документах должен быть указан код вида документа 02 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), указанных в разделах XVI, XVII и XIX ТН ВЭД России, за исключением товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации.
Экспортируемый товар N 3 (для автомобильных кранов, для цилиндра выдвижения опор КС-45717, ремкомплект резинотехнических шайб, прокладок и уплотнителей из вулканизированной, непористой резины, РТИ) относится к VII разделу ТН ВЭД России. Таким образом, в графе 2 справки о подтверждающих документах должен быть указан код вида документа 01.
В графе 3 справки о подтверждающих документах, согласно порядка её заполнения, указывается номер таможенной декларации в случае представления резидентом в банк паспорта сделки в качестве подтверждающего документа грузовой таможенной декларации. Обществом в справке о подтверждающих документах указаны номера счетов-фактур на экспортируемый товар.
Постановлением от 04.09.2008 по делу об административном правонарушении N 24-08/62 (л.д.9) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в связи с нарушением части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) и пункта 2.2 Положения N258-П, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, поскольку 10.06.2008 в момент подачи справки о подтверждающих документах у Общества отсутствовала обязанность по представлению данной формы отчетности. Суд первой инстанции также указал, что довод административного органа о привлечении Общества к административной ответственности, в том числе за пропуск срока подачи данной формы отчетности, не зафиксирован ни в протоколе, ни в постановлении по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившегося представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля для представления уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение N 258-П.
В силу пункта 2.1 Положения N 258-П резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
На основании пунктов 2.2 и 2.4 Положения N 258-П (в редакции, действовавшей в спорный период) подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению, в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
27.01.2008 Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учёта по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У) закреплён статус форм учёта по валютным операциям для резидентов за документами, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и паспортов сделок" и Положением N 258-П.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, 16.06.2008 Обществом осуществлен вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. До указанной даты вывоза товара, 10.06.2008 в уполномоченный банк Обществом представлена справка о подтверждающих документах, составленная с нарушением порядка ее заполнения, утвержденного Положением N 258-П.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 02.09.2008, постановлением от 04.09.2008 и сторонами не оспариваются.
Исходя из смысла пункта 2.1 Положения N 258-П документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (подтверждающие документы) представляются в банк ПС с целью учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П подача справки о подтверждающих документах обязательна в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Принимая во внимание, что на момент представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах (10.06.2008) Обществом не были совершены действия по вывозу товара с таможенной территории Российской Федерации, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, поскольку в момент подачи справки о подтверждающих документах у Общества отсутствовала обязанность по представлению такой формы отчетности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности, так как данный порядок не был соблюден к установленному сроку, апелляционным судом отклоняются, как не основанные на имеющихся в деле доказательствах.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения указывается в протоколе об административном правонарушении.
В протоколе от 02.09.2008 N 24-08/62 при описании события административного правонарушения указано, что справка о подтверждающих документах, представленная резидентом в уполномоченный банк 10.06.2008, составлена с нарушением порядка ее заполнения. Далее по тексту протокола перечислены нарушения, допущенные Обществом при составлении справки, и сделан вывод о том, что Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Аналогичным образом событие административного правонарушения описано и в постановлении от 04.09.2008. При этом, действия Общества по заполнению и представлению 20.08.2008 в банк ПС справки о подтверждающих документах, заполненной в установленном порядке, отнесены Территориальным управлением к обстоятельству, смягчающему административную ответственность.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что нарушение срока представления форм учета и отчетности в вину Обществу не вменялось.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как не основанные на имеющихся в деле доказательствах.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.12.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления - без удовлетворения.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.12.2008 по делу N А17-5736/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5736/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ТД Автокран-Гидравлика"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
Третье лицо: Черных А.В., ООО "Торговый Дом Автокран- Гидравлика"