г. Киров
16 февраля 2009 г. |
Дело N А29-10376/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2008 по делу N А29-10376/2008, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Север"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север" (далее - заявитель, общество, ООО "Север") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми, (далее - административный орган, Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 01.12.2008 N 87-08/58.
Ррлешениего суда Республики Коми от 23.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований ООО "Север" отказано.
Заявитель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению общества с ограниченной ответственностью "Север", арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения. Заявитель полагает, что арбитражным судом не учтен факт отсутствия каких-либо последствий совершенного правонарушения. Общество просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Росфиннадзор с доводами апелляционной жалобы не согласен, в отзыве на жалобу указал, что совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере валютных правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо материального вреда и отсутствие вредных последствий. Административный орган просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Росфиннадзор, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно материалам дела, ООО "Север" (Российская Федерация) (Продавец) заключило контракт от 10.11.2006 N 07 (далее - Контракт) с фирмой "АТК Мachinary & Equipment Trading (L.L.C.) (Объединенные Арабские Эмираты) (Покупатель) на поставку пиломатериала (далее - Товар).
На основании указанного Контракта общество оформило в Сыктывкарском филиале акционерного коммерческого банка "Транскапиталбанк" (закрытого акционерного общества) паспорт сделки N 06110006/2210/0007/1/0.
В рамках указанного Контракта общество в феврале 2008 г. осуществило вывоз Товара с таможенной территории Российской Федерации.
Сыктывкарской таможней проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки таможенным органом составлен акт специальной таможенной ревизии от 17.11.2008 N 10202000/171108/00038/00.
В ходе указанной проверки административным органом выявлено нарушение обществом валютного законодательства, заключающееся в непредставлении в уполномоченный банк в установленный законом 15-дневный срок справки о подтверждающих документах в нарушение требований Положения Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
17.11.2008 г. Сыктывкарской таможней в отношении ООО "Север" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Росфиннадзора от 01.12.2008 г., общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Закона.
Частью 4 статьи 5, частью 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение данных положений Центральным Банком Российской Федерации утверждено Положение Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
На основании пунктов 2.2 и 2.4 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к данному Положению, в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, документы, подтверждающие вывоз товара, и справка о подтверждающих документах в совокупности необходимы для осуществления валютного контроля по паспорту сделки.
Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", зарегистрированным в Минюсте России 25.12.2007 под N 10804 (п. 1.3. Указания) и вступившим в силу с 27.01.2008 г.
Материалами дела подтверждается и не отрицается обществом, что обязанность по представлению в банк паспорта сделки документов и справки о подтверждающих документах, исполнена им с нарушением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на невозможность признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения. При этом вменяемое обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования и затрудняет контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судом обоснованно отклонены доводы общества о малозначительности совершенного им правонарушения.
Таким образом, обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2008 по делу N А29-10376/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10376/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Север"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми
Кредитор: Представитель общества с ограниченной ответственностью "Север" Парначева Л.В.
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-267/2009