г. Киров
12 февраля 2009 г. |
Дело N А29-4427/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2009 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.Г.
судей Губиной Л.В., Самуйлова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Поляковой С.Г.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (от имени Управления федерального казначейства по Республике Коми)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу N А29-4427/2008, принятое судом в составе судьи Вохтомина А.Ю.,
по иску Муниципального учреждения "Центральная районная больница"
к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми,
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления федерального казначейства по Республике Коми)
о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное учреждение "Центральная районная больница" (далее - МУ "ЦРБ г. Вуктыл", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Российская Федерация, Минфин РФ - от имени УФК по РК, ответчик 1, заявитель) и Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - ФОМС Республики Коми, ответчик 2) с требованием о взыскании 19.780 руб. убытков в виде разницы в заработной плате, установленной перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг.
Исковые требования МУ "ЦРБ г. Вуктыл" основаны на статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2006г. N 825 "О порядке финансового обеспечения в 2007 г. расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи".
Требования истца мотивированы тем, что в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения медицинским работникам первичного звена - врачам-терапевтам, врачам-педиатрам, участковым, а также их медицинским сестрам осуществляются денежные выплаты, производимые на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2006г. N 825 "О порядке финансового обеспечения в 2007 г. расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи". Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному ФОМС на финансовое обеспечение государственного задания, включают в себя средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Расходование средств субвенций, выделенных на указанные цели, на иные виды расходов, а именно: включение сумм субвенций в базу для исчисления среднего заработка, не предусмотрено. Источник выплаты учреждениям здравоохранения средств, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников в 2006 г., законодательно не определен.
Ответчик 1, Управление федерального казначейства по Республике Коми, выступающее от имени Минфина РФ в интересах Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал; указал, что порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 г. установлен Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации N 851. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. N 671 определен источник погашения задолженности учреждений здравоохранения, связанных в увеличением средней заработной платы медицинских работников - это средства нераспределенного резерва Федерального ФОМС. Решение о перераспределении средств принимается Федеральным ФОМС на основании сведений, предоставляемых территориальным ФОМС. В связи с этим ответчик полагает, что бездействие органов государственной власти Российской Федерации в виде не определения источника финансирования отсутствует.
Ответчик 2, ФОМС Республики Коми, при рассмотрении дела в суде первой инстанции в отзыве на иск отклонил заявленные требования; пояснил, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой госгарантий на 2006 г. являлось расходным обязательством Российской Федерации. На федеральном уровне не принято решение по вопросу, касающемуся порядка и условий начисления отпускных и других выплат медицинским работникам первичного звена, участвовавшим в оказании дополнительной медицинской помощи в 2006 г.
ФОМС Республики Коми также пояснил, что поскольку включение сумм указанных выплат в расчет среднего заработка в 2006 г. законодательством не предусмотрено, расходование федеральных средств ФОМС РК на эти цели будет являться нарушением положений статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и квалифицироваться как нецелевое использование средств.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу N А29-4427/2008 исковые требования МУ "ЦРБ г. Вуктыл" удовлетворены в части: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения "Центральная районная больница" взыскано 19.780 руб. убытков и 791 руб. 20 коп. расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении исковых требований к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми отказано.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что органы государственной власти Российской Федерации бездействовали и не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников, выполнявших в 2006 г. государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ (от имени Управления федерального казначейства по Республике Коми) обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу N А29-4427/2008 и вынести новый судебный акт о взыскании спорных денежных сумм с надлежащего ответчика.
Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает следующее.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 г. установлен Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ N 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не было предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В связи с этим в 2008 г. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. N 671 определен источник погашения задолженности учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников - это средства нераспределенного резерва Федерального ФОМС.
В указанных правилах обращается внимание на то, что разработаны они в целях ликвидации задолженности по денежным выплатам врачам, участвующим в реализации государственного задания с учетом гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации. Перераспределение субвенций осуществляется с 4 квартала 2008 г. Решение о перераспределении средств принимаются Федеральным ФОМС на основании сведений, предоставляемых территориальным ФОМС.
Таким образом, полагает заявитель, настоящая заявка должна быть направлена Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми; бездействие органов государственной власти Российской Федерации в виде не определения источника финансирования в данном случае отсутствует.
Истец МУ "ЦРБ г. Вуктыл" и ответчик ФОМС РК в отзывах на апелляционную жалобу отклоняют доводы заявителя жалобы, просят решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу N А29-4427/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заочным решением мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми от 07.11.2007г. по делу N 2-1365/07 исковые требования Деминского Григория Васильевича к МУ "ЦРБ г. Вуктыл" о перерасчете среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг. и взыскании разницы невыплаченных денежных сумм удовлетворены. Суд обязал МУ "ЦРБ г. Вуктыл" произвести перерасчет среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг. Деминскому Г.В.
Дополнительным решением от 14.12.2007г. по делу N 2-1365/07 суд взыскал с МУ "ЦРБ г. Вуктыл" в пользу Деминского Г.В. разницу в заработной плате установленную перерасчетом среднего заработка при оплате отпускных и выплате пособия по временной нетрудоспособности за 2006-2007гг. в сумме 51.772 руб. 87 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007г. N 833 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006г. N 825" финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьями Трудового кодекса Российской Федерации - 114; часть 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187. Данное постановление вступило в силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007г.
ФОМС РК на данные расходы были перечислены денежные средства в МУ "ЦРБ г. Вуктыл" в сумме 31.992 руб. 87 коп., которые были выплачены Деминскому Г.В. 28.03.2008г., что подтверждается платежной ведомостью от 28.03.2008г. N 354.
Разница с присужденной суммой составила 19.780 руб., которые были выплачены Деминскому Г.В. за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности МУ "ЦРБ г. Вуктыл", что подтверждается расходными кассовыми ордерами от 21.02.2008г. N 180 на сумму 12.522 руб.; от 08.05.2008г. N 536 на сумму 6.314 руб.; от 20.05.2008г. N 569 на сумму 944 руб.
Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2007г. N 833 (в ред. постановления от 28.12.2006г. N 825) должно распространяться и на 2006 г., а, следовательно, уплаченные работнику денежные средства в виде оплаты отпускных и выплаты пособия по временной нетрудоспособности должны возмещаться учреждению в полном объеме; просил взыскать с ответчиков свои расходы в сумме 19.780 руб.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца за счет средств казны Российской Федерации в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 г. субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила).
В пункте 6 Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 г. установлен Законом N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г." и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. N 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2006г. N 2131-РХ денежные выплаты врачам и медсестрам первичного звена, осуществляемые в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, являются надбавками стимулирующего характера, то есть частью заработной платы и выплачиваются за дополнительный объем работы, их следует учитывать при оплате больничных листков, а также при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом медицинского страхования в 2006 г., не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникли убытки.
В то же время частью 4 статьи 10 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г." предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания, выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г., осуществляется с учетом предоставления соответствующим медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предъявленные к взысканию истцом расходы представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работника Деминского Г.В. и возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, а также учитывая, что законодателем не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания дополнительной медицинской помощи, и субвенции на данные цели Федеральному ФОМС из бюджета Российской Федерации в указанный период не перечислялись, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения исковых требований за счет ФОМС Республики Коми отсутствуют, Арбитражный суд Республики Коми обоснованно взыскал убытки на основании статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Правильность расчета, произведенного истцом, подтверждена материалами дела: вступившими в законную силу судебными актами (заочное решение мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми от 07.11.2007г. по делу N 2-1365/07, дополнительное решение от 14.12.2007г. по делу N 2-1365/07), платежной ведомостью от 28.03.2008г. N 354, расходными кассовыми ордерами от 21.02.2008г. N 180, от 08.05.2008г. N 536, от 20.05.2008г. N 569.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми обоснованно взыскал в пользу МУ "ЦРБ г. Вуктыл" за счет казны Российской Федерации 19.780 руб. убытков.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. N 671 несостоятельна, так как в силу пункта 1 данных Правил они устанавливают порядок перераспределения Федеральным ФОМС субвенций именно в 2008 г. и не распространяется на 2006 г.
При этом, в 2006 г. средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в составе субвенций, перечисляемых Федеральным ФОМС предусмотрены не были. Доказательства обратного отсутствуют в материалах дела.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
В силу установленных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение. Исследование доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы УФК по РК не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2008г. по делу N А29-4427/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления федерального казначейства по Республике Коми) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4427/2008
Истец: муниципальное учреждение "Центральная районная больница"
Ответчик: Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми, Управление федерального казначейства по Республике Коми