г. Киров
25 февраля 2009 г. |
Дело N А31-5622/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при отсутствии в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2009 по делу N А31-5622/2008, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Такси ПАТП 2"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Такси ПАТП 2" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 16.12.2008 N 2387 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2009 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы Инспекция ссылается на то, что при проведении проверки Общества контрольная закупка не проводилась, дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения сотрудниками Инспекции достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения. Сотрудники налогового органа воспользовались услугой общественного транспорта в личных целях, использовали для проезда собственные денежные средства, возврат денежных средств не производился. Инспекция считает, что полученные по делу доказательства являются допустимыми, сотрудники налогового органа действовали в пределах полномочий по контролю за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Также Инспекция указывает, что неотражение в актах проверки времени посадки (входа в пассажирский салон автобуса) и выхода из него не имеют отношения к существу правонарушения.
Налоговый орган считает, что вина Общества и факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 03.12.2008 на основании поручения от 03.12.2008 N 3090 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) при оказании услуги по перевозке маршрутным такси в городе Костроме (услуги автобусами) N 101.
В ходе проверки установлено, что 03.12.2008 в 9 часов 55 минут при проверке автобуса малой вместимости регистрационный знак АА 870 44, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту N 101, принадлежащего Обществу, оказана услуги без применения ККТ, а именно: при осуществлении наличного денежного расчета за услугу по проезду в общественном транспорте двух человек - по цене 11 рублей с человека (на общую сумму 22 рубля) водитель Общества Сизов С.А. принял денежные средства в сумме 50 рублей, выдал сдачу 28 рублей, при этом не применил ККТ, кассовый чек, билетную продукцию (бланки строгой отчетности - БСО) не выдал.
По результатам проверки 03.12.2008 составлены: акт проверки выполнения требований Закона N 54-ФЗ N 000985 (л.д. 25-28), акт проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков (БСО) при осуществлении торговых операций, оказании услуг, выполнении работ (л.д. 35), акт о проверке наличных денежных средств кассы N 000985 (л.д.31).
03.12.2008 Инспекцией вынесено определение N 985 (л.д.29) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 14.5 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 16.12.2008 N 6446. Протокол составлен в присутствии представителя Общества Осипова С.Б., действовавшего по доверенности (л.д.34).
По результатам рассмотрения дела Инспекцией принято постановление от 16.12.2008 N 2387 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в Арбитражный суд Костромской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что при привлечении Общества к административной ответственности Инспекцией использованы доказательства, полученные с нарушением закона, что противоречит требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из материалов дела, проверяющими, являющимися сотрудниками Инспекции, осуществлена проверка методом контрольной закупки услуги по проезду в общественном транспорте двух человек в автобусе малой вместимости, принадлежащем Обществу, регистрационный знак АА 870 44, осуществляющем перевозку пассажиров по маршруту N 101.
Материалы дела показывают, что в качестве доказательств совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, Инспекцией составлен акт проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков (бланков строгой отчетности) при осуществлении торговых операций, оказании услуг, выполнении работ от 03.12.2008, из которого следует, что проверяющими в автобусе Общества осуществлена оплата проезда от остановки Универмаг до остановки пл. Советская по цене 11 рублей с человека (на общую сумму 22 рубля). Деньги в сумме 50 рублей вручены водителю Общества Сизову С.А., денежный расчет произведен с получением сдачи в сумме 28 рублей без применения ККТ, кассовый чек не выдан, билетная продукция (БСО) не выдана. Услуга оказана.
Услуга приобреталась сотрудниками Инспекции, действовавшими на основании поручения на проведение проверки от 03.12.2008 N 3090, что отражено в акте от 03.12.2008.
Сотрудникам Инспекции выдано поручение на проведение проверки соблюдения законодательства о применении ККТ именно при оказании услуг по перевозке маршрутным такси по маршруту N 101 (л.д. 43).
Отсутствие акта проверочной (контрольной закупки) само по себе не изменило метод осуществления контрольных мероприятий.
Между тем, проверочная закупка, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Статьей 13 Закона N 144-ФЗ налоговым органам не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и, соответственно, проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Следовательно, доказательства неприменения Обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов получены Инспекцией с нарушением Закона N 144-ФЗ, а потому они не могут быть использованы в деле об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, нельзя считать доказанным.
Акт проверки выполнения требований Закона N 54-ФЗ от 03.12.2008 N000985, на который ссылается заявитель жалобы, также составлен по результатам проверочной закупки. В данном акте указано, что сотрудники Инспекции приобрели услугу, действуя в рамках поручения на проведение проверки N 3090.
Доводы апелляционной жалобы о том, дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения сотрудниками Инспекции достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, апелляционным судом отклоняются, так как материалами дела установлено, что сотрудники Инспекции действовали на основании поручения на проведение проверки N 3090, визуального наблюдения за оказанием услуг не проводили и лично осуществили проверочную закупку.
Ссылка Инспекции на то, что проверяющие использовали для проезда собственные денежные средства, возврат денежных средств не производился, не свидетельствует о том, что контрольная закупка не проводилась.
Акт о проверке наличных денежных средств кассы от 03.12.2008, из которого следует, что в кассе установлены излишки денежных средств в сумме 190 рублей, не свидетельствует о том, что излишки в сумме 190 рублей образовались именно в связи с вменяемым правонарушением в результате невыдачи БСО на сумму 22 рубля. Данным доказательством не подтверждается событие вменяемого Обществу административного правонарушения (оказание услуги общей стоимостью 22 рубля без применения ККТ и выдачи БСО).
Объяснения Сизова С.А. от 03.12.2008 также не являются надлежащим доказательством совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, так как получены по результатам проверочной закупки, которая проведена с нарушением закона и признана ненадлежащим доказательством по делу.
Согласно части 4 статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. При этом, по смыслу части 2 данной нормы закона следует, что каждое доказательство оценивается в отдельности, а достаточность доказательств определяется их совокупностью.
Исходя из отсутствия в материалах дела совокупности доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции от 16.12.2008.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как несостоятельные. С учетом указанного, решение Арбитражного суда Костромской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.01.2009 по делу N А31-5622/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5622/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Такси ПАТП 2"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Костроме
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-525/2009