г. Киров
19 февраля 2009 г. |
Дело N А28-10949/2008-388/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в заседании:
представителя заявителя председателя ликвидационной комиссии открытого акционерного общества "Зуевское ремонтно-техническое предприятие" Первякова А.Г.,
представителей ответчика Стародумовой Е.П. - по доверенности от 11.01.2009, Корчмаковой Т.Г. - по доверенности от 26.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Зуевское ремонтно-техническое предприятие"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 по делу N А28-10949/2008-388/18, принятое судом в составе судьи Серегина Р.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Зуевское ремонтно-техническое предприятие"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области,
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
установил:
открытое акционерное общество "Зуевское ремонтно-техническое предприятие" (далее - заявитель, Акционерное общество, ОАО "Зуевское РТП") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 7 по Кировской области) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Кировской области от 15.09.2008 N 1199 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Зуевское РТП" в связи с его ликвидацией (далее - решение об отказе в регистрации от 15.09.2008 N 1199).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Акционерное общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения об отказе в регистрации от 15.09.2008 N 1199. По мнению заявителя, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неправильном истолковании статей 22, 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации), необоснованном применении Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (далее - Приказ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.05.2008 собранием акционеров ОАО "Зуевское РТП" принято решение о добровольной ликвидации Акционерного общества, избрана ликвидационная комиссия, председателем которой назначен Первяков Алексей Геннадьевич (далее - Первяков А.Г.), утверждены сроки и порядок ликвидации юридического лица (л. д. 10-11).
В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены записи о принятии решения о ликвидации ОАО "Зуевское РТП", формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (л. д. 21)
20.05.2008 в газете "Нива" N 61 опубликована информация о ликвидации ОАО "Зуевское РТП", а также указано, что его кредиторы могут заявлять свои требования в течение двух месяцев с момента публикации указанной информации (л. д. 18).
12.08.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Акционерного общества (л. д.21).
09.09.2008 Первяков А.Г. обратился в Межрайонную ИФНС России N 7 по Кировской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В разделе 6 заявления по форме N Р16001 заявитель подтвердил соблюдение установленного законодательством порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласованность вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными и муниципальными органами. Вместе с заявлением в регистрирующий орган были представлены: промежуточный ликвидационный баланс на 05.08.2008, утвержденный 25.07.2008; документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания участников ОАО "Зуевское РТП" от 05.09.2008; справка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Зуевском районе Кировской области N 39 от 09.09.2008; доверенность N 4 от 30.08.2008; справка формы 39-1 (л. д. 70-85).
10.09.2008 в Инспекцию представлен ликвидационный бухгалтерский баланс Акционерного общества ОАО "Зуевское РТП", на что указывает проставленный на документе штамп регистрирующего органа, заверенный подписью принявшего документ лица. Расписка о получении ликвидационного баланса ИФНС не выдавалась (л. д. 19).
15.09.2008 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации Инспекция вынесла решение N 1199 об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Акционерного общества, поскольку заявитель не представил ликвидационный баланс, не завершил расчет с кредиторами, не опубликовал объявление о ликвидации Акционерного общества в журнале "Вестник государственной регистрации" (л. д. 16).
ОАО "Зуевское РТП" не согласилось с решением об отказе в регистрации от15.09.2008 N 1199 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод об обоснованности оспариваемого решения, в удовлетворении требования заявителя отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу пунктов 2-3 статьи 22 Закона о регистрации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (пункт 2). Документы, предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3).
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пунктам 1-2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 Приказа от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Из системного толкования указанных норм следует, что для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в регистрирующий орган предоставляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации. Данные документы должны подтверждать соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и быть достоверными. При этом предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации документы предоставляются в регистрирующий орган только после завершения процесса ликвидации юридического лица, но не ранее чем через два месяца с момента помещения ликвидационной комиссией (ликвидатором) в журнале "Вестник государственной регистрации" публикации о ликвидации юридического лица.
Материалы дела свидетельствую о том, что информация о ликвидации ОАО "Зуевское РТП", а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами опубликована 20.05.2008 в газете "Нива" N 61 (л. д. 18). Доказательства, подтверждающие, что указанные сведения помещены в журнал "Вестник государственной регистрации", не представлены. При этом заявитель не отрицает, что вышеназванная информация не была опубликована в данном журнале (л. д. 5). Следовательно, установленный порядок ликвидации Акционерного общества не соблюден. Кредиторы ОАО "Зуевское РТП" должным образом не извещены о его ликвидации. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс не могут считаться достоверными. При таких обстоятельствах документы, представленные в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ОАО "Зуевское РТП" в связи с его ликвидацией, не могут рассматриваться как документы, определенные Законом о регистрации, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, решение об отказе в регистрации от 15.09.2008 N 1199 не противоречит законодательству.
Доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ОАО "Зуевское РТП", не представлены. Заявитель имеет право осуществить ликвидацию Акционерного общества в установленном порядке и повторно обратиться в Инспекцию за государственной регистрацией прекращения деятельности ОАО "Зуевское РТП" в связи с его ликвидацией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ни Закон о регистрации, ни Приказ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ не содержат нормы, обязывающей публиковать сведения о ликвидации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации", Приказ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ не подлежит применению, поскольку издан Федеральной налоговой службой, которая не уполномочена издавать нормативные акты, суд не имеет право изменять текст оспариваемого решения регистрирующего органа, а также о том, что ответчик не предъявил Акционерному обществу каких-либо требований о погашении задолженностей по обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном толковании норм права.
В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как ранее уже было сказано, из системного толкования пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 22 Закона о регистрации следует, что сведения о ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Согласно Приказу от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ таким органом печати является журнал "Вестник государственной регистрации". При этом Приказ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 04.07.2006 N 8001, опубликован в установленном порядке и имеет статус обязательного для исполнения нормативно-правового акта.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 не содержит положений, изменяющих каким-либо образом содержание решения об отказе в регистрации от 15.09.2008 N 1199 (л. д. 122-128).
Материалы дела указывают на то, что 03.06.2008 Межрайонная ИФНС России N 7 по Кировской области направила заявителю письмо N 11-32/16609 о наличии задолженности по налоговым платежам (л. д. 35-37).
Утверждения Акционерного общества о том, что ликвидационный баланс был представлен в регистрирующий орган, а также о том, что в решении об отказе в регистрации от 15.09.2008 N 1199 ответчик ссылается на отмененные приказы Федеральной налоговой службой, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
По ходатайству заявителя и на основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 64, пункта 2 статьи 333.22, статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе и уменьшен ее размер до 100 рублей.
Оснований для удовлетворения ходатайства заявителя об уменьшении размера государственной пошлины, взысканной по решению арбитражного суда от 08.12.2008, судом апелляционной инстанции усматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 по делу N А28-10949/2008-388/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Зуевское ремонтно-техническое предприятие" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Зуевское ремонтно-техническое предприятие" в доход федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10949/2008
Истец: открытое акционерное общество "Зуевское ремонтно-техническое предприятие"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-174/2009