г. Киров
05 марта 2009 г. |
Дело N А82-8951/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Терентьевой Г.В., действующего на основании доверенности от 04.05.2008 N 05-12/18271,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2008 по делу N А82-8951/2008, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области,
о признании недействительным решения налогового органа от 10.06.2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее - заявитель Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 10.06.2008 N 24858 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и об обязании провести такую регистрацию.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, решение суда первой инстанции вынесено при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что на основании статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) и статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации любые ограничения гражданских прав, в том числе и прав юридических лиц на занятие каким-либо видом экономической деятельности должны быть установлены в законе. Заявитель жалобы считает, что Закон N 244-ФЗ не содержит запрета на изменение места расположения игорного заведения.
Общество считает, что игорное заведение, соответствующее требованиям Закона N 244-ФЗ, вправе до 30.06.2009 при продолжении деятельности изменять место своего нахождения и это не является открытием нового игорного заведения. По мнению заявителя жалобы, Общество не открывало новое игорное заведение, а перемещало ранее открытое, при том, что статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещает перемещение игорного заведения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Представитель Инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения требований жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией налоговой службы России N 46 по городу Москве 12.01.2004, осуществляет деятельность по организации игорных заведений на основании лицензии N 004831, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком действия с 29.06.2004 по 29.06.2009 (л.д.11).
В Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области поставлено на учет 06.02.2008 в связи с созданием обособленного подразделения по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97, присвоен КПП 760432028 (уведомление Инспекции от 06.02.2008 N 860784).
02.06.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 01.06.2008 о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) в количестве 50 штук по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97.
Письмом Инспекции от 10.06.2008 N 18-10/13/24858 (л.д.6) Обществу отказано в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) в количестве 50 штук по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97, поскольку обособленное подразделение по указанному адресу открыто 06.02.2008.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что фактически имеет место создание нового игорного заведения с установкой ранее не зарегистрированных игровых автоматов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Законом N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 5 и пункта 1 статьи 20 Закона N 244-ФЗ с 01.01.2007 игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ.
В пункте 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ определено, что имеющие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Согласно статье 20 Закона N 244-ФЗ данный Закон вступил в силу с 01.01.2007.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Закона N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона N 244-ФЗ (с 01.01.2007) возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Как следует из материалов дела, Общество до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97. Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по указанному адресу 06.02.2008. Таким образом, Общество собиралось открыть новое игорное заведение на территории, не отнесенной к игорной зоне.
Заявитель жалобы, ссылаясь, что Общество просило зарегистрировать по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97 игровые автоматы, которые ранее были зарегистрированы по адресу: г. Ярославль, Спартаковская, 25 и на момент подачи заявления сняты с регистрационного учета, указывает, что фактически имело место перемещение игорного заведения.
Однако, данные доводы заявителя апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части.
Игорным заведением является здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) - пункт 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, закон связывает место расположения игорного заведения с местом осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в определенном здании, строении, сооружении, с местом нахождения филиала (обособленного подразделения юридического лица).
В рассматриваемом случае Общество 06.02.2008 было поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Ярославль, Московский проспект, 97. Именно по данному адресу обособленного подразделения 01.06.2008 было заявлено о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
В силу пункта 5 статьи 84 НК РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
Анализ данных норм свидетельствует о том, что действующее законодательство не предусматривает процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержит лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.
Возможность перемещения объекта капитального строительства: здания, строения, сооружения законодательно также не предусмотрена.
Более того, из позиции налогового органа следует, что 50 игровых автоматов, расположенные по адресу: г. Ярославль, улица Спартаковская, 25 сняты с регистрации как объект налогообложения налогом на игорный бизнес 13.09.2007. Обособленное подразделение по месту нахождения которого заявлено о регистрации игровых автоматов по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97 зарегистрировано только 06.02.2008.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о перемещении игорного заведения несостоятельны.
Довод Общества о том, что Закон N 244-ФЗ не содержит прямого запрета на изменение места расположения игорного заведения, апелляционным судом отклоняется, так как указанный закон императивно определяет игорное заведение как здание, строение, сооружение (единую обособленную часть здания, строения, сооружения), в силу чего возможность изменения их места расположения исключается.
Ссылка заявителя жалобы на то, что имело место перемещение игровых автоматов, отклоняется апелляционным судом исходя из положений статьи 366 НК РФ, пункта 1 части 2 статьи 16 и пункта 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ.
Кроме того, в заявлении от 01.06.2008 о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) Обществом было заявлено о регистрации игровых автоматов, которые ранее не находились в игорном заведении Общества по адресу: город Ярославль, улица Спартаковская, 25.
Принимая во внимание, что до 06.02.2008 по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97 игорное заведение не существовало, суд приходит к выводу о том, что имело место открытие нового игорного заведения.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно отказал Обществу в регистрации объектов налогообложения - 50 игровых автоматов.
Ссылка заявителя на нормы гражданского законодательства апелляционным судом отклоняется исходя из характера спорных правоотношений, связанных с оспариваем отказа в регистрации объектов налогообложения.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина оплачена при подаче апелляционной жалобы, по квитанции от 04.02.2009, в связи с чем, взыскание государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2008 по делу N А82-8951/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8951/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Мастер"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-166/2009