г. Киров
26 февраля 2009 г. |
Дело N А82-8340/2008-20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Огневой Е.А. по доверенности от 10.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008 по делу N А82-8340/2008-20, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя Блохиной Алевтины Александровны
к Департаменту по управлению государственным имуществом Ярославской области
о признании приказа незаконным,
установил:
индивидуальный предприниматель Блохина Алевтина Александровна (далее - заявитель, ИП Блохина А.А., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным приказа Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) от 14.05.2008 N 102 "Об отказе ИП Блохиной А.А. в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, по ул. Комсомольская, у дома N 7".
Решением суда первой инстанции от 26.12.2008 требование заявителя удовлетворено, с ответчика в пользу Предпринимателя взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 100 руб.
Не согласившись с данным решением Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение от 26.12.2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ответчик полагает, что размещение мини-маркета на испрашиваемом земельном участке, относящемся к территории объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Гостиного двора, не связано с сохранением данного объекта и потому противоречит статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Закон N 73-ФЗ), пункту 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 (далее - Положение о зонах охраны), статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Включение памятника - ансамбля Гостиный двор в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения подтверждается приложением N 1 к Постановлению Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327. Также рассматриваемый земельный участок входит в состав территории объекта всемирного наследия - исторического центра г. Ярославля (решение XXIX сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО от 15.07.2005).
Кроме того, согласно генеральному плану г. Ярославля данный земельный участок расположен в границах красных линий, на пересечении магистральных улиц общегородского значения, что также свидетельствует о невозможности предоставлении его в аренду.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Блохина А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает, что Департамент не доказал принадлежность земельного участка, расположенного у дома N 7 по ул. Комсомольской г.Ярославля, к территории объекта культурного наследия. Единственным правовым основанием для отнесения земельного участка к указанной территории может быть текстовое описание и графическое изображение самого объекта культурного наследия в проектной документации, утверждаемой органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона N 73-ФЗ и пунктом 3 Положения о зонах охраны. Также не имеет документального подтверждения факт установления охранных зон и введение режима запрета или ограничения хозяйственной деятельности для объекта культурного наследия - Гостиный двор.
Ссылки ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах границ памятника всемирного наследия - исторического центра г.Ярославля, и расположен в пределах красных линий считает несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не были предметом рассмотрения комиссии Правительства области и не являлись основанием для отказа в предоставлении Предпринимателю земельного участка для размещения мини-маркета.
Департамент явку представителя в апелляционный суд не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.02.2008 ИП Блохина А.А. обратилась в администрацию Ярославской области с заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации существующего мини-маркета, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, 7, площадь земельного участка - 25 кв.м., испрашиваемое право на землю - аренда, срок аренды - 10 лет.
06.03.2008 Департамент культуры и туризма Ярославской области в ответ на запрос ответчика сообщил, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок находится на территории объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Гостиного двора. В соответствии с действующим законодательством строительство и хозяйственная деятельность, нарушающие целостность ансамбля или памятника, запрещаются.
Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля письмом от 06.03.2008 N 03-05-1763 проинформировало Департамент об отсутствии правоустанавливающих документов в отношении вышеуказанного земельного участка и непроведении его кадастрового учета.
Учитывая данную информацию, а также нахождение земельного участка в общественно-деловой зоне, комиссия Правительства Ярославской области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г.Ярославле 07.05.2008 приняла решение об отказе ИП Блохиной А.А. в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В связи с этим приказом Департамента от 14.05.2008 N 102 Предпринимателю было отказано в предоставлении для эксплуатации существующего мини-маркета земельного участка ориентировочной площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, у дома N 7, по тому основанию, что данный участок находится на территории объекта культурного наследия федерального назначения - ансамбля Гостиного двора. В соответствии со статьей 34 Закона N 73-ФЗ в зоне охраны объекта культурного наследия устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство.
Считая данный приказ незаконным, ИП Блохина А.А. оспорила его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из несоответствия отказа в предоставлении земельного участка положениям статей 23, 27, 99 ЗК РФ и недоказанности Департаментом факта нахождения испрашиваемого Предпринимателем земельного участка на территории ансамбля Гостиного двора и установление ограничений в его обороте, препятствующих предоставлению участка в аренду. Также ответчиком не предоставлена возможность ознакомления с правовым актом о включении исторического центра г. Ярославля в Список всемирного наследия.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В силу пунктов 2, 5 статьи 27, пункта 1 статьи 94 ЗК РФ допускается передача в аренду земельных участков, отнесенных к ограниченным в обороте землям особо охраняемых природных территорий, в том числе историко-культурного назначения, а также землям, занятым особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Согласно пункту 1 статьи 99 ЗК к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Часть 1 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" наделяет Администрацию Ярославской области правом по распоряжению земельными участками в г.Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия независимо от целей использования данных земельных участков.
Порядок взаимодействия Администрации области и органов местного самоуправления городского округа город Ярославль при распоряжении земельными участками в г. Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487. Согласно пункту 5.2 данного Порядка при предоставлении земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия департамент по управлению земельными ресурсами области, функции которого переданы департаменту по управлению государственным имуществом, запрашивает у органов в области государственной охраны объектов культурного наследия информацию о разрешенном использовании земельного участка и о возможности размещения предполагаемого объекта строительства.
Полученная Департаментом информация вместе с заявлением заинтересованного в предоставлении земельного участка лица направляется для рассмотрения в комиссию Правительства области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле, действующую на основании положения, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 18.04.2008 N 299. По итогам рассмотрения полученных документов комиссия принимает решение о направлении в органы местного самоуправления городского округа г. Ярославля обращений Правительства области для проведения мероприятий по подготовке акта о выборе земельного участка для строительства и проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае отказа в предварительном согласовании места размещения объекта Департамент в течение семи дней со дня принятия комиссией соответствующего решения издает приказ с указанием причин отказа и направляет его заявителю.
Как следует из материалов дела, вышеуказанный порядок был применен при рассмотрении заявления ИП Блохиной А.А. о предоставлении земельного участка в аренду для размещения мини-маркета (л.д. 56). Основанием для отказа в его предоставлении стало нахождение испрашиваемого участка на территории объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Гостиного двора, в зоне охраны которого ограничена хозяйственная деятельность и запрещено строительство (л.д. 8).
Статьей 34 Закона N 73-ФЗ и статьей 21 Закона Ярославской области от 15.10.2003 N 52-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области", действовавшего на момент обращения Предпринимателя с заявлением и издания Департаментом оспариваемого приказа (далее - Закон ЯО N 52-з), предусмотрено установление следующих зон охраны объекта культурного наследия на сопряженной с ним территории в целях обеспечения его сохранности: охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения постановлением Администрации Ярославской области по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения постановлением Администрации Ярославской области по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
Однако соответствующее постановление, утверждающее проект границ охранных зон объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Гостиного двора, Департаментом не представлено, что свидетельствует о недоказанности его вывода о расположении испрашиваемого ИП Блохиной А.А. земельного участка в составе территории, на которой ограничена хозяйственная деятельность и запрещено строительство.
Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер и границы земельного участка, непосредственно занятого ансамблем Гостиного двора. Поэтому вывод ответчика о нахождении рассматриваемого земельного участка на территории вышеназванного объекта культурного наследия (статья 2 Закона ЯО N 52-з) также нельзя считать доказанным.
Ответчик не обосновал, каким образом размещение существующего мини-маркета на земельном участке по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, у дома N 7, может препятствовать обеспечению сохранности ансамбля Гостиного двора. Документы, устанавливающие запрет осуществления на данном земельном участке любой хозяйственной деятельности, не представлены.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает нарушения требований статьи 34 Закона N 73-ФЗ, статьи 99 ЗК РФ и пункта 10 Положения об охранных зонах в случае размещения Предпринимателем мини-маркета на указанном земельном участке.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал приказ Департамента от 14.05.2008 N 102 незаконным.
Ссылка ответчика на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав территории объекта всемирного наследия - исторического центра г. Ярославля и расположен в границах красных линий, отклоняются, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием издания оспариваемого приказа. Кроме того, Департаментом не представлены доказательства утверждения режимов использования территории и зон охраны вышеназванного объекта всемирного наследия федеральным органом государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статья 9 Закона N 73-ФЗ), а также генеральный план г.Ярославля с отмеченными на нем красными линиями.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом указанного, решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика. Однако с 30.01.2009 согласно пункту 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент как орган исполнительной власти Ярославской области освобождается от уплаты госпошлины. Поэтому госпошлина, отсрочка уплаты которой предоставлена ответчику определением апелляционного суда от 04.02.2009, взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008 по делу N А82-8340/2008-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8340/2008
Истец: индивидуальный предприниматель Блохина А.А.
Ответчик: Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-500/2009