г. Киров
25 февраля 2009 г. |
Дело N А29-7237/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Хоровой Т.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: не явился;
представителя ответчика: Остапчук О.А., действующей на основании доверенности N 166 от 29.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы государственного унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми", и Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2008 по делу N А29-7237/2008, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми"
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми,
о признании частично недействительными решений фонда N 186, 187 от 06.08.2008, N 2123 от 06.08.2008,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - заявитель, предприятие, ГУП РК "ГА РК") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ответчик, Учреждение, Фонд) о признании частично недействительными решений Фонда N 186, 187 от 06 августа 2008 года, N 123 от 06 августа 2008 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2008 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции N 186 от 06 августа 2008 года "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", принятого в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" признано недействительным в части не принятия к зачету расходов, произведенных Предприятием в сумме: 1 279 рублей 09 копеек в марте 2007 года, 2 603 рубля в апреле 2007 года, 2 076 рублей 86 копеек в августе 2007 года.
В удовлетворении остальной части требований заявителя суд первой инстанции отказал.
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" и Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми с принятым решением суда не согласились, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ГУП РК "ГА РК" оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
1. Заявитель считает, что решением Фонда необоснованно не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) на цели обязательного социального страхования на выплату Косныревой Е.Р. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, работающей на условиях неполного рабочего времени. Указывает, что начисление и выплата указанного пособия соответствует части 3 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации. По-мнению Предприятия, ссылки проверяющих на оплату труда Косныревой Е.Р. в полном размере, в нарушение Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51 "Об утверждении положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время", не имеют правового значения при решении вопроса о правомерности выплаты пособия.
2. Заявитель оспаривает решение суда первой инстанции о наличии у Предприятия обязанности по уплате страховых взносов, основанной на изменении проверяющими юридической квалификации договоров возмездного оказания услуг как трудовых договоров. Указывает, что спорные договоры не являются трудовыми, поскольку не содержат условия о возложении на работников обязанности подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка Предприятия. Перечисленные Фондом признаки трудового договора, по-мнению Предприятия, не имеют правового значения в рассматриваемой ситуации.
Предприятие считает, что суд первой инстанции при принятии решения не принял во внимание указанные доводы и не дал им оценки.
Позиция Предприятия уточнена в дополнении к апелляционной жалобе от 17.02.2009 N 626.
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми против доводов апелляционной жалобы Предприятия возразило, просит оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой ГУП РК "ГА РК" без изменения.
В свою очередь Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось в апелляционный суд с жалобой на решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований предприятия, просит решение суда в части признании недействительным решения Фонда N 186 от 06.08.2008 о непринятии к зачету расходов, произведенных на выплату расходов по временной нетрудоспособности, а также в части взыскания с Фонда в пользу Предприятия 2000 судебных расходов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предприятия в полном объеме.
По - мнению Учреждения, решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права - части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", пункта 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007, статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Их приведенных норм права, считает Учреждение, следует, что применение процентной надбавки при исчислении среднего заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности, законодательством не предусмотрено. В связи с этим заявитель жалобы полагает, что работникам Предприятия Салатовой Н.В. и Туговой В.А., не имеющим заработной платы в расчетном периоде, исчисление пособий по временной нетрудоспособности должно производиться, исходя из должностного оклада на день наступления страхового случая без учета районного коэффициента и процентной надбавки, установленных к заработной плате за работу в особых климатических условиях.
ГУП "ГА РК" в пункте 3 дополнения к апелляционной жалобе против доводов Учреждения возразило, считает решение суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части правомерным, просит оставить жалобу Учреждения без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми поддержала позиции, изложенные в апелляционной жалобе, возразила против доводов апелляционной жалобы Предприятия.
ГУП "ГА РК" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило факсограмму ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Предприятия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждением проведена документальная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию, оформленная актом N 145 с/с от 04.07.2008, в ходе которой, среди прочих нарушений, установлены следующие.
Предприятием, в нарушение пунктов 10,11 "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года N 375, средний дневной заработок определен из оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что повлекло неправомерное расходование средств в сумме 5 958 рублей 95 копеек (пункт 2.2 акта проверки).
В нарушение пункта 2 "Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих не полное рабочее время", утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51, и в соответствии со статьями 256, 258 Трудового кодекса Российской Федерации женщине, работающей на условиях неполного рабочего времени (30 часов в неделю) с предоставлением дополнительных перерывов для кормления ребенка выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и заработная плата в полном объеме, что повлекло неправомерное расходование средств в сумме 36 929 рублей 03 копейки (пункт 2.6 акта проверки).
По результатам проверки руководителем Учреждения приняты решения:
N 186 от 06 августа 2008 года "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", которым не принята к зачету сумма в размере 44 111 рублей 20 копеек (расходы понесены в марте, апреле 2007 года, июле- декабре 2007 года), Предприятие не согласилось с указанным решением в части непринятия к зачету суммы в размере 41 078 рублей 69 копеек (т. 1, л.д. 14-15);
решение от 06 августа 2008 года N 187 "О непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования", которым не принята к зачету сумма в размере 2 450 рублей 78 копеек. Предприятие не согласилось с указанным решением Учреждения в части непринятия расходов сумме 1 809 рублей 29 копеек (т.1, л.д. 16-17.
Актом N 145 н/с от 04 июля 2008 года документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что страхователем не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на договоры, имеющие признаки трудовых договоров в соответствии со статьями 56-59 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения акта документальной проверки заместителем управляющего Учреждения принято решение N 123 от 06 августа 2008 года "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона Российской Федерации N 125-ФЗ от 24.07.1998года (с изменениями и дополнениями) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 20% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов за 2006 и 2007 годы, в сумме 229 рублей 21 копейка, а также доначислены страховые взносы в сумме 1 146 рублей 06 копеек за период с 01.07.2006 по 31.12.2007, а также пени в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов, в сумме 29 рублей 23 копейки.
ГУП "ГА РК" с указанными решениями частично не согласилось и обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования заявителя, указал, что размер пособия по временной нетрудоспособности работникам, не имеющим заработка, правомерно определен Предприятием с учетом северной надбавки и районного коэффициента.
Отказывая Предприятию в удовлетворении требований, суд указал, что выплата пособия по уходу за ребенком Косныревой Е.Р. производилась необоснованно при отсутствии доказательств того, что Коснырева Е.Р. работала на условиях неполного рабочего дня. Также суд признал, что заключенные Предприятием договоры с физическими лицами на оказание услуг, фактически являются срочными трудовыми договорами с работниками, выплаты по которым подлежат включению в облагаемую базу при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, заслушав представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с Федеральным законом N 165-ФЗ от 16.07.1999 года "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие болезни, травмы, беременности и родов и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (статья 1 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 6 указанного Закона, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 2 статьи 8 Закона предусмотрено, что страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является: пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5); пособие по беременности и родам (подпункт 7); ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подпункт 8).
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования", страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается.
Статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 рублей.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" от 19 декабря 2006 года N 234-ФЗ установлено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Материалы дела показали, в ходе проверки Учреждением выявлены факты выплаты Предприятием пособия работнику Салатовой Н.В, в расчетном периоде не имевшей заработка, пособие выплачено из расчета оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки, работнику Туговой ВА выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с отсутствием за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности заработной платы.
Доводы Учреждения о том, что расчет пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемых случаях необходимо рассчитывать из расчета отработанных дней без учета районного коэффициента и северной надбавки, были правомерно отклонены Арбитражным судом Республики Коми.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работка, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат.
В статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.
Согласно со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации N 255-ФЗ от 29.12.2006 года "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" определен общий порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которым предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (часть 1).
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Указанным законом не урегулированы случаи, когда застрахованное лицо не имело заработка в расчетном периоде либо этот период состоял из времени исключаемого из расчетного периода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", которым предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам (пункт 10).
В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) (пункт 11).
Из анализа приведенных норм следует, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется и выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки, которые относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым для лиц, работающих и проживающих в особых климатических условиях, при этом указанные нормы не предусматривают оснований, по которым у работника может быть ограничено право на получение районного коэффициента и процентной надбавки.
Таким образом, пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, не исключается применение районного коэффициента и процентной надбавки при назначении пособия застрахованному лицу, не имеющему заработка в расчетном периоде.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что размер пособия застрахованным лицам, не имеющим заработка в установленном расчетном периоде, рассчитывается как максимально приближенный по отношению к фактической заработной плате работника, утраченной в связи с наступлением страхового случая. Поэтому если работник по уважительным причинам не имел заработка, из которого по действующим правилам должно исчисляться пособие, то оно исчисляется исходя из тарифной с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах и местностях, где они установлены в законодательном порядке.
Из изложенного следует, что Предприятием правомерно произведены выплаты пособия по временной нетрудоспособности из расчета должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Решение N 186 Учреждения от 06.08.2008 года в части не принятия к зачету расходов в сумме 5 958 рублей 95 копеек (за март 2007 года - в сумме 1 279 рублей 09 копеек, за апрель 2007 года в сумме 2 603 рубля, август 2007 года в сумме 2 076 рублей 86 копеек принято неправомерно.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не урегулирован. Вместе с тем, статьями 10 и 11 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривается начисление районного коэффициента и северной надбавки в отношении всех выплат, в том числе и пособий. Кроме того, признаков злоупотребления правом со стороны Предприятия Учреждение в ходе проверки не выявлено, а также не установлено судами по материалам дела.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Частью 3 статьи 93 Трудового кодекса установлено, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений трудовых прав.
Согласно статье 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
В силу статьи 258 Трудового кодекса Российской Федерации работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Как следует из материалов дела, работнику Косныревой Е.Р., согласно приказу руководителя N 278-л/с от 27.07.2007, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет разрешено работать на условиях неполного рабочего времени (30 часов в неделю) с предоставлением дополнительных перерывов для кормления ребенка (статья 258 Трудового кодекса Российской Федерации) (т.1, л.д. 104).
Судом первой инстанции правомерно учтено, что в названном приказе не определено время перерывов на кормление ребенка, которое должно быть указано как в заявлении Косныревой Е.Р. (т. 1, л.д. 122), так и в приказе, что подтверждало бы ее желание использовать свое право на дополнительные перерывы.
Из табеля учета рабочего времени Косныревой Е.Р. следует, что ее рабочий день составлял 6 часов в день, время кормления ребенка в табеле учета рабочего времени не учтено.
Оплата Косныревой Е.Р. произведена из расчета за отработанное время (с учетом надбавок за интенсивный и напряженный труд). В расчетных листках указанного работника отсутствуют данные об оплате перерывов для кормления ребенка в размере среднего заработка.
Оценив указанные фактические обстоятельства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно учел, что Предприятием не представлено доказательств того, что Коснырева Е.Р. фактически работала на условиях неполного рабочего времени, в связи с предоставлением дополнительных перерывов для кормления ребенка, и работодателем оплата производилась в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В данном случае, поскольку обоснованность выплаты пособия по уходу за ребенком Косныревой Е.Р. за счет средств социального страхования не Предприятие не подтвердило, суд первой инстанции правомерно отказал ГУП РК "ГА РК" в удовлетворении требования о признании решения N 186 от 06.08.2008 года в части не принятия расходов выплаченного пособия по уходу за ребенком в сумме 36 929 рублей 03 копейки и решение N 187 от 06.08.2008 года в сумме 1 809 рублей 29 копеек.
Поскольку Предприятием неправомерно выплачено пособие по государственному социальному страхованию Косныревой Е.Р., при отсутствии достоверных доказательств работы последней на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения, доводы апелляционной жалобы ГУП РК "ГА РК" отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что Решением N 123 от 06.08.2008 предприятие привлечено к ответственности и доначислены страховые взносы и пени, в связи с тем, что Заявителем не начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты по договорам оказания услуг, фактически являющихся трудовыми.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Статьей 5 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые имя возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Трудового Кодекса.
Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимает соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность предприятия, трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе груда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность. Согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика. При исполнении трудовой функции по трудовому договору работнику предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор возмездного оказания услуг связан с выполнением определенных действий, которые согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации исполняются лично исполнителем и, как правило, не сопровождаются созданием овеществленного результата.
Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены существенные условия трудового договора: место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Представленные в материалы дела договоры, заключенные ГУП РК "ГА РК" с работниками правомерно расценены судом первой инстанции как срочные трудовые, поскольку: предметом указанных договоров является выполнение работником конкретной трудовой функции, связанной с ежедневной производственной деятельностью; в договорах отсутствует конкретное задание; договоры заключались с одними и теми же работниками на выполнение текущих работ в течение определенного периода; отсутствует конечный результат работы; договорами предусмотрена помесячная оплата труда; предприятием созданы условия для выполнения работ: предоставлены помещение, материалы, орудия труда, предусмотрена материальная ответственность работников.
Так, договор на оказание услуг делопроизводителя, заключенный с Половниковой Е.И от 02.04.2007 года, предусматривал регистрацию входящей и исходящей корреспонденции складского комплекса предприятия, выполнение копировальных работ, прием и отправка факсов, печатание писем по распоряжению начальника складского комплекса предприятия, ведение табеля учета рабочего времени. Срок исполнения работ установлен с 2 апреля по 21 апреля 2001 года. Предприятие обеспечивало работника всем необходимым для выполнения работы. Указанный договор правомерно расценен судом первой инстанции как срочный трудовой договор, поскольку выполнение работ, указанных в договоре возможно только в режиме организации труда на предприятии, лично работником на определенном рабочем месте (т. 2, л.д. 1-2).
Договор, заключенный со Смолевой А.Л. от 04.06.2007 предусматривал работу с письмами и документацией заключен на период с 04.06.2007 по 30.06.2007, конкретное выполнение определенных работ (услуг) и конечный результат, в договоре не указаны (т.2, л.д. 3).
Договор на оказание услуг по кадровой работе от 01.08.2006 , заключенный с Шилиной М.Я, предусматривал подготовку и оформление трудовых договоров с работниками; формирование личных дел сотрудников; создание и ведение регистрации входящей и исходящей корреспонденции предприятия; оформление трудовых отношений с работниками предприятия, ведение унифицированных форм приказов; ведение табеля учета рабочего времени за август 2006 года. Срок исполнения работы с 01.08 2006. по 05.09.2006 года. Работник обеспечивался предприятием всем необходимы для выполнения работы. Впоследствии договоры с Шилиной М.Я. заключались 06.09.2006, 26.09.2006, 01.11.2006, 01.12.2006 (т.2, л.д. 5-14).
01.07.2007 с Шилиной И.Г. заключен договор на оказание услуг по работе с письмами и документацией, сроком до 27.07.2007 года.
Договор на оказание услуг от 19.11.2007, заключенный с Беляевой И.А., предусматривал выполнение работ секретаря руководителя предприятия в период с 19.11.2007 по 30.11.2007 (т.2, л.д. 17-18).
01.08.2007, 01.09.2007 заключены договоры с Шибановым А.Б. для выполнения работ: документальное сопровождение и выполнение предписаний согласно технических условий по устранению недостатков в электрощитовых, оформление актов, согласование проектно-сметной документации, работа с подрядчиками, по условиям договора Шибанов А.Б. являлся ответственным за электрохозяйство (т. 2, л.д. 19-24).
Королевой В.И. заключены договоры б/н от 01.08.2007, 01.09.2007, 01.10.2007, 01.11.2007 для осуществления работы: сторожа - надомника в аптеке N 81 по адресу : п.г.т Седкыркещ, ул. Л. Чайкиной, д. 23 (т.2, л.д.25-32).
С Шмальц О.Н. заключены договоры б/н от 08.10.2007, 09.11.2007, 01.12.2007г. на осуществление работы: обработка информации по движению медикаментов в программе "М-Аптека" по аптеке N 1 по адресу ул. Ленина,48; (аналогичные договоры заключены с Костиной Т.С., Ильченко Е.О.) (т.2, л.д. 41-54).
С Габовой Н.В. заключены договоры от 01.09.2007, 01.10.2007 предметом которых являлось: выполнение работ по приемке лекарственных средств и изделий медицинского назначения; отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению в аптеке N 25 по адресу г. Сыктывкар, Красный Затон, Клубный переулок, д. 1; (аналогичные договоры заключены с Панкратовой Н.А. от 01.11.2007, от 01.11.2007; с Соболевой Н. В. от 04.10.2007, 01.11.2007, 01.12.2007(Аптека N117) (т.2, л.д. 61-78).
С Жигаловой В.С.заключены договоры от 10.09.2007, 01.10.2007 для выполнения работ: комплектация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптеке N 112 для лечебно-профилактических учреждений г. Сыктывкара (аналогичный договор заключен с Мальцевой Н.Н. от 24.09.2007, 01.10.2007, 01.11.2007, 01.12.2007 (аптека N 115) (т.2, л.д. 81-90).
С Архиповой Л.В. заключены договоры от 01.07.2007, 21.08.2007, 01.09.2007 для осуществления работ: отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению, в том числе в ночное дежурство; аналогичный договор заключен с Гоцуляк М.А. от 24.09.2007; с Лоншаковой И.А от 01.07.2007 (т.2, л.д. 67-68,91-95).
С Мамыкиной Е.И. заключены договоры от 01.08.2007, 01.09.2007, 01.10.2007, 01.11.2007, 01.12.2007г. для производства работы в отделе сбыта складского комплекса по выписке приходно-кассоавых документов по медтовару (т.2, л.д. 95-104).
С Фризон И.Е. заключены договоры от 01.07.2007, 01.09.2007, 01.10.2007, 01.12.2007 для осуществления ремонта электрооборудования автомобилей ГУП РК "РА РК" (т.2, л.д. 105-112).
С Ачуевым И.А. заключены договоры от 01.12.2007, 21.12.2007 для выполнения следующих услуг: оказание услуг по физической охране складского комплекса предприятия (Октябрьский пр., д. 121), осуществление пропускного режима посетителей, транспортных средств и персонала на объект предприятия и не допущение проникновения посторонних лиц на охраняемый объект, организация и обеспечение охраны товарно-материальных ценностей, принятых под охрану, защита персонала предприятия, объекта и территории от насильственных действий и посягательств; Аналогичный договор заключен с Холоповым А. Ю. от 01.12.2007, от 21.12.2007, с Ермаковым - договоры от 01.12.2007 (т.2, л.д. 113-122).
С Кудряшовым И. П. заключены договоры от 08.11.2007, 12.11.2007 для осуществления работы по организации службы собственного контроля, проверки постов охраны в ночное время, контроль за несением службы, контроль соблюдения регламента работы персоналом администрации, складского комплекса, аптек (т.2, л.д. 123-126).
С Лисиным П. А. заключены договоры от 26.07.2007, 01.09.2007 по экспедированию груза по аптекам Эжвинского района (т.2, л.д. 127-130).
С Ющенко В.А. заключен договор от 01.10.2007 для осуществления погрузочно-разгрузочных работ на складском комплексе, (аналогичный договор от 26.10.2007 заключен с Куликовым А.Н., с Лыткиным И.Н. договор от 08.11.2007, Анисимовым А.С. договор от 01.11.2007, Камневым Н.Р. договор от 01.08.2007) (т.2, л.д. 131-140).
С Хитриным А.Н.заключен договор от 15.10.2007, от 01.12.2007, согласно которым он являлся водителем автомобиля предприятия ГАЗ 33021 г.н.В466ОВ11 и осуществлял доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения по аптекам г. Сыктывкара. Аналогичный договор заключен с Чугариным А.А. от 01.12.2007, с Золотаревым И.И. от 01.12.2007 (Автомобиль ГАЗ 53), с Ипатовым В.О. договор от 01.08.2007 (автомобиль ВАЗ 21043), кроме того с указанным работником заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности (т.2, л.д. 143-148, т.3, л.д.1-4).
С Жаковой Е.А. заключен договор от 19.11.2007, с Охрименко Л.В. от 27.08.2007 , с Гордеевой М.М. от 09.08.2007, с Катынской Е.В. договоры от 01.09.2007, 01.10.2007, с Дорогавцевой Т.В. договор от 01.11.2007; с Бахолдиной О. В. договоры от 01.09.2007, 01.10.2007, 01.11.2007, 01.12.2007; с Галаган Е.Н. заключены договоры от 28.07.2007, 01.09.2007, 01.10.2007, 01.11.2007, 01.12.2007 и другие для осуществления работ по уборке помещений (влажной уборке) на складском комплексе, в аптеках в служебных и производственных помещениях, торговых залах (т.3).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу частью 4 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Исследовав имеющиеся в материалах дела договоры, суд первой инстанции правильно признал, что работы по спорным договорам носили не гражданско-правовой характер, а трудовой. Следовательно, при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обществом неправомерно занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Следовательно, Управлением правомерно принято решение N 123 от 06.08.2008 о доначислении предприятию страховых взносов, пени и штрафа.
Доводы Предприятия, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельным, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не могут служить безусловным основанием для признания спорных договоров гражданско-правовыми, а свидетельствуют о допущенных заявителем нарушениях законодательства о труде.
Часть 3 статьи 189, а также часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о возложении на государственный орган обязанности доказывания соответствия закону оспариваемого ненормативного акта не освобождает заявителя в арбитражном процессе от представления доказательств тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований. Со своей стороны Предприятие не представило доказательства, опровергающие выводы Учреждения, подержанные судами: так, заявителем не представлено штатное расписание, должностные инструкции и другие доказательства в обоснование своей позиции, что выполнение работ (оказание услуг) по спорным договорам не отнесены к обязанностям сотрудником МУП РК "ГА РК". При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба МУП РК "ГА РК" не подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является правомерным, оно принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств, поэтому изменению либо отмене не подлежит. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционным жалобам относятся на их заявителей. Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобождено на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2008 по делу N А29-7237/2008 в оспариваемых Государственным унитарным предприятием и Государственным учреждением частях оставить без изменения, а апелляционные жалобы государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" и Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (167610, г. Сыктывкар, ул. Ленина,113) из Федерального бюджета 1000 рублей госпошлины как излишне уплаченной по платежному поручению N 242 от 21.01.2009.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7237/2008
Истец: государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми"
Ответчик: Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Кредитор: ИФНС России по г. Сыктывкару