г.Киров
11 марта 2009 г. |
Дело N А82-4657/2008-9 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от ответчиков: Карташовой Л.Н. - по доверенности от 19.12.2008 N 1427а,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу 231 военного склада
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.11.2008 по делу N А82-4657/2008-9, принятое судом в составе судьи Суховерховой И.В.,
по иску муниципального учреждения здравоохранения клиническая больница скорой медицинской помощи им.Н.В. Соловьева
к 231 военному складу,
Министерству обороны Российской Федерации,
государственному учреждению Ярославской региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о взыскании 51 818,53 руб.,
установил:
муниципальное учреждение здравоохранения клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В.Соловьева (далее Больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к 231 военному складу (далее ответчик, заявитель), Министерству обороны Российской Федерации и государственному учреждению Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ЯРО ФСС РФ).
Предметом иска явилось требование о взыскании с работодателя (причинителя вреда) разницы между стоимостью медицинских услуг, оказанных Больницей при лечении пострадавшей на производстве работницы ответчика, и суммой, возмещенной за лечение из средств Фонда социального страхования.
Исковые требования основаны на статье 67 "Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1. Правовым обоснованием исковых требований так же названы:
- статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации;
- пункты 18, 19 "Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286),
- разделы IV и V "Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286);
- раздел 1, пункт 3.8.5. территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год (утвержденной постановлением Администрации области от 26.09.2007 N 430-а);
- Методические рекомендации по расчету стоимости платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (утвержденных приказом управления здравоохранения мэрии г. Ярославля от 25.02.2003 N 107).
Из искового заявления следует, что на лечении в Больнице с тяжелой производственной травмой находилась работница 231 военного склада Тувезова Галина Александровна. Общая стоимость расходов на ее лечение составила 150 814,53 руб. Истец предъявил к оплате ЯРО ФСС РФ 98 996 руб., а оставшуюся сумму - 51 818,53 руб. - Больница потребовала взыскать в ответчика.
231 военный склад и Минобороны РФ требования не признали и указали, что в соответствии с договором N 132 все расходы, связанные с лечением Тувезовой Г.А., оплачиваются страховщиком за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
ЯРО ФСС РФ в отзыве на иск указало, что Фонд оплатил лечение исходя из установленных тарифов на оплату медицинских услуг по обязательному социальному страхованию, тем самым полностью выполнив свои обязательства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.11.2008 исковые требования удовлетворены. С Минобороны Российской Федерации в пользу Больницы взыскано 51 818,53 руб. в возмещение стоимости медицинских услуг, а также 2054,56 руб. - возмещение расходов по госпошлине.
В иске к 231 военному складу и ЯРО ФСС РФ отказано. Суд исходил из того, что 231 военный склад не является юридическим лицом и не может самостоятельно нести ответственность. Фондом социального страхования обязанности по оплате исполнены надлежащим образом. Расчет истцом произведен в соответствии с требованиями законодательства, а его требования правомерны.
Не согласившись с принятым решением, 231 военный склад обратился с апелляционной жалобой. Заявитель оспорил как правомерность взыскания с Минобороны Российской Федерации расходов на лечение, так и расчет взыскиваемой суммы.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в расчетах истца дважды предложена к оплате стоимость к/дней: страховщику и работодателю. При этом расчет стоимости к/дней медицинским учреждением сделан в нарушение требований Тарифного соглашения. В соответствии с пунктом 3.1 договора N 132 от 30.01.2008 истец должен предъявить к оплате страховщику - ЯРО ФСС РФ - стоимость к/дней за весь период лечения Тувезовой Г.А. согласно утвержденной 01.11.2007 Больницей "Стоимости койко-дня", то есть 39 644,16 руб. (1238,88?32 к/дн с 14 января по 14 февраля 2008 г.).
По мнению заявителя, суд не исследовал факт частичной оплаты стоимости лечения Ярославским региональным отделением ФСС РФ.
Заявитель также указал, что при вынесении решения не учтена вина потерпевшей, выразившаяся в грубой неосторожности. Происшествие с Тувезовой Г.А. произошло не на ее рабочем месте. Акт о несчастном случае на производстве составлен только 07.03.2008 по причине несвоевременной явки представителя Государственной инспекции труда.
ЯРО ФСС РФ в отзыве на апелляционную жалобу указало, что лечение Тувезовой Г.А. оплачено за счет фонда на сумму 97 295 руб. Из этой суммы 25 515 руб. (стоимость к/дней с 14.01. по 12.02.2008) предусмотрены тарифным соглашением и оплачены на основании пунктов 3.1., 3.2 договора, т.к. все виды оказанной помощи предусмотрены стандартом лечения травмы. Остальная часть затрат: 59 280 руб. (стоимость металлоконструкций) и 12 500 руб. (стоимость ортопедического корсета) - не предусмотрена территориальной программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и оплачена фондом на основании пунктов 3.2., 3.3. договора. Других расходов, предусмотренных законодательством, Больница не понесла, поэтому и не предъявила их к возмещению за счет фонда.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу поддержал выводы судебного решения и пояснил методику расчета взыскиваемой суммы, обосновав ее указанными выше правовыми актами.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 19.11.2008 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель 231 военного склада и Минобороны Российской Федерации уточнила требования и указала, что настаивает на отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении иска в отношении военного склада и Минобороны Российской Федерации. Представитель заявителя настаивала на необоснованности произведенных истцом расчетов и неправомерности взыскания стоимости лечения с работодателя. По ее мнению, основанном на постановлении Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 и пунктах 3.1., 3.2. договора от 30.01.2008 N 132, лечение в полном объеме должно оплачиваться за счет средств ЯРО ФСС РФ. Дополнительные медицинские услуги, оказанные пострадавшей, не подлежат взысканию с работодателя. Договор на платные медицинские услуги не заключался.
Истец и ЯРО ФСС РФ явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Истец просил рассмотреть жалобу без его участия. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
14.01.2008 в 10 часов Тувезова А.Г., находясь на территории 231 военного склада, при подъеме в хранилище N 5 поскользнулась на лестнице, упала на землю, ударилась спиной и получила травму в виде перелома позвонка. Вред здоровью квалифицирован как тяжелый. Причиной несчастного случая в акте N 1 о несчастном случае на производстве от 07.03.2008 указано ненадлежащее содержание рампы хранилища N 5 в зимнее время - нарушение пункта 1.44 "Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ РМ-007-98.
30.01.2008 Больница (исполнитель) и ЯРО ФСС РФ (страховщик) заключили договор N 132. Предметом договора согласно пункту 1 является оплата расходов на лечение Тувезовой Г.А. после тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего 14.01.2008 на 231 военном складе, за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Страховщик обязался осуществить оплату лечения застрахованного, проведенного исполнителем в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 3.1. договора работы и услуги, предусмотренные Территориальной программой государственных гарантий, рассчитываются и оплачиваются исходя из тарифов, предусмотренных Тарифным соглашением на оплату медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию жителей Ярославской области (далее Тарифное соглашение).
Пунктом 3.2. договора определено, что если медицинская помощь не предусмотрена Территориальной программой государственных гарантий, но при этом входит в объем лечения застрахованного лица, стоимость лечения рассчитывается исходя из фактических затрат и оплачивается в полном объеме.
Согласно пункту 3.4 договора сервисные и дополнительные услуги по созданию условий повышенной комфортности в период лечения не оплачиваются.
Главный врачом Больницы утверждена стоимость койко-дня, составляющая с 01.11.2007 по 29.02.2008 в третьем отделении 1 238,88 руб. Из них 850,5 руб., оплачивается через фонд обязательного социального страхования по тарифному соглашению. Оставшаяся сумма составляет 388,38 руб.
Факт оказания медицинских услуг подтверждается медицинскими документами и актами выполненных работ, подписанными Больницей и ЯРО ФСС РФ. Так из медицинской карты стационарного больного N 2350 следует, что Тувезова Г.А. находилась на стационарном лечении в третьем отделении Больницы с 14.01.2008 по 14.02.2008 с диагнозом: закрытый неосложенный оскольчатый перелом ТН12 позвонка. Потерпевшей проведены исследования, одна операция, применено обезболивание.
По расчетам истца стоимость лечения Тувезовой Г.А. составила 150 814,53 руб., из них:
- 59 280 руб. - стоимость металлоконструкции;
- 12 500 руб. - стоимость корсета ортопедического;
- 33 607 руб. - стоимость операции "Транпедикулярный спондилез";
- 5711,75 руб. - стоимость наркоза;
- 460 руб. руб. - стоимость УЗИ брюшной полости;
- 39255,78 руб. - стоимость койкодней с 14.01 по 14.02.2008.
Счетами фактурами N 143 от 13.02.2008 и N 354 от 07.04.2008 подтверждается, что из этой суммы истец предъявил к оплате ЯРО ФСС РФ 98 996 руб., т.е. стоимость металлоконструкции, корсета и стоимость койкодней из расчета по 850,5 руб. в сутки. ЯРО ФСС РФ эти требования признало обоснованными и спора между сторонами по данной сумме нет. Прочих денежных требований истец к данному ответчику не предъявлял.
Истец предъявил 231-му военному складу к оплате счет-фактуру N 355 от 07.04.2008 на сумму 51 818,53 руб. Из расчета Больницы следует, что взыскиваемая сумма складывается из:
- 33 607 руб. - стоимости операции;
- 5711,75 руб. - стоимости наркоза;
- 460 руб. - стоимости УЗИ;
- 12039, 78 руб. - разницы между стоимостью койко-дней, рассчитанной по утвержденному главным врачом больницы нормативу, и стоимостью койко-дней, рассчитанной по тарифу, установленному в Тарифном соглашении для ЯРО ФСС РФ.
Расчет составлен на основе данных медицинской карты N 2350 и Тарифного соглашения, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету стоимости платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработанными Департаментом здравоохранения и фармации администрации Ярославской области.
Военный склад счет-фактуру N 355 не оплатил и в ответе истцу от 07.04.2008 указал, что лечение Тувезовой Г.А. обязано оплатить ЯРО ФСС РФ.
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Согласно статье 67 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений здравоохранения, понесших расходы.
В то же время риски работодателей, связанные с возможностью несчастных случаев на производстве подлежат обязательному страхованию. Возмещение вреда, причиненного здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Застрахованному предоставляются в полном объеме все необходимые виды обеспечения по страхованию, в том числе оплата расходов на медицинскую реабилитацию (статья 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее Закон N 125-ФЗ).
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (статья 5 Закона N 125-ФЗ). Страхователь (работодатель) обязан начислять и перечислять страховщику (Фонду социального страхования Российской Федерации) страховые взносы. Страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены законом (подпункт 2 пункта 2 статьи 17, подпункт 3 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение по страхованию в виде оплаты дополнительных расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию застрахованных лиц определены в "Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, далее - Положение). Из пунктов 17 и 18 Положения следует, что оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения застрахованного лица. Расчет стоимости лечения осуществляется исходя из нормативов финансовых затрат, используемых при формировании расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.
Указанные нормативы установлены "Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286. Так из раздела 5 Программы следует, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (койко-день), оказываемой в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, учитывают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, а также расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях, и оплате организации питания предприятиями общественного питания.
Из пункта 3.3. "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" (утверждены приказом Минздрава РФ от 28.08.2001 N 2510/9257-01) следует, что территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг, должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях Территориальной программы.
Медицинская помощь при травмах предусмотрена "Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 26.09.2007 N 430-а. В качестве единицы измерения при расчете финансовых затрат на стационарную медицинскую помощь использован койко-день.
В соответствии с "Тарифным соглашением на оплату медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию жителей Ярославской области" от 27.12.2007 тариф на медицинские услуги для стационара нейрохирургии установлен в размере 850,5 руб.
Организация и проведение диагностических и лечебных мероприятий проводится в соответствии с нормативными документами и стандартами, утвержденными Минздравсоцразвития Российской Федерации. Стандарты объемов медицинской помощи, в том числе и при переломах, регламентированы приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 08.04.1996 N 134. При этом для лечения переломов предусмотрены оперативное вмешательство, обезболивание, ультразвуковое исследование (приложение 1 к приказу N 314, шифр 805.8 - перелом позвоночника, шифр 5-789.27 - хирургические процедуры, шифр 00101 - средства для наркоза).
Из представленных сторонами доказательств и указанных выше правовых норм следует, что Тувезова Г.А. работает по трудовому договору на 231 военном складе, подчиняющемся Минобороны Российской Федерации. Данные ответчики являются страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Обязанность по осуществлению обеспечения по страхованию лежит на ЯРО ФСС РФ.
Лечение травмы, полученной Тувезовой Г.А., проведено в рамках нормативно установленных стандартов. Медицинские мероприятия осуществлены в объемах, охватываемых территориальной программой государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год.
На территории Ярославской области оплата стационарной помощи рассчитывается исходя из койко-дней в профильном отделении стационара. Перечень отдельных услуг и тарифы на них не предусмотрены. В то же время в состав тарифа койко-дня помимо прочего входят затраты на операции, лечебные и диагностические услуги. Их отдельная оплата помимо тарифа койко-дня не предусмотрена.
Таким образом, стоимость лечения Тувезовой Г.А. составила 98 996 руб. В нее входят все названные истцом медицинские мероприятия. Выплата этой суммы должна производиться за счет Фонда социального страхования и спора между сторонами по данной сумме нет.
Доказательств, достоверно подтверждающих затраты истца свыше 98 996 руб., Больница не представила.
Вычленение стоимости операции, наркоза и УЗИ из общей стоимости оказанных медицинских услуг не основано на правовых нормах. Требование об оплате данных сумм за счет работодателя по существу ведет к необоснованному обогащению истца, поскольку те же медицинские мероприятия оплачиваются за счет Фонда социального страхования. Кроме того, истец не представил сведений, подтверждающих стоимость названных им медицинских мероприятий.
Доводы истца, касающиеся взыскания разницы между стоимостью койко-дней, апелляционный суд признает необоснованными по тем же основаниям.
Исковые требования помимо прочего обоснованы Методическими рекомендациями по расчету стоимости платных медицинских услуг. Данный документ регулирует оказание платных медицинских услуг сверх объема областной программы государственных гарантий обеспечения жителей области бесплатной медицинской помощью. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Договором регламентируются условия и сроки получения услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (пункты 2 и 11 "Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27). Из материалов дела не усматривается, что истец заключил договор с Тувезовой Г.А. или ее работодателем о предоставлении платных медицинских услуг. Медицинская помощь при травмах оказывается для потерпевшей бесплатно. Доказательств того, что истцом превышены объемы бесплатной медицинской помощи, оказанной Тувезовой Г.А., Больница не представила.
Ввиду изложенного выше апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции, как не соответствующими обстоятельствам дела. Оснований для удовлетворения исковых требований нет.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
При подаче апелляционной жалобы заявитель представил квитанцию от 19.12.2008 об уплате госпошлины на сумму 1000 руб. Плательщиком значится физическое лицо. Сведений о том, что госпошлина уплачена за 231 военный склад, нет. Следовательно, оснований для возврата госпошлины заявителю за счет истца также нет.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу 231 военного склада удовлетворить, решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.11.2008 по делу N А82-4657/2008-9 отменить и принять по делу новый судебный акт: муниципальному учреждению здравоохранения клиническая больница скорой медицинской помощи им.Н.В. Соловьева в удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4657/2008
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Государственное учреждение Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, 231 военный склад Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5626/2008