г. Киров
08 апреля 2009 г. |
Дело N А31-208/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Зиновьевой М.П., действующей на основании доверенности от 19.01.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.02.2009 по делу N А31-208/2009, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.,
по заявлению Некоммерческой организации "Областная коллегия адвокатов Адвокатской Палаты Костромской области"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Некоммерческая организация "Областная коллегия адвокатов Адвокатской Палаты Костромской области" (далее - организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 30.12.2008 N 2394 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 18.02.2009 заявленные требования организации удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению Инспекции, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права.
Ответчик считает, что организация обязана соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), в связи с чем организацией должно осуществляться ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что факт оприходования выручки по истечении одного и более дней с момента ее поступления подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что свидетельствует о совершении организацией административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Организация в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Инспекция явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Инспекции.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения требований жалобы, поддержал изложенную в отзыве на жалобу позицию.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с проводимой на основании поручения от 05.12.2008 N 3095 проверкой полноты учета выручки, полученной организацией с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), Инспекция направила заявителю предписание о выполнении законных требований от 05.12.2008 (л.д.44) о предоставлении в трехдневный срок документов за период с 01.05.2008 по 30.11.2008: журнала учета платных поручений с адвокатом Сахаровым А.А., актов выполненных работ, кассовой книги предприятия (книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций), приходных кассовых ордеров, квитанций, использованных при наличных денежных расчетах с физическими лицами.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в ноябре 2008 в кассу организации несвоевременно оприходованы наличные денежные средства на общую сумму 37 500 рублей в том числе: наличные денежные средства, полученные по квитанции N 000728 от 01.11.2008 в сумме 25 000 рублей, 01.11.2008 в кассу организации не оприходованы, в кассовой книге за 01.11.2008 не учтены; наличные денежные средства, полученные по квитанции N 000736 от 07.11.2008 в сумме 10 000 рублей, 07.11.2008 в кассу организации не оприходованы, в кассовой книге за 07.11.2008 не учтены; наличные денежные средства, полученные по квитанции N 000731 от 13.11.2008 в сумме 1 500 рублей, 13.11.2008 в кассу организации не оприходованы, в кассовой книге за 13.11.2008 не учтены; наличные денежные средства, полученные по квитанции N 000678 от 17.11.2008 в сумме 1 000 рублей, 17.11.2008 в кассу организации не оприходованы, в кассовой книге за 17.11.2008 не учтены.
Кроме того, проверкой установлено, что наличные денежные средства, полученные по квитанциям от 01.11.2008 N 000728, от 07.11.2008 N 000736, от 13.11.2008 N 000731, от 17.11.2008 N 000678 отражены полностью в кассовой книге организации.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки и соблюдения порядка ведения операций с денежной наличностью от 12.12.2008 N 6554/3152/11846566 (л.д.46).
30.12.2008 в присутствии представителя организации по доверенности Голикова А.Н. в отношении заявителя составлен протокол N 6448 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ. В протоколе представитель по доверенности извещен о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении на 31.12.2008. Заявил ходатайство о рассмотрении материалов дела 30.12.2008.
30.12.2008 в присутствии представителя организации Голикова А.Н. вынесено постановление N 2394 о назначении организации административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Данное постановление оспорено организацией в Арбитражный суд Костромской области.
Удовлетворяя требования организации, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях (бездействии) организации состава вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя организации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Совершение данного правонарушения юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (пункт 22 Порядка ведения кассовых операций).
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункты 23 и 24 Порядка ведения кассовых операций).
Из указанных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при условии надлежащего документального оформления каждой операции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Статьей 20 Закона N 63-ФЗ установлено, что адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только в адвокатских образованиях, которыми являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. При этом указанные адвокатские образования (кроме адвокатского кабинета) являются юридическими лицами. В соответствии с пунктами 2, 9 статьи 22 Закона N63-ФЗ коллегия адвокатов является юридическим лицом - некоммерческой организацией.
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.
Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (статья 25 Закона N 63-ФЗ).
Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, согласно пункту 6 статьи 25 Закона N 63-ФЗ подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением. За счет получаемого вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы на общие нужды адвокатской палаты, содержание соответствующего адвокатского образования, страхование адвокатской ответственности и иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности (пункт 7 статьи 25 Закона N 63-ФЗ).
При этом, адвокаты, не являются работниками коллегии адвокатов.
Оплату труда адвоката производит не адвокатское образование, а лицо, обратившееся к адвокату за юридической помощью. Таким образом, вознаграждение, получаемое адвокатом от доверителя, по заключенному между ними соглашению, является личным доходом адвоката.
В силу пункта 1 статьи 226 Налогового Кодекса Российской Федерации налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
В соответствии с пунктом 13 статьи 22 Закона N 63-ФЗ коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.
Исходя из вышеизложенного, денежные средства, получаемые адвокатом от доверителя, являются личным доходом адвоката и вносятся адвокатом в кассу соответствующего адвокатского образования в сроки, предусмотренные соглашением. Таким образом, денежные средства, полученные адвокатами от доверителей, могут вноситься адвокатами в кассу организации не в день их получения, а в иной срок, отличный от срока установленного пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций.
В соответствии с учетной политикой организации, утвержденной приказом от 29.12.2007 N 1 (л.д.18) денежные средства, полученные адвокатами, по квитанциям по отработанному гонорару к начислению заработной платы сдаются в бухгалтерию в конце отчетного месяца (пункт 9 учетной политики для целей бухгалтерского учета).
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что денежные средства, полученные адвокатами по квитанциям 01.11.2008 N 000728, от 07.11.2008 N 000736, от 13.11.2008 N 000731, от 17.11.2008 N 000678, внесены адвокатами в кассу организации в установленные учетной политикой организации сроки, и оприходованы от адвокатов в этот же день (приходный кассовый ордер (далее - ПКО) N 000103 от 05.11.2008; ПКО N 000105 от 10.11.2008; ПКО N 000108 от 14.11.2008; ПКО N 000110 от 20.11.2008), что отражено в кассовой книге организации.
Довод Инспекции о том, что организация обязана осуществлять ежедневное оприходование в кассу денежных средств, не может быть принят апелляционным судом применительно к рассматриваемым отношениям, поскольку нарушение установленных сроков оприходования денежных средств после их поступления в кассу организации материалами дела не подтверждается.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Инспекцией состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленное требование.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как несостоятельные. Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании полного, объективного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, статьями 30.2, 30.9 КоАП РФ вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.02.2009 по делу N А31-208/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-208/2009
Истец: Некоммерческая организация "Областная коллегия адвокатов Адвокатской Палаты Костромской области"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Костроме
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1107/2009