г. Киров
09 апреля 2009 г. |
Дело N А29-11211/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2009 по делу N А29-11211/2008, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
к Сыктывкарскому городскому комитету по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - заявитель, Управление, УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о признании незаконным и отмене постановления Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Комитет) о привлечении к административной ответственности от 16.12.2008 г. N 9 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением суда первой инстанции от 19.02.2009 г. заявленные требования удовлетворены, обжалуемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Сыктывкарский городской комитет по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании материалов, поступивших из Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Сыктывкарским городским комитетом по охране окружающей среды проведена проверка соблюдения Управлением жилищно - коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" законодательства в сфере обращения с отходами.
В результате проверки установлено отсутствие организованного сбора, вывоза твердых бытовых отходов на территории жилой застройки п. Заречье г. Сыктывкара с мая по октябрь месяцы 2008 года, отсутствие заключенных договоров (контрактов) на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов послужило причиной скопления твердых бытовых отходов у здания по ул. Сплавная, д. 1 и на берегу р. Сысолы в виде свалок отходов.
Указанные нарушения послужили основанием для вынесения Комитетом определения о возбуждении дела об административном правонарушении УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. В отношении Управления 02.12.2008 г. составлен протокол об административном нарушении N 9.
Постановлением от 16.12.2008 г. N 9 Управление привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, выразившееся в нарушении статьи 51 - требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьи 13 - требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Не согласившись с вынесенным постановлением, УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, установил, что Комитетом не доказано совершение УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" вменяемого ему административного правонарушения, а ненадлежащее исполнение полномочий в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов не образует состав административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 8.2 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Таким образом, объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом N 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами статья 8 названного Закона относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В качестве противоправного деяния Управлению вменено отсутствие организованного сбора, вывоза твердых бытовых отходов на территории жилой застройки п. Заречье г. Сыктывкара с мая по октябрь месяцы 2008 года, отсутствие заключенных договоров (контрактов) на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении жилищно - коммунального хозяйства Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Управление жилищно - коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Одной из основных задач Управления на основании пункта 2.5 названного Положения является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В целях выполнения возложенных задач Управление осуществляет следующие функции: заключает контракты на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов, осуществляет контроль за исполнением их условий (п. 3.18 Положения).
Таким образом, сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции Управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 10 указанных Правил Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Решением Совета муниципального образования "город Сыктывкар" от 19.09.2002 г. N 33/09-362 утверждены правила обращения с отходами на территории муниципального образования "Город Сыктывкар", в пункте 3.1.8 которых указано, что владельцы индивидуальных жилых домов, балансосодержатели жилых и административных строений, объектов социальной сферы обязаны иметь договор на вывоз и/или размещение отходов.
Ответственность за организацию сбора и своевременного удаления отходов с контейнерных площадок, надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок на основании пункта 3.1.9 указанного Положения несет балансосодержатель объекта.
В материалах дела имеется выдержка из приложения к постановлению Главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 30.12.2005 г. N 12/4591 в части передачи на обслуживание Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно - коммунального хозяйства (Служба заказчика) жилых домов в м. Заречье (л.д. 131-135).
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ является правомерным.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда не подлежащим отмене.
По указанным основаниям доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос по уплате государственной пошлины апелляционной инстанцией не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2009 по делу N А29-11211/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г.Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11211/2008
Истец: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
Ответчик: Сыктывкарский городской комитет по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-952/2009