Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июня 2006 г. N КА-А41/5289-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2006 г.
22 марта 2005 года Войсковая часть N 20265 представила Инспекции ФНС России по г. Солнечногорску Московской области (далее - Инспекция) декларацию по налогу на имущество за 2004 год, в которой заявила льготу, предусмотренную пп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации Инспекцией принято решение N 232 от 07.04.2005 года о взыскании с войсковой части налога на имущество в сумме 6833 руб., пеней в сумме 616 руб. и о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1367 руб.
В связи с неисполнением требований об уплате названных сумм Инспекция обратилась в Арбитражный суд с заявлением о их взыскании.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
При этом суд исходил из того, что федеральное имущество, находящееся у войсковой части, подлежит льготированию в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на наличие у войсковой части статуса юридического лица, полагает, что она, как подведомственное Министерству обороны учреждение, не относящееся к федеральным органам исполнительной власти, должна уплачивать налог в отношении имущества, находящегося у нее на праве оперативного в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция основывается также на разъяснениях Минфина РФ, изложенных в письме от 03.03.06 г. N 03-06-01-02/99.
По мнению Инспекции об отсутствии у заявителя права на налоговую льготу, установленную пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, свидетельствует то обстоятельство, что одно и то же имущество не может одновременно принадлежать Министерству обороны на праве оперативного управления и быть закрепленным на том же праве за подведомственными Министерству обороны учреждениями и предприятиями, а потому Инспекция просит в удовлетворении заявления войсковой части отказать, свой встречный иск удовлетворить.
В заседание суда кассационной инстанции представители сторон не явились. В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению судебного акта, исходя из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со статьей 11, пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей , но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ. Имущество ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 2, п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве Обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 г. N 1357, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, поскольку Вооруженные Силы РФ составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными с целью реализации поставленных перед Вооруженными Силами задач, это позволяет относить закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения в порядке п.п. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Этот вывод подтверждается и официальной позицией секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в письме от 24.01.05 г. N 55 по запросу начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ (л.д. 68-69).
Как установлено судом войсковая часть 20265 организационно входит в структуру в/ч 69093, финансируется из федерального бюджета в соответствии с бюджетной росписью (через в/ч 69093) , являясь государственным учреждением, причем налоговый орган не ставит под сомнение использование имущества, в отношении которого заявлена льгота, для нужд обороны.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что статус юридического лица , принадлежащий заявителю , не дает основания признавать его плательщиком налога на имущество.
Поскольку Министерство Обороны осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, передаваемого учреждениям в оперативное управление, довод налогового органа о том, что налоговая льгота предоставляется исключительно Министерству обороны не соответствует действующему законодательству.
Ссылка Инспекции на письмо Минфина РФ не принимается, поскольку в нем речь идет о транспортном налоге. Аналогии с налогом на имущество суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 28.03.2006 г. по делу N А41-К2-21103/05 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Солнечногорску - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2006 г. N КА-А41/5289-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании