г. Киров
05 мая 2009 г. |
Дело N А29-4853/05-3Б |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей: Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Братухиной Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кондрюковой А.Н., действующей на основании доверенности от 12.11.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа Федеральной налоговой службы России в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2009 по делу N А29-4853/05-3Б, принятое судом в составе судьи Егоровой Т.В.,
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми
о признании недействительным решения собрания кредиторов муниципального унитарного предприятия "Воркутинский Тепловодоканал" муниципального образования "Город Воркута" от 23.10.2008
по делу по заявлению должника муниципального унитарного предприятия "Воркутинский Тепловодоканал" муниципального образования "Город Воркута"
о признании несостоятельным (банкротом)
установил:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2006 по настоящему делу муниципальное унитарное предприятие "Воркутинский Тепловодоканал" муниципального образования "Город Воркута" (далее МУП "Воркутинский Тепловодоканал", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Киричек А.Г.
Определениями арбитражного суда срок конкурсного производства в отношении должника неоднократно продлевался, отчет конкурсного управляющего назначен к рассмотрению на 26.05.2009.
ФНС России в лице инспекции ФНС России по г.Воркуте Республики Коми (далее инспекция, уполномоченный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений собрания кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" от 23.10.2008 по первому, четвертому и шестому вопросам повестки дня, а также об обязании конкурсного управляющего МУП "Воркутинский Тепловодоканал" внести изменения в протокол собрания кредиторов и изложить решения собрания кредиторов по первому, четвертому и шестому вопросам повестки дня в редакции, указанной в заявлении.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2009 ФНС России в лице ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми в удовлетворении заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" от 23.10.2008 и внесении изменений в протокол собрания кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" от 23.10.2008 отказано.
При этом суд исходил из того, что включение требований, возникших после открытия конкурсного производства, в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, не означает, что данные требования являются голосующими. Включение таких требований в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, является способом учета данных требований для последующего их погашения (в случае, если данные требования не были удовлетворены).
Суд первой инстанции полагает, что при определении числа голосов, которыми обладал уполномоченный орган на собрании кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" 23.10.2008 обоснованно не учтены требования уполномоченного органа в размере 72 951 927 руб. 42 коп., в размере 38 635 947 руб. 70 коп., а также требования в размере 15 911 215 руб., возникшие после открытия конкурсного производства. С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявления ФНС России о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" от 23.10.2008 по первому, четвертому и шестому вопросам повестки дня по указанным в нем мотивам не имеется.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2009 и принять по делу новый судебный акт. Признать решение собрания кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" от 23.10.2008 по первому, четвертому и шестому вопросам повестки дня недействительными.
Кроме того, изложить решение собрания кредиторов от 23.10.2008 в следующей редакции:
- по первому вопросу повестки дня: отчет конкурсного управляющего МУП "Воркутинский Тепловодоканал" о текущем состоянии дел и о ходе процедуры конкурсного производства к сведению не принимать;
- по четвертому вопросу повестки дня: не утверждать специализированную организацию для проведения торговых процедур по реализации имущества должника;
- по шестому вопросу повестки дня: продлить процедуру конкурсного производства на три месяца.
Обязать конкурсного управляющего внести изменения в протокол собрания кредиторов от 23.10.2008.
По мнению заявителя жалобы, определение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы уполномоченного органа, поскольку вынесено с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что требования уполномоченного органа, возникшие после открытия конкурсного производства и включенные в третью очередь реестра требований кредиторов, не являются голосующими и считает, что все требования уполномоченного органа (основной долг), включенные на дату собрания кредиторов 23.10.2008 в третью очередь реестра требований кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" в размере 315 091 739,54 руб. являются голосующими.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель также указывает, что Арбитражным судом Республики Коми не исследован тот факт, что согласно журналу регистрации участников собрания кредиторов 23.10.2008 в собрании принимал участие представитель кредитора ОАО АЭК "Комиэнерго" Щеголев Е.Н., сумма голосов которого составляет 7 972 433 руб. 35 коп., однако, заполненные бюллетени для голосования в материалах дела отсутствуют. Одновременно, в материалах дела присутствуют заполненные бюллетени для голосования по всем вопросам представителя ОАО "Коми энергосбытовая компания" Щеголева Е.Н., сумма голосов которого по реестру требований кредиторов составляет 60 354 178 руб. 92 коп., данный кредитор не являлся участником собрания кредиторов 23.10.2008, и его голоса не должны были учитываться при их подсчете.
Таким образом, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а именно пункт 3, 4 статьи 12, пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве), пункт 1 статьи 13, пункт 1 статьи 66, пункты 2, 3 статьи 9, пункт 1 статьи 41, пункт 2 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Конкурсный управляющий, кредиторы извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается по имеющимся материалам.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.10.2008 состоялось собрание кредиторов должника МУП "Воркутинский Тепловодоканал" со следующей повесткой дня:
1) отчет конкурсного управляющего МУП "Воркутинский Тепловодоканал" о текущем состоянии дел и о ходе конкурсного производства;
2) утверждение Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества МУП "Воркутинский Тепловодоканал";
3) утверждение начальной цены реализации имущества МУП "Воркутинский Тепловодоканал";
4) утверждение специализированной организации для проведения торговых процедур по реализации имущества должника;
5) утверждение актов на списание имущества должника;
6) о сроке продления процедуры конкурсного производства.
Как следует из протокола собрания кредиторов от 23.10.2008, на нем были приняты следующие решения:
1) принять к сведению отчет конкурсного управляющего;
2) утвердить Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества МУП "Воркутинский Тепловодоканал" в редакции уполномоченного органа;
3) утвердить начальную цену реализации имущества МУП "Воркутинский Тепловодоканал" в размере 1 311 645 596 руб.;
4) утвердить специализированную организацию для проведения торговых процедур ООО "Эксперт";
5) снять с рассмотрения пятый вопрос повестки дня;
6) продлить процедуру конкурсного производства на 6 месяцев.
Согласно протоколу собрания кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" от 23.10.2008 для участия в собрании зарегистрировано 5 участников собрании кредиторов, в том числе с правом голоса 3 с числом голосов 441 894 183 руб., что составляет 98,20 % от общего числа голосов конкурсных кредиторов, имеющих право голоса на момент проведения собрания согласно реестру требований кредиторов МУП "Воркутинский Тепловодоканал" по состоянию на 23.10.2008 (Т.33, л.д.-45-50).
23.10.2008 ФНС России представила конкурсному управляющему акт согласно которому, при подсчете голосов участников собрания кредиторов 02.10.2008 не учтены требования уполномоченного органа в размере 72 951 927 руб. 42 коп., включенные в реестр требований кредиторов постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2008, требования в размере 38 635 947 руб. 70 коп., включенные в реестр требований кредиторов определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2008, а также требования в размере 15 911 215 руб., включенные в реестр требований кредиторов определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.10.2008 (Т.33, л.д.-71).
Кроме того, уполномоченным органом представлены письменные дополнения в протокол собрания кредиторов (Т.33, л.д.-72-75).
Как усматривается из материалов дела, согласно реестру требований кредиторов должника в раздел третий (часть вторая) включены:
требования ФНС России в размере 183 914 904 руб. 05 коп и 3 677 745 руб.37 коп. (на основании определений Арбитражного суда Республики Коми соответственно от 13.01.2006 и от 29.09.2006);
требования Департамента социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО "Город Воркута" в размере 31 574 руб.47 коп. (на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 17.01.2006);
требования МУП "Городское коммунальное хозяйство" в размере 70 883 руб. 37 коп. (на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 20.02.2006);
требования ОАО "АЭК "Комиэнерго" в размере 7 972 433 руб. 35 коп. (на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2006);
требования ОАО "ТГК N 9" в размере 193 947 355 руб. 45 коп. (на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2006);
требования ОАО "Коми энергосбытовая компания" в размере 60 354 178 руб. 92 коп. (на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2006) (Т.33, л.д.-61-62).
Кроме того, в третьей очереди реестра требований кредиторов (в разделе требований по возмещению упущенной выгоды, взысканию неустоек) учтены требования ФНС России в размере 38 731 853 руб. 01 коп. (пени) и 1 548 155 руб. 90 коп. (штрафы); ОАО "АЭК "Комиэнерго" в размере 3 677 429 руб. (проценты по статье 395 ГК РФ); ОАО "ТГК N 9" в размере 200 тыс.руб. (судебные расходы) (Т.33, л.д.-68).
В разделе требования кредиторов, учитываемые за реестром, как подлежащие удовлетворению в порядке, установленном статьей 142 Закона о банкротстве, указаны требования ГУ РО ФСС по РК в размере 1 002 604 руб. 22 коп. и требования ФНС России в размере 72 951 927руб. 42 коп., в размере 38 635 947 руб. 70 коп. и в размере 15 911 215 руб.
Уполномоченный орган указывает на то, что конкурсным управляющим не учтены в качестве голосующих требования в размере 72 951 927 руб. 42 коп., в размере 38 635 947 руб. и в размере 15 911 215 руб., возникшие после открытия конкурсного производства.
Инспекция, полагая, что конкурсным управляющим неверно определено количество голосов, которыми обладает уполномоченный орган на собрании кредиторов, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решений собрания кредиторов по первому, четвертому и шестому вопросам повестки дня собрания от 23.10.2008.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 названного Федерального закона конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с Федеральным законом.
Как следует из материалов дела спорные требования уполномоченного органа установлены как подлежащие включению в реестр требований кредиторов должника в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
В силу пунктов 1-3 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди.
Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, не подлежат включению в реестр, а вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов заявленные после закрытия реестра, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Нормы статьей 2, 12, 142 Закона о банкротстве, пункты 1-3 названных выше Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, свидетельствуют о том, что на собрании кредиторов должника правом голоса обладают конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых включены в первую, вторую части третьего раздела требований кредиторов.
Принятые собрание кредиторов рассматриваемые решения не нарушили прав и законных интересов уполномоченного органа.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" следует, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Необходимость установления текущих обязательных платежей в деле о банкротстве, наличие у уполномоченного органа при рассмотрении этих требований прав лица, участвующего в деле о банкротстве, не свидетельствует о включении этих требований в разделы реестра требований кредиторов, а также о наличии у Федеральной налоговой службы права обжалования решений собрания кредиторов, предусмотренного статьей 15 Закона о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции не может принять довод заявителя жалобы об исключении голосов кредитора в сумме 60 354 178 руб. 92 коп. (ОАО "Коми энергосбытовая компания"), поскольку, как следует из материалов дела, доверенность на имя представителя Щеголева Е.Н. (N 132/08 от 08.08.2008) по которой он участвовал в собрании, выдана данным кредитором, бюллетень голосования по вопросам повестки дня собрания заполнен от имени данного кредитора, само по себе ошибочное указание в журнале участников собрания ОАО "АЭК "Комиэнерго" не может являться основанием для признания спорных решений недействительными. При этом уточнение суммы голосов участников собрания в протоколе собрания кредиторов также не повлияет на принятые решения.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы из материалов дела не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 271, пунктом 1) части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2009 по делу N А29-4853/05-3Б оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4853/2005
Истец: Конкурсный управляющий МУП " Воркутинский тепловодоканал" МО "Город Воркута" Киричек А.Г.
Ответчик: МУП "Воркутинский тепловодоканал" МО "Город Воркута"
Третье лицо: ФНС России в лице УФНС России по РК, ФНС России, УФРС по РК, Управление Минюста РФ по СЗФО, ОАО "Шахт.Интинская угольная компания" КУ А.Н.Гладков, ОАО "ТГК N 9", ОАО "Коми энергосбытовая компания", Н.Б.Калита - конкурсный управляющий МУП "Городское коммунальное хозяйство", МУП "Городское коммунальное хозяйство", КУ МУП "Воркутинский тепловодоканал" МО "Город Воркута" А.Г.Киричек, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми, Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений Администрации МО г.Воркута
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4853/05
15.09.2010 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6023/10
27.11.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5472/09
30.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
30.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4914/09
09.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
09.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4502/09
07.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
07.10.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4425/09
29.07.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
29.07.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2902/09
11.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
11.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2055/09
05.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
05.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1554/09
05.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1553/09
13.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3253/2009
15.01.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
15.01.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5392/08
23.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
23.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3576/08
06.08.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/2007
06.08.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2767/08
08.04.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-961/08
07.04.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1037/08
12.02.2008 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-589/08
08.08.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-4853/2005-3Б
08.08.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2444/07
10.04.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1003/07