г. Киров
А29-10759/2008
23 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Ильина С.А. - директора, приказ от 26.05.2003, протокол от 05.12.2006, Кузнецовой О.В. - по доверенности от 05.03.2009,
представителей ответчика Паненкова А.С. - по доверенности от 29.12.2008, Шиковой Н.В. - по доверенности от 29.12.2008,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эверест"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 по делу N А29-10759/2008, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эверест"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - заявитель, ООО "Эверест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2008 N 05/08-48 о назначении административного наказания по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления от 02.12.2008 N 05/08-48 о назначении административного наказания признано незаконным и изменено в части размера наложения административного штрафа. Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, производство по делу прекратить. Заявитель указывает на то, что суд первой инстанции не установил факт совершения Обществом административного правонарушения (деятельность ООО "Эверест" на объектах не ведет, пробы взяты с неизвестного источника), не установил причинно-следственную связь между событием административного правонарушения (незаконным водопользованием) и действием (бездействием) ООО "Эверест", владеющим законсервированными объектами на Сыктывкарской нефтебазе.
Ответчик в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Управление указывает на то, что заявитель, являясь собственником системы канализации, комплекса очистных сооружений для очистки в том числе поверхностного стока с территории объектов недвижимости нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы, сбрасывая в р. Вычегда ливневые сточные воды с комплекса очистных сооружений через береговой выпуск, вступил в отношения по поводу использования водного объекта с целью сброса ливневых сточных вод, следовательно, обязан был получить разрешение на пользование водным объектом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.11.2008 в 8.40 оперативному дежурному администрации МО МР "Сыктывдинский" поступило сообщение о том, что в районе железнодорожного моста через р. Вычегда в районе д. Малая Слуда (365 км от устья) на поверхности воды наблюдается пленка нефтепродуктов.
14.11.2008 при проведении внепланового мероприятия по государственному контролю за использованием и охраной водных объектов установлено, что по всей ширине р. Вычегда поверхность воды покрыта пленкой серебристо-серого цвета, неоднородного характера, напоминающая по внешнему виду пленку от разлива нефтепродуктов. При осмотре территории бывшей нефтебазы выявлен факт протечки нефтепродуктов на грунт и попадания непосредственно в р. Вычегда вдоль левого берега (л.д. 26).
14.11.2008 на основании распоряжения о проведении мероприятия по контролю за деятельностью, оказывающей влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, от 14.11.2008 N 22 в присутствии директора Общества составлен акт проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания (л.д.29-30). Проверкой установлено, что в результате визуального осмотра территории ООО "Эверест", находящейся на территории бывшей нефтебазы "Лукойл-нефтепродукт", выявлен факт утечки нефтепродуктов с указанной территории в двух местах в р. Вычегда: один ручей с пленкой радужного цвета вытекает из площадки огороженной металлическим забором, где хранится 12 бочек из-под нефтепродуктов, часть бочек с открытыми пробками валяется на земле, оттуда вытекают остатки ГСМ и по бетонному спуску вливаются в реку. Второй ручей вытекает из-под грунта на расстоянии 3 метров от уреза воды в р. Вычегда. В месте вытекания в реке вода покрыта радужной пленкой, далее по течению расплывается в виде серой пленки. В ходе проверки территории Общества выявлено, что из имеющихся на территории двух прудов-отстойников один заполнен и имеет явный запах нефтепродуктов, площадка с хранящимися в беспорядке бочками покрыта лужами с признаками нефтепродуктов.
В объяснениях директор Общества подтвердил факт утечки нефтепродуктов из грунтовых вод, указал, что заявителю принадлежат здания и сооружения, территория Обществу не принадлежит (л.д. 31).
18.11.2008 Управлением в присутствии директора Общества проведена внеплановая проверка Общества по факту загрязнения водного объекта р. Вычегда нефтепродуктами с территории Сыктывкарской нефтебазы по адресу: г. Сыктывкар, Ухтинское шоссе, 6, Северный промузел. Результаты проверки зафиксированы в акте N 05-08/41 проверки соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации (л.д.24-25).
Проверкой установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" эксплуатирует здания и сооружения верхней площадки Сыктывкарской нефтебазы по Ухтинскому шоссе. Резервуарный парк нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы демонтирован. Территория рекультивирована. Система канализации хозяйственно-бытовых стоков Сыктывкарской нефтебазы законсервирована (акт от 19.07.2005). Система производственной канализации от верхней площадки демонтирована (акт приемки выполненных работ февраль 2008).
Согласно договору купли-продажи имущества от 07.04.2006 N СНП-061610001 (л.д.37-41), заключенному между ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" (продавец) и ООО "Эверест" (покупатель), в собственность покупателя поступило недвижимое имущество по адресу: г. Сыктывкар, Ухтинское шоссе, 6, Северный промузел. Регистрация права собственности проведена 09.01.2007. В перечень переданных в собственность ООО "Эверест" объектов включены: согласно приложению N 1 - здание хлораторной, сети фекальной и производственной канализации, комплекс очистных сооружений (литер Ф), согласно приложению N 2 - нефтеловушка, пруды отстоя, песчаный фильтр.
До заключения настоящего договора право пользования водным объектом было оформлено ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" лицензией на водопользование СЫК 00416 (л.д. 54).
Как указано в акте проверки соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации от 18.11.2008 N 05-08/41 (л.д.24-25) производственная территория с объектами, эксплуатируемыми ООО "Эверест", оборудована системой ливневой канализации, которая подключена к очистным сооружениям. Производственные и ливневые сточные воды проходят очистку на локальных очистных сооружениях в составе: нефтеловушка, пруды-отстойники, песчаный фильтр, трубопровод выпуска с последующим сбросом очищенных сточных вод в водный объект р. Вычегда. Поступление нефтепродуктов в водный объект р. Вычегда стало возможным через трубопровод выпуска сточных вод в результате нарушения правил эксплуатации очистных сооружений в части отсутствия удаления нефтепродуктов из нефтеловушки. На момент проверки нефтеловушка заполнена нефтесодержащими сточными водами, на поверхности визуально определяется сплошная пленка нефтепродуктов темного цвета. Левый пруд-отстойник заполнен нефтесодержащими стоками, слой всплывших нефтепродуктов от 0,5 до 1 см маслянистой консистенции бурого цвета. Правый пруд-отстойник опорожнен, на поверхности визуально определяется пленка серого цвета. Колодец после песчано-гравийного фильтра КК-20 заполнен до уровня отводящего трубопровода сточными водами со следами нефтепродуктов в виде серой пленки. Выпуск последнего колодца системы выпуска затомпонирован (установлена деревянная временная заглушка).
Разрешительные документы на пользование водным объектом для сброса сточных вод отсутствуют.
Усмотрев в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, Управление 18.11.2008 в присутствии директора Общества составило в отношении ООО "Эверест" протокол N 05/08-37 об административном правонарушении (л.д.49).
02.12.2008 старшим государственным инспектором по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов по Республике Коми вынесено постановление N 05/08-48 (л.д. 6-7) о назначении административного наказания, согласно которому ООО "Эверест" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным и необоснованным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя частично требования Общества, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, но вместе с тем, учитывая, что административный орган не доказал обоснованность применения к заявителю максимального размера штрафа, установленного статьей 7.6 КоАП РФ (10000 рублей), счел возможным уменьшить размер штрафа до 5000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (статья 1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Сброс сточных вод и (или) дренажных вод является видом пользования водным объектом.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование" установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
Из пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
На основании договора купли-продажи имущества от 07.04.2006 N СНП-061610001 ООО "Эверест" приобрело у ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" в собственность недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Ухтинское шоссе, 6, Северный промузел. В перечень переданных объектов согласно передаточному акту включены: здание хлораторной, сети фекальной и производственной канализации, комплекс очистных сооружений (литер Ф) (приложение N 1), нефтеловушка, пруды отстоя, песчаный фильтр (приложение N 2). Имущество передано Обществу в состоянии, соответствующем условиям договора купли-продажи, и пригодным для использования в соответствии с его целевым назначением.
Производственная территория с объектами, находящимися в собственности Общества, оборудована системой канализации, которая подключена к очистным сооружениям, непрерывно осуществляющим механическую очистку ливневых стоков. В систему канализации, подключенной к очистным сооружениям, предусмотрено поступление хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод от объектов промышленной инфраструктуры, ливневых сточных вод.
Согласно акту от 19.07.2005 система канализации хозяйственно-бытовых стоков Сыктывкарской нефтебазы законсервирована. Система производственной канализации от верхней площадки демонтирована (акт приемки выполненных работ за февраль 2008 года). Резервуарный парк, технологические трубопроводы промышленно-ливневой канализации резервуарного парка нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы демонтированы (договор подряда от 01.11.2007 N СНП 071150024).
Актом от 14.11.2008 проведения мероприятия по государственному контролю за использованием и охраной водных объектов, актом от 14.11.2008 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания, актом от 18.11.2008 N 05-08/41 проверки соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации, протоколом от 18.11.2008 N 05/08-37 об административном правонарушении подтверждается, что система ливневой канализации и система очистных сооружений находится в рабочем состоянии, так как нефтеловушка заполнена нефтесодержащими сточными водами, в прудах-отстойниках имеются следы нефтепродуктов, колодец после песчано-гравийного фильтра заполнен до уровня отводящего трубопровода сточными водами со следами нефтепродуктов, что подтверждает движение сточных ливневых вод с нефтепродуктами по системе канализации из заполненной нефтеловушки в пруд-отстойник, далее через песчано-гравийный фильтр, систему отводящих трубопроводов в водный объект р. Вычегда через береговой выпуск.
Указанные очистные сооружения имеют один выпуск с территории нефтебазы в р. Вычегда, что подтверждается паспортом очистных сооружений на Сыктывкарской нефтебазе Главнефтеснаба РСФСР Коми (л.д. 136-137).
Таким образом, факт сброса сточных вод с очистных сооружений с территории бывшей нефтебазы, на которой расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости, через трубопровод выпуска в р. Вычегда подтверждается материалами дела. При этом разрешение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод Обществом получено не было.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не опровергающие установленных судом первой инстанции обстоятельств дела.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.
Следовательно, решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 по делу N А29-10759/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эверест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10759/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Эверест"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми