г. Киров
А29-11288/2008
23 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Понькина И.С. - по доверенности от 28.08.2008, представителя ответчика Борисова Н.Ю. - по доверенности от 13.04.2008,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.02.2009 по делу N А29-11288/2008, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго",
к Комитету лесов Республики Коми,
о признании незаконным бездействия,
установил:
открытое акционерное общество "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" (далее - заявитель, Акционерное общество, ОАО "МРСК Северо-Запада") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Комитету лесов Республики Коми (далее - ответчик, Комитет лесов) о признании незаконным бездействия Комитета лесов, выраженного в невынесении решения о предоставлении лесного участка согласно письмам Акционерного общества от 12.09.2008 N 50-102/1657 и N 50-102/1658, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ему лесного участка в аренду на условиях, изложенных в указанных письмах.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Комитет лесов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и обязать ОАО "МРСК Северо-Запада" оформить право пользования на испрашиваемые лесные участки с охранной зоной на период эксплуатации линии электропередач ВЛ-10 кВ "Роговая-Петрунь". По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении части 2 статьи 6, статьи 8, частей 3, 6 статьи 21, статьи 63, части 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 11.09.1972 N 667, ошибочном истолковании статей 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
ОАО "МРСК Северо-Запада" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Комитет лесов с письмами от 12.09.2008 N 50-102/1657 и N 50-102/1658 о заключении договора аренды лесного участка площадью 0,061 га (Республика Коми, Интинское лесничество, квартал N 54, выделы N77,82,99,110) для использования в целях эксплуатации линии электропередачи ВЛ-10кВ "Роговая-Петрунь" с 04.05.2008 сроком на 18 лет (л. д. 15-16).
16.10.2008 ответчик направил Акционерному обществу письмо N 07/2896, в котором предложил заявителю оформить право аренды на лесные участки с охранной зоной на период эксплуатации объекта. Информацию о предоставлении лесного участка ОАО "МРСК Северо-Запада" в аренду либо о возвращении документов заявителю с обоснованиями причин возврата данное письмо не содержит (л. д. 14).
Акционерное общество посчитало бездействие Комитета лесов, выраженное в невынесении решения о предоставлении лесного участка, незаконным и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что Комитет лесов допустил незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы ОАО "МРСК Северо-Запада", требование заявителя удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатация линий электропередачи является одним из видов использования лесов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.04.2007 N 99 (далее - Правила использования лесов), лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Согласно частям 3-5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей эксплуатации линий электропередачи осуществляется без проведения аукционов (часть 3). Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 4). Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 7 постановления Правительства Республики Коми от 28 декабря 2006 г. N 332 "О Комитете лесов Республики Коми" (далее - Постановление от 28 декабря 2006 г. N 332) Комитет лесов в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает в установленном порядке договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы.
Согласно пунктам 12-16 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 (далее - Правила подготовки и заключения договора аренды), в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления (пункт 12). В заявлении указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты; б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду; в) обоснование цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду (пункт 13). К заявлению прилагаются следующие документы: а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; б) копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); г) иные документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона (представляются по усмотрению заявителя); д) копии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (пункт 14). Копии документов заверяются в установленном порядке (пункт 15). Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду (далее - решение) либо указанные документы возвращаются заявителю со следующими обоснованиями причин возврата: а) осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами, за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации; б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных пунктами 13 - 15 Правил подготовки и заключения договора аренды; в) предоставление заявителем неверных сведений о себе; г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; д) несоответствие заявленного использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка) (пункт 16).
Материалы дела свидетельствуют о том, что 12.09.2008 ОАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Комитет лесов с письмами N 50-102/1657 и N 50-102/1658, содержащими просьбу принять решение о заключении договора аренды лесного участка площадью 0,061 га (Республика Коми, Интинское лесничество, квартал N 54, выделы N77,82,99,110) для использования в целях эксплуатации линии электропередачи ВЛ-10кВ "Роговая-Петрунь" с 04.05.2008 сроком на 18 лет. К указанным письмам были приложены документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона (л. д. 15-38). В ответ на названное обращение Комитет лесов направил Акционерному обществу письмо от 16.10.2008 N 07/2896, в котором предложил заявителю оформить право аренды на лесные участки с охранной зоной на период эксплуатации объекта (л. д. 14). Доказательства, подтверждающие, что ответчик принял решение о предоставлении испрашиваемого лесного участка заявителю в аренду или возвратил представленные Акционерным обществом документы с обоснованиями причин возврата, отсутствуют. Данное обстоятельство противоречит требованиям частей 3-5 статьи 74, пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункту 8 пункта 7 Постановления от 28 декабря 2006 г. N 332, пункту 16 Правил подготовки и заключения договора аренды.
Таким образом, Комитет лесов допустил незаконное бездействие, выраженное в том, что по результатам рассмотрения заявления ОАО "МРСК Северо-Запада" о предоставлении лесного участка в аренду и приложенных к нему документов, ответчик не вынес решение о предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду либо не возвратил заявителю представленные документы с обоснованиями причин возврата.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 25, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил использования лесов, Правил подготовки и заключения договора аренды владельцы линий электропередачи имеют право на предоставление в аренду лесных участков, на которых расположены эти линии электропередачи, в целях эксплуатации данных линейных объектов. Названное право может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Оспариваемым бездействием ответчик необоснованно ограничил возможность ОАО "МРСК Северо-Запада" заключить договор аренды испрашиваемого лесного участка, необходимого для эксплуатации линии электропередачи ВЛ-10кВ "Роговая-Петрунь", чем нарушил его права и законные интересы.
Довод апелляционной жалобы о том, что арбитражный суд не учел, что на испрашиваемый лесной участок был оформлен перевод лесных земель в нелесные земли, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не влияющий на существо рассматриваемого спора.
Утверждения ответчика о том, что для осуществления возможности вырубки деревьев и кустарников в охранной зоне Акционерное общество обязано оформить право пользования лесного участка с охранной зоной, а также о том, что решение суда в части незаконного бездействия Комитета лесов является необоснованным, поскольку ответчиком принимались меры по приведению договора аренды лесного участка в соответствие с действующим лесным законодательством, судом апелляционной инстанции не принимаются, как основанное на ошибочном толковании норм права, и не соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Согласно пункту 5 действующих на момент обращения заявителя в Комитет лесов Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановление Совета миниметров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт), земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ.
Аналогичную норму содержат и Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, которым отменены действовавшие ранее (в том числе в период рассмотрения спорных правоотношений) Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт. Пунктами 21, 24 данных правил предусмотрено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Рубка деревьев в указанных случаях осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.
При указанных обстоятельствах обязанность оформления права пользования лесного участка с охранной зоной у заявителя отсутствует.
Как ранее уже было сказано, в силу пункта 16 Правила подготовки и заключения договора аренды по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка и прилагаемых к нему документов уполномоченным органом выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо представленные документы возвращаются заявителю с обоснованиями причин возврата. Действующее законодательство не предусматривает в качестве последствия рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду принятие уполномоченным органом мер по приведению договора аренды лесного участка в соответствие с действующим лесным законодательством.
При этом срок ранее заключенного Акционерным обществом договора аренды лесного участка истек (л. д. 48-51). Новый договор аренды заключен не был (л. д. 14). Следовательно, договор аренды лесного участка, в отношении которого ответчик мог бы осуществлять меры по приведению в соответствие с действующим лесным законодательством, отсутствует.
Просьба Комитета лесов о возложении на Акционерное общество обязанности оформить право пользования на испрашиваемые лесные участки с охранной зоной на период эксплуатации линии электропередач ВЛ-10кВ "Роговая-Петрунь", судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данная просьба не была предметом судебного рассмотрения арбитражного суда первой инстанции и подлежит отдельному судебному разбирательству на общих основаниях.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.02.2009 по делу N А29-11288/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11288/2008
Истец: открытое акционерное общество "МРСК Северо-Запада", открытое акционерное общество "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго"
Ответчик: Комитет лесов Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1265/2009