Постановление Второго арбитражного апелляционного суда
от 20 мая 2009 г. N 02АП-1735/2009
г. Киров
20 мая 2009 г. |
Дело N А29-10326/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Тетервака А.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Поляшовой Т.М.,
при участии в судебном заседании представителя истца Турковой Н.Н., действующей на основании доверенности от 04.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми,
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2009 по делу N А29-10326/2008, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску открытого акционерного общества "Шондас"
к муниципальному образованию муниципальный район "Койгородский" в лице Администрации Муниципального образования муниципальный район "Койгородский", Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми,
третьи лица: Министерство финансов Республики Коми, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе, Отдел образования администрации муниципального района "Койгородский",
о взыскании убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Шондас" (далее - ОАО "Шондас", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) убытков по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг (отопление) специалистам образования Койгородского района в июле-декабре 2006 года в размере 995 726 руб. 35 коп., о взыскании с муниципального образования муниципальный район "Койгородский" в лице Администрации Муниципального образования муниципальный район "Койгородский" (далее - Администрация) убытков по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг (холодное водоснабжение) специалистам образования Койгородского района в июле-декабре 2006 года в размере 12 220 руб. 28 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Коми, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе, Отдел образования администрации муниципального района "Койгородский" (далее - третьи лица).
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми 1 077 577 руб. 78 коп. убытков, с Администрации - 10 111 руб. 24 коп.
Предъявленные истцом требования основаны на статьях 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассмотрел дело по уточненным исковым требованиям.
Минфин РФ в отзыве на исковое заявление иск не признает, считает предъявленные требования к Российской Федерации необоснованными.
Администрация отзыв на исковое заявление не представила.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2009 исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Шондас" взыскано 1 077 577 руб. 78 коп. убытков, с муниципального образования муниципального района "Койгородский" в лице администрации муниципального образования муниципального района "Койгородский" за счет казны муниципального образования муниципального района "Койгородский" - 10 111 руб. 24 коп. убытков.
Минфин РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2009 отменить и принять новое решение о взыскании убытков с надлежащего ответчика.
По мнению ответчика, обязанность по компенсации расходов по реализации указанных льгот возложена на субъект Российской Федерации с последующим возмещением из федерального бюджета.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Указывает, что поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, то убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Администрация в отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Министерство финансов Республики Коми не признает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда от 01.04.2009 законным и обоснованным. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе в отзыве на апелляционную жалобу считает, что предоставление льгот педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений по отоплению является расходным обязательством Российской Федерации. Ходатайствует рассмотреть дело без участия его представителя.
Отдел образования администрации муниципального района "Койгородский" отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца в опроверг доводы апелляционной жалобы.
Заявитель жалобы, Администрация, Финансовое управления Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе, Министерство финансов Республики Коми явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что со стороны ответчиков возражений в силу требований вышеуказанной нормы Закона не поступило, апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в рамках указанных доводов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решениями, вынесенными Кайгородским районным судом Республики Коми и положениями статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" истец в период с июля 2006 года по декабрь 2006 года включительно предоставлял льготы по оплате коммунальных услуг (отопления) специалистам образования Кайгородского района Республики Коми.
Согласно расчету истца сумма убытков, связанных с исполнением требований вступивших в законную силу судебных актов и положений федерального законодательства по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по предоставлению коммунальных услуг, составила 1 077 577 руб. 78 коп.
Сумма убытков истца, связанных с исполнением нормативных актов органов местного самоуправления, самостоятельно установивших дополнительные льготы отдельным категориям граждан, согласно расчету составили 10 111 руб. 24 коп.
Расходы истца по предоставлению льгот подтверждаются реестрами льгот, предоставленных специалистам за указанный период, списками педагогических работников, которым предоставлены льготы, счетами-фактурами.
Отсутствие реального возмещения ответчиками расходов по предоставлению истцом льгот отдельным категориям граждан, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктами 16, 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцом предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг (отопления) специалистам образования Кайгородского района Республики Коми.
Суд первой инстанции, проверил расчет задолженности, составленный истцом на основании представленных доказательств, и признал его обоснованным.
Как следует из апелляционной жалобы размер понесенных расходов, его расчет заявителем жалобы не оспаривается, и не оспаривался сторонами при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В апелляционной жалобе указывается на необоснованность возложения обязанности по компенсации расходов на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Данный довод ответчика отклоняется апелляционным судом как необоснованный и противоречащий действующему законодательству.
В соответствии с пунктами "е", "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" дополнен предложением следующего содержания: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", установлено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Право истца на получение доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан ограничено в силу закона.
Финансирование отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих возмещение истцу понесенных убытков в полном размере.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2009 по делу N А29-10326/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управление Федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10326/2008
Истец: открытое акционерное общество "Шондас"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Муниципальное образование муниципальный район "Койгородский" в лице Администрации Муниципального образования муниципальный район "Койгородский"
Кредитор: средняя общеобразовательная школа с. Ужга, средняя общеобразовательная школа с. Грива, средняя общеобразовательная школа п. Подзь, средняя общеобразовательная школа п. Кузьель, средняя общеобразовательная школа п. Койдин, средняя общеобразовательная школа п. Кажим, средняя общеобразовательная школа п. Зимовка, средняя общеобразовательная школа п. Вежью, Средная общеобразовательная школа с. Койгородок, Представитель истца Струневский А.И. ОАО Управляющая компания СоветникЪ, МДОУ Детский сад N2 с. Койгородок, МДОУ Детский сад N1 с. Койгородок, Детский сад с. Ужга, детский сад п. Койдин, детский сад п. Зимовка, детский сад п. Вежью
Третье лицо: Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Койгородском районе, Отдел образования администрации Муниципального района "Койгородский", Министерство финансов Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1735/2009