г. Киров
30 апреля 2009 г. |
Дело N А29-9738/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2009 по делу N А29-9738/2008, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лес-Экспорт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару,
о признании решения недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лес-Экспорт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лес-Экспорт") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции от 05.11.2008 N 05-08/15604 об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества и об обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации ликвидации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие вывода суда о достоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе Общества, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении пункта 4 статьи 61, статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 224, пункта 1 статьи 226 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве), подпункта 4 пункта 3 статьи 44, статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению, неверном толковании статей 14, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ООО "Лес-Экспорт" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.10.2008 Общество обратилось с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д. 22).
Решением Инспекции от 05.11.2008 ООО "Лес-Экспорт" отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, поскольку заявитель не представил предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации документы, а именно: ликвидационный баланс. По мнению регистрирующего органа, представленный Обществом бухгалтерский баланс не считается ликвидационным в связи с тем, что за предприятием числится задолженность по налогу и пене по налогу на прибыль, по отчислениям и пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части, которая не отражена в представленных документах (л.д. 18).
Не согласившись с решением регистрирующего органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает права заявителя, требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2).
Согласно пунктам 1-2, 5, 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Пунктами 4-6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 4). Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).
Материалами дела подтверждается, что единственным учредителем Общества Логвиновым В.В. принято решение о ликвидации ООО "Лес-Экспорт", назначило ликвидатора.
11.06.2008 в "Вестнике госрегистрации" N 23. опубликовано сообщение о ликвидации ООО "Лес-Экспорт", о порядке и сроке заявления кредиторами требований (л. д. 12). Срок для предъявления претензий - до 11.08.2008.
После окончания установленного срока, Общество составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы (от 11.08.2008 и 14.08.2008 соответственно) и обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс (л.д. 23).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Инспекцией в установленный законом срок предъявлены требования об уплате задолженности Общества по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Вывод суда о том, что Инспекцией процедура по взысканию налогов во внесудебном порядке не соблюдена, соответствует имеющимся материалам дела.
Представленный Обществом ликвидационный баланс соответствует требованиям законодательства, поэтому у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Оспариваемый ненормативный правовой акт регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Данные обстоятельства являются в силу положений частей 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания решения налогового органа недействительным и возложения обязанности на него устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что у Общества на момент подачи заявления о ликвидации существовала кредиторская задолженность по уплате налогов в бюджет, что подтверждается требованием об уплате налога, пени от 23.08.2007, инкассовыми поручениями N 1426, 1427, 18885, 1887, актом выездной налоговой проверки от 01.10.2008 N 11-36/36, решением о привлечении ООО "Лес-Экспорт" к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.10.2008 N 11-36/36.
Однако, названные документы не свидетельствуют о соблюдении Инспекцией установленного гражданским законодательством порядка предъявления требований кредиторов.
По смыслу пунктов 1-2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрению и включению в реестр требований кредиторов подлежат только те требования, о которых заявлено кредитором в установленном законом порядке.
Довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности предъявления соответствующих требований в результате действий Общества, связанных с занижением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, представлением в Инспекцию налоговых деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не подтвержденный материалами дела.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару без удовлетворения.
В силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос по уплате государственной пошлины судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2009 по делу N А29-9738/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9738/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Лес-Экспорт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
Кредитор: ГУ Управление пенсионного фонда в г. Сыктывкаре
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1445/2009