Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июня 2006 г. N КА-А40/5502-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2006 г.
Открытое акционерное общество "Каменск-Уральский металлургический завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 20.05.2004 N 56-19-11/14 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 57577 руб. Общество также просило обязать налоговый орган возместить из бюджета путем возврата НДС в указанном размере за январь 2005 года в связи с экспортными операциями.
Решением от 09.12.2005 заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС в сумме 57577 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2006 решение суда оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и отказе в заявлении со ссылкой на несоответствие счетов-фактур требованиям ст. 169 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела, просит оставить обжалованные судебные акты без изменения. Отзыв соответствует требованиям ст. 279 АПК РФ и приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Общества возражал против этих доводов и настаивал на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), определенные подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, перечисленных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с условиями заключенных с инопокупателями контрактов от 21.12.2001 N К745-2002, от 28.07.2004 N KK1501S-2004, от 15.12.2003 N KK0005S-2004, от 26.07.2004 N KK1559S-2004, от 20.12.2002 N 269Е-2002, от 23.12.2003 N KK-0179S-2004, от 09.12.2003 N 301-03-2690-Р, от 31.08.2002 N 301-02-33 ЮР, от 24.05.2004 N KA0057S-2004, от 31.12.2003 N KK012S-2004 и от 24.04.2003 N KA-0647S-2002 реализовало на экспорт продукцию собственного производства. Экспортная выручка поступила и зачислена на счет заявителя.
20 февраля 2005 года Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за январь 2005 года, а также пакет документов в соответствии со ст. ст. 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, что не оспаривается налоговым органом и нашло отражение в решении Инспекции от 20.05.2005 N 56-19-11/14, которым налоговый орган отказал в возмещении НДС в сумме 57577 руб. со ссылкой на неполучение ответов и несоответствие ряда счетов-фактур требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ.
Вместе с тем, этим же решением Инспекция подтвердила обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговым органом к возмещению принят НДС в сумме 29135132 руб.
Считая решение налогового органа незаконным в части отказа в возмещении НДС, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебными инстанциями на основании исследования и оценки представленных доказательств сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в заявленном размере.
Доводы кассационной жалобы являются позицией налогового органа по настоящему делу и получили надлежащую оценку судов при рассмотрении настоящего спора.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступления экспортной выручки и зачислении ее на счет налогоплательщика.
Суд установил представление заявителем в Инспекцию требуемых статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации документов - копий грузовых таможенных деклараций и соответствующих товарно-транспортных документов (CMR), выписок банка. Наличие требуемых отметок таможенных органов на представленных документах Инспекция не отрицала, претензий к их оформлению не имела и на недостоверность изложенных в документах сведений не ссылалась, что нашло отражение в решении налогового органа от 20.05.2006 N 56-19-11/14. Кроме того, этим же решением подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспорту в размере 182099357 руб.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу п. 1 ст. 172 названного Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога либо на основании иных документов, в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что заявителем были выполнены все условия, предусмотренные п. 1 ст. 172 названного Кодекса.
Довод налогового органа об отказе в возмещении НДС в сумме 57577 руб. в связи с несоответствием ряда представленных в Инспекцию счетов-фактур требованиям ст. 169 НК РФ правомерно отклонен судами.
Из мотивированного заключения следует, что налоговые вычеты не подлежат применению по счетам-фактурам N 9 от 14.07.2004, N 8 от 13.07.2004, N 10 от 30.07.2004, N 12 от 30.07.2004, N 13 от 30.07.2004, N 11 от 30.07.2004, N 16 от 06.08.2004, N 15 от 06.08.2004, N 31 от 18.10.2004, выставленных поставщиком ООО "Юниум ТК", поскольку в указанных счетах-фактурах отсутствует адрес грузополучателя. Указанные доводы опровергаются документами, переданными в материалы дела, поскольку в вышеперечисленных счетах-фактурах изначально был указан грузополучатель и его адрес, а именно ОАО "КУМЗ", г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, д. 5.
Следовательно, решение и мотивированное заключение в данной части не соответствуют ст. 101 НК РФ, обстоятельства, изложенные в указанных документах, не соответствуют фактическому содержанию предоставленных к проверке счетов-фактур.
В связи с чем судебные инстанции обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа недействительным в части отказа заявителю в праве на применение налогового вычета по НДС.
Кроме того, как пояснил представитель Общества в суде кассационной инстанции, в Инспекцию заявителем представлялись накладные, в которых указан адрес грузоотправителя. Таким образом, Инспекция располагала сведениями о грузоотправителе.
Суд правомерно указал на то, что отсутствие полного адреса грузоотправителя не опровергает содержание спорных документов, содержащих данные о приобретенном товаре (наименование, количество), его стоимости, размере НДС, контрагентах, а также не препятствует установлению грузоотправителя.
Не основано на положениях закона требование Инспекции о несоответствии счет-фактуры от 06.08.2004 N 0100 требованиям ст. 169 НК РФ, поскольку грузополучатель и получатель совпадают - ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" и в спорном документе отражен в графе "грузополучатель", адрес получателя - г. Каменск-Уралький, ул. Заводская, д. 5.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали за налогоплательщиком право на налоговый вычет по вышеуказанному счете-фактуре.
Отсутствие в адресе улицы и номера дома ОАО "КУМЗ" при заполнении счетов-фактур N 00000056 от 28.10.2004, N 58 от 26.11.2004 не препятствовало проведению мероприятий налогового контроля, поскольку указанные данные известны налоговому органу. Помимо этого, в указанных счетах-фактурах указан ИНН налогоплательщика.
Факт оплаты продукции российским поставщикам подтверждается платежными поручениями, выписками банка, и Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, спорные счета-фактуры приведены Обществом в соответствие с требованиями статьи 169 НК РФ. Исправлений, влияющих на показатели налогового и бухгалтерского учета, в спорные счета-фактуры не внесено.
Исправленные варианты счетов-фактур представлялись в налоговый орган письмом от 30.09.2005, а также в суд. При этом суд правомерно указал на то, что статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации не исключает возможность устранения недостатков в счетах-фактурах.
Ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда РФ N 93-0, относительно толкования положений ст. 169 НК РФ, является несостоятельной, поскольку в данном Определении, в частности, указывается, что названные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям.
Не принимается судом кассационной инстанции ссылка в жалобе на п.п. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, поскольку в данном случае речь идет о налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, в которую в соответствии с положениями раздела III. п. 30 Приказа Минфина от 29.07.1998 N 34Н входят бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, пояснительная записка и аудиторское заключение. Счета-фактуры в указанный перечень не входят.
Подпункт 5 этого же пункта предусматривает обязанность предоставлять документы, а не о том, каким образом они должны быть оформлены.
Не свидетельствует о судебной ошибке по делу ссылка налогового органа на Постановление Правительства РФ от 02.12.00 N 914.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
В кассационной жалобе изложены доводы налогового органа, которые приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, и этим доводам дана правильная правовая оценка.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 09.12.2005 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 01.03.2006 N 09АП-613/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-4587/05-87-372 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2006 г. N КА-А40/5502-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании