г. Киров
А28-571/2009-13/12
27 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.
при участии в заседании:
представителя заявителя Исаковой И.Ю. - по доверенности от 24.12.2008,
представителя ответчика Поповой Е.В. - по доверенности от 30.12.2008,
представителя третьего лица Горячевской Н.И. - по доверенности от 11.01.2009,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2009 по делу N А28-571/2009-13/12, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
к администрации муниципального образования "Город Киров",
третье лицо: муниципальное автономное учреждение "Управление жилищного хозяйства г. Кирова",
об признании недействительным постановления главы администрации г. Кирова,
установил:
открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, теплоснабжающая компания, Акционерное общество, ОАО "КТК") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления главы Администрации от 15.10.2008 N 4072-П "Об изменении типа муниципального учреждения "Управление жилищного хозяйства города Кирова" (в редакции постановления главы Администрации от 30.10.2008 N 4297-П) (далее - постановление от 15.10.2008 N 4072-П (в редакции постановления от 30.10.2008 N 4297-П)).
Определением арбитражного суда от 18.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "Управление жилищного хозяйства г. Кирова" (далее - третье лицо, муниципальное автономное учреждение, МАУ "УЖХ г. Кирова").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "КТК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании статьи 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), неприменении пунктов 4-5 статьи 2 Закон об автономных учреждениях, Положения о порядке подготовки и рассмотрения предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений и порядке создания муниципальных автономных учреждений, утвержденного постановлением главы администрации города Кирова от 27.06.2008 N 2455-П.
Администрация и муниципальное автономное учреждение в отзывах на апелляционную жалобу возражают против приведенных в ней доводов, просят оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 рассмотрение дела откладывалось на 16 часов 00 минут 20.05.2009.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон и третьего лица поддержали свои доводы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.10.2008 главой Администрации издано постановление N 4072-П о создании в срок до 01.11.2008 МАУ "УЖХ г. Кирова" путем изменения типа существующего муниципального учреждения "Управление жилищного хозяйства г. Кирова" (далее - муниципальное учреждение, МУ "УЖХ г. Кирова") (л. д. 12-13).
30.10.2008 постановлением главы Администрации N 4297-П внесены изменения в пункт 6 постановления от 15.10.2008 N 4072-П, касающиеся сроков проведения мероприятий по созданию муниципального автономного учреждения (срок 01.11.2008 изменен на 01.01.2009) (л. д. 14).
28.11.2008 теплоснабжающая компания получила уведомление N 5890-06-01 о том, что с 01.01.2009 тип существующего муниципального учреждения изменяется на муниципальное автономное учреждение (л. д. 15).
17.12.2008 заявитель направил МУ "УЖХ г. Кирова" претензию с требованием о досрочном погашении обязательств по договору теплоснабжения по счету-фактуре N 32422 (л. д. 36, 110, 112).
18.12.2008 постановлением главы Администрации N 5012-П утвержден устав МАУ "УЖХ г. Кирова" и перечень имущества, закрепленного за муниципальным автономным учреждением на праве оперативного управления (л. д. 101-102).
25.12.2008 осуществлена государственная регистрация изменения типа муниципального учреждения на муниципальное автономное учреждение (л. д. 52-63).
26.12.2008 Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору теплоснабжения с МУ "УЖХ г. Кирова" в связи с неисполнением последним претензии, содержащей требование о досрочном погашении обязательства по договору теплоснабжения по счету-фактуре от 17.12.2008 N 32422, а также в связи со сменой типа муниципального учреждения на муниципальное автономное учреждение. В порядке субсидиарной ответственности исковые требования были предъявлены собственнику имущества "УЖХ г. Кирова" - муниципальному образованию "Город Киров" (далее - МО "Город Киров") в лице Администрации (л. д. 35-37, 111-113).
29.12.2008 арбитражный суд вынес определение по делу N А28-13877/2008-419/4 о принятии искового заявления ОАО "КТК" от 26.12.2008 и возбуждении производства по делу (л. д. 38).
19.01.2009 в отзыве на исковое заявление теплоснабжающей компании от 26.12.2008 по делу N А28-13877/2008-419/4 Администрация выдвинула возражения против статуса субсидиарного ответчика, поскольку обязательство по оплате поставленной Акционерным обществом тепловой энергии возникло у МАУ "УЖХ г. Кирова", а согласно пункту 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам данного юридического лица (л. д. 76-79).
26.01.2009 ОАО "КТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 15.10.2008 N 4072-П в редакции постановления N 4297-П от 30.10.2008 (л. д. 5-9).
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует законодательству, права и законные интересы Акционерного общества не нарушает, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 1-2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1). Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Согласно частям 1-2, 4-5, 8 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1). Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (часть 2). Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (часть 4). Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (часть 5). Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 8).
В соответствии с частями 1, 3-4, 6, 9-11, 13-14 статьи 5 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (часть 1). Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования (часть 3). Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни (часть 4). Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: 1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения; 2) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; 3) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения (часть 9). Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа (часть 10). При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением (часть 11). В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 13). Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения (часть 14).
В силу пунктов 1-2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом (пункт 1). Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (пункт 2).
Из указанных норм следует, что порядок создания муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения включает в себя: принятие местной администрацией муниципального образования решения о создании муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения, уведомление кредиторов муниципального учреждения об изменении его типа, внесение в устав муниципального учреждения соответствующих изменений и их государственная регистрация, закрепление за муниципальным автономным учреждением имущества, достаточного для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. Решение о создании муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения должно содержать: сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого муниципального автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения; сведения об имуществе, закрепляемом за муниципальным автономным учреждением; перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что главой Администрации было принято постановление от 15.10.2008 N 4072-П (в редакции постановления от 30.10.2008 N 4297-П) о создании в срок до 01.01.2009 МАУ "УЖХ г. Кирова" путем изменения типа существующего МУ "УЖХ г. Кирова", содержащее сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого муниципального автономного учреждения, сведения об имуществе, закрепляемом за муниципальным автономным учреждением, перечень мероприятий по созданию автономного учреждения и срок его создания); кредиторам МУ "Управление жилищного хозяйства г. Кирова", в том числе и заявителю были направлены уведомления от 28.11.2008 об изменении типа муниципального учреждения; определен перечень имущества, закрепляемого за МАУ "УЖХ г. Кирова" на праве оперативного управления; утвержден устав муниципального автономного учреждения; осуществлена государственная регистрация соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (л. д. 12-15, 52-63, 101-102).
Таким образом, порядок создания МАУ "УЖХ г. Кирова" и оспариваемое постановление соответствуют требованиям законодательства.
Документы, подтверждающие, что муниципальное автономное учреждение наделено недостаточным имуществом для обеспечения возможности осуществлять им уставную деятельность и нести в процессе этой деятельности ответственность по обязательствам, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа, отсутствуют. При этом в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам МУ "УЖХ г. Кирова", возникшим до изменения его типа, субсидиарную ответственность несет МО "Город Киров".
Какие-либо иные доказательства, подтверждающие, что постановление от 15.10.2008 N 4072-П (в редакции постановления от 30.10.2008 N 4297-П), нарушает права и законные интересы заявителя, не представлены..
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение части 10 статьи 5 Закона об автономных учреждениях МАУ "УЖХ г. Кирова" не было наделено достаточным имущетсвом для исполнения обязательств, возникших у муниципального учреждения до изменения его типа, а также о том, что арбитражный суд исходит из того, что ОАО "КТК" должно использовать только один из способов защиты права - обращение к субсидиарному должнику - МО "Город Киров", судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтверждающиеся материалами дела, и основанные на ошибочном толковании норм права.
Утверждения ОАО "КТК" о том, что в уведомлении от 28.11.2008 ответчик не указал конкретных сроков изменения типа муниципального учреждения (25.12.2008), что не позволило Акционерному обществу предъявить требования о досрочном погашении обязательств непосредственно к МУ "УЖХ г. Кирова" и стало препятствием для удовлетворения заявленных требований за счет имущества МО "Город Киров"; арбитражный суд ошибочно посчитал, что Акционерное общество подало исковое заявление в суд 25.12.2008 и не принял во внимание, что в исполнительном листе от 24.10.2008 N 019617 отсутствует субсидиарная ответственность собственника муниципального учреждения, а также ссылка заявителя на то, что размер кредиторской задолженности МУ "УЖХ г. Кирова" в 2,6 раза превышает размер имеющейся у него дебиторской задолженности судом апелляционной инстанции не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
В соответствии с оспариваемым постановлением муниципальное автономное учреждение должно быть создано в срок до 01.01.2009. При таких обстоятельствах Администрация обоснованно указала в уведомлении от 28.11.2008, что с тип существующего муниципального учреждения изменяется на муниципальное автономное учреждение с 01.01.2008. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, из чего следует, что ответчик не мог знать, когда регистрирующий орган внесет соответствующие изменения в ЕГРЮЛ и сообщить точную дату изменения типа муниципального учреждения заявителю.
Как ранее уже сказано, в соответствии с частью 10 статьи 5 Закона об автономных обществах муниципальное автономное учреждение в процессе своей деятельности несет ответственность по обязательствам, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа. Кроме того, поскольку на момент возникновения задолженности основной должник являлся муниципальным учреждением, то МО "Город Киров" в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность и заявитель имеет возможность удовлетворить свои требования за счет его имущества. Отсутствие в исполнительном листе от 24.10.2008 N 019617 указания на субсидиарную ответственность собственника муниципального учреждения не означает, что он не должен нести такую ответственность.
Таким образом, предъявление требований о досрочном погашении обязательств муниципального учреждения к МАУ "УЖХ г. Кирова" не нарушает прав и законных интересов Акционерного общества.
Из факта превышения в 2,6 раза кредиторской задолженности МУ "УЖХ г. Кирова" над его дебиторской задолженностью не следует, что МАУ "УЖХ г. Кирова" не сможет осуществлять уставную деятельность и нести при этом ответственность по обязательствам муниципального учреждения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2009 по делу N А28-571/2009-13/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-571/2009
Истец: открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания"
Ответчик: Администрация МО "город Киров"
Третье лицо: Муниципальное учреждение Управление жилищного хозяйства г.Кирова, Муниципальное автономное учреждение Управление жилищного хозяйства города Кирова
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А28-571/2009-13/12
24.09.2009 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А28-571/2009-13/12
31.08.2009 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А28-571/2009-13/12
04.08.2009 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А28-571/2009-13/12
27.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1450/2009