г. Киров
А82-1648/2009-31
04 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2009 по делу N А82-1648/2009-31, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион-Гео"
к Департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-Гео" (далее - заявитель, Общество, ООО "Регион-Гео") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - ответчик, Департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов) о признании незаконным и отмене постановления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по делу N 03/09-ЛМ/ФЛ об административном правонарушении порядка ценообразования от 05.02.2009 (далее - постановление об административном правонарушении от 05.02.2009), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 45000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ошибочном истолковании пункта 2 постановления администрации Ярославской области от 31.01.2007 N 29-а "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ" (далее - постановление от 31.01.2007 N 29-а), приложения к постановлению от 31.01.2007 N 29-а. Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
ООО "Регион-Гео" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов от 14.01.2009г. N 98 главным специалистом отдела тарифов и цен на социально-значимые товары и услуги комитета тарифов и цен в локальных монополиях и на потребительском рынке Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов проведена проверка правильности формирования и применения ООО "Регион-Гео" предельных максимальных цен на кадастровые работы в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В ходе проверки выявлены факты превышения предельной максимальной цены кадастровых работ по договорам, предметом которых является выполнение землеустроительных работ в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства. Превышение цен по указанным договорам составило 21300 рублей против цены, установленной постановлением от 31.01.2007г. N 29-а. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 05.02.2009 (л. д. 82-88, 101).
05.02.2009 в отношении заявителя составлен протокол N 03/09-ЛМ/ЮЛ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ (т. 1 л. д. 89-93).
В этот же день заместитель директора Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45000 рублей (л. д. 94-96).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Регион-Гео" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, требование заявителя удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2-3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Частями 1, 3-4 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Статьей 1 Закона о кадастре определено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Частью 1 статьи 35 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ.
В соответствии с частями 1-4 статьи 36 Закона о кадастре по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 Закона о кадастре, или юридическое лицо, указанное в статье 33 Закона о кадастре, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Закона о кадастре, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы (часть 1). В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ (часть 2). Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором (часть 3). Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ (часть 4).
Согласно статье 37 Закона о кадастре в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 Закона о кадастре, или юридическое лицо, указанное в статье 33 Закона о кадастре, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы: 1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка); 2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части); 3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о кадастре предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года. При этом установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" до дня вступления в силу Закона о кадастре предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с настоящей частью предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.
В целях реализации части 3 статьи 47 Закона о кадастре администрацией Ярославской области принято постановление от 31.01.2007 N 29-а.
В пункте 1 постановления от 31.01.2007 N 29-а указано: "Установить предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на территории Ярославской области, согласно приложению".
Пунктом 2 данного постановления установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие кадастровые работы на территории Ярославской области, обязаны вести раздельный учет затрат и объемов работ, выполняемых по регулируемым ценам, и работ, цены на которые устанавливаются ими самостоятельно.
Согласно приложению к вышеуказанному постановлению отнесение земельных участков к указанным выше видам в зависимости от их назначения (использования) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации; предельные максимальные цены включают стоимость всех работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые сведения для кадастрового учета земельного участка: подготовительных кадастровых работ, определения геодезических координат пунктов съемочного обоснования, определения координат характерных точек границ земельного участка независимо от метода, вычерчивания графической части межевого плана земельного участка, согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, закрепления границ земельного участка межевыми знаками, оформления межевого плана земельного участка; все налоги и сборы, установленные действующим законодательством; все расходы на оказание услуг по проведению кадастровых работ, в том числе транспортные расходы; если иное не предусмотрено федеральным законодательством, цены на работы, не указанные в предыдущем абзаце, не подлежат государственному регулированию, поскольку данные работы не являются необходимыми для кадастрового учета земельного участка и могут быть выполнены по требованию заказчика на основании договора между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 2 постановления администрации Ярославской области от 25.08.2004 N 141 "Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием" Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов является органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль по вопросам формирования, установления и применения цен (тарифов), плат и надбавок, проводить проверки обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов), плат и надбавок, применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры административной ответственности за нарушение порядка ценообразования и иные правонарушения.
Из указанных норм следует, что в результате осуществления кадастровых работ в отношении земельного участка обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка (межевой план). Кадастровые работы выполняются на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. На территории Ярославской области предельные максимальные цены кадастровых работ установлены в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Предельные максимальные цены кадастровых работ, установленные на территории Ярославской области, включают стоимость всех работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые сведения для кадастрового учета земельного участка: подготовительных кадастровых работ, определения геодезических координат пунктов съемочного обоснования, определения координат характерных точек границ земельного участка независимо от метода, вычерчивания графической части межевого плана земельного участка, согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, закрепления границ земельного участка межевыми знаками, оформления межевого плана земельного участка; все налоги и сборы, установленные действующим законодательством; все расходы на оказание услуг по проведению кадастровых работ, в том числе транспортные расходы. Цены на иные работы не подлежат государственному регулированию и могут быть выполнены по требованию заказчика на основании договора между заказчиком и исполнителем. Превышение предельных максимальных цен кадастровых работ является нарушением порядка ценообразования и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
В соответствии с материалами дела ООО "Регион-Гео" заключило договоры на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству (образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства). В соответствии с этими договорами Общество приняло на себя работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства земельных участков. Перечисление видов работ данные договоры не содержат (л. д. 16-23, 26-28, 31-33, 37-39, 101). В акте проверки от 05.02.2009, протоколе об административном правонарушении от 05.02.2009 N 03/09-ЛМ/ЮЛ, постановлении об административном правонарушении от 05.02.2009 также отсутствуют сведения о том, какие конкретные виды работ осуществлял заявитель на основании вышеназванных договоров. Доказательства, подтверждающие, что по данным договорам Обществом выполнены только те работы, которые предусмотрены постановлением от 31.01.2007 N 29-а, и иные работы не выполнялись, ответчиком не представлены. Земельные участки, в отношении которых Общество осуществило проектно-изыскательские работы по землеустройству, предназначены для эксплуатации жилых домов и временного размещения гаража (л. д. 70, 72-73, 76). Документы, подтверждающие, что назначением этих земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, отсутствуют.
При таких обстоятельствах вменяемое ООО "Регион-Гео" административное правонарушение не может считаться доказанным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе проведения проверки были представлены договоры на выполнение проектно-изыскательких работ по землеустройству, предметом которых является выполнение работ по территориальному землеустройству (кадастровые работы); на основании этих договоров выполнялись работы по установлению границ земельных участков, образованию новых, упорядочению существующих объектов землеустройства, топографо - геодезические работы, относящиеся к кадастровым работам, результатом которых является подготовка описаний земельных участков; в представленных технических паспортах на недвижимость, расположенную на вышеназванных земельных участках, в качестве наименования объекта указано - "объект индивидуальное жилищное строительство", судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела.
Утверждение Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов о том, что отсутствуют факты выполнения по вышеназванным договорам иных работ; названные земельные участки не прошли кадастровый учет; в действующем законодательстве отсутствует понятие "эксплуатация индивидуального жилого дома", а также ссылка ответчика на письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 24.07.2008 N ВК/3232 "Об описании и установлении границ объектов землеустройства", судом апелляционной инстанции не принимаются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2009 по делу N А82-1648/2009-31 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1648/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Регион-Гео"
Ответчик: Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1931/2009