г. Киров
А29-2228/2009
10 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Уманской Ю.Е. - по доверенности от 01.01.2009, Гордеева Ю.Н. - по доверенности от 01.01.2009,
представителей ответчика Секретарева П.П. - по доверенности от 02.03.2009, Денисовой А.Н. - по доверенности от 02.03.2009,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2009 по делу N А29-2228/2009, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
к Службе Республики Коми по тарифам,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Служба Республики Коми по тарифам (далее - ответчик, административный орган, Служба по тарифам) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.03.2009 N А03-10/09 (далее - постановление от 19.03.2009 N А03-10/09), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, пунктов 1, 2 статьи 2, части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов), пункта 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Служба по тарифам в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2009 руководитель Службы по тарифам издал приказ о проведении проверки соблюдения ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" установленного порядка ценообразования при оказании обществу с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" (далее - ООО "Газпром переработка") услуг по очистке сточных вод (т. 1 л. д. 103-104).
На основании данного приказа сотрудниками административного органа проведена проверка соблюдения Обществом установленного порядка ценообразования при оказании ООО " Газпром переработка" услуг по очистке сточных вод. В ходе проверки установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" при осуществлении расчетов с ООО "Газпром переработка" за оказанные услуги в сфере водоотведения и очистки сточных вод применены тарифы не установленные уполномоченным органом регулирования. В соответствии с постановлением руководителя администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МОГО "Ухта") от 30.11.2007 N 3380 для Общества установлен тариф на услуги по очистке сточной жидкости, на территории муниципального образования городского округа "Ухта" в размере 1,98 рублей за кубический метр (без НДС), но при заключении с ООО "Газпром переработка" договоров на передачу технической воды и прием стоков, а также на передачу питьевой воды и прием стоков ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" установило стоимость услуг по механической очистке одного кубического метра сточных вод в размере 25,42 рублей (без НДС), стоимость услуг по биологической очистке одного кубического метра сточных вод в размере 4,99 рублей (без НДС). Данное обстоятельство подтверждается представленными ООО "Газпром переработка" счетами-фактурами. Результаты проверки отражены в отчете о проведенной проверке соблюдения ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" установленного порядка ценообразования от 17.02.2009 (т. 1 л. д. 99-101).
04.03.2009 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ (т. 1 л. д. 93-95).
19.03.2009 заместитель руководителя Службы по тарифам вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей (л. д. 94-96).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2-3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии с частями 1-2 статьи 1 Закона об основах регулирования тарифов данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1). Регулированию подлежат: 1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; 3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; 4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; 5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 2).
Подпунктами 1-2, 8 статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов определено, что организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1); системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2); цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (пункт 8).
Согласно части 5 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях: 1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса; 2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 7 части 2, части 3 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (пункт 7 части 2). Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей (часть 3).
В соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 28.04.2006 N 5 "О порядке установления тарифов" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются администрацией муниципального образования городского округа "Ухта".
Согласно действующему на момент заключения вышеназванных договоров постановлению руководителя администрации МОГО "Ухта" от 30.11.2007 N 3380 "Об установлении тарифа на услугу по очистке сточной жидкости, оказываемую ОАО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" на территории МОГО "Ухта" (далее - постановление от 30.11.2007 N 3380) тариф на услуги водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые Обществом на территории МОГО "Ухта", установлен в размере 1,98 рублей за один кубический метр.
В силу статьи 23.51 КоАП РФ, пункта 1, подпунктов 10, 33, пункта 8, подпунктов 3, 8 пункта 9 Положения о Службе Республики Коми по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 17.12.2004 N 234, Служба по тарифам наделена полномочиями на проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию. Завышение регулируемых тарифов является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" оказывает услуги в сфере водоотведения, очистки сточных вод и в силу пункта 1 статьи Закона об основах регулирования тарифов является организацией коммунального комплекса. Постановлением от 30.11.2007 N 3380 тариф на услуги водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" на территории МОГО "Ухта" в 2008 году, был определен в размере 1,98 рублей за один кубический метр. 21.01.2008 ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" и ООО "Газпром переработка" заключили договор N А200800419 на передачу технической воды и прием стоков и договор N А200800420 на передачу питьевой воды и прием стоков. Приложениями к этим договорам определено, что стоимость оказываемых заявителем услуг по механической очистке одного кубического метра сточных вод составляет 25,42 рублей (без НДС), стоимость услуг по биологической очистке одного кубического метра сточных вод составляет 4,99 рублей (без НДС) (т. 1 л. д. 71-86, 106-109), что противоречит вышеназванному постановлению. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" допустило завышение регулируемого тарифа на услуги очистки сточных вод, оказываемые им на территории МОГО "Ухта".
В силу частей 1-2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Доказательства, подтверждающие, что заявитель при оказании ООО "Газпром переработка" услуг водоотведения и очистки сточных вод принял все зависящие от него меры по соблюдению требований постановления от 30.11.2007 N 3380, но не имелась возможность для его соблюдения, не представлены.
При таких обстоятельствах ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество не является организацией коммунального комплекса, поскольку эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры не относится к основным видам его деятельности; тарифы на услуги по механической очистке сточных вод и водоотведению в силу части 3 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов не подлежат государственному регулированию; вина заявителя не была установлена и подтверждена в судебном разбирательстве по делу; в рамках одной проверки в отношении ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" ответчиком составлено два протокола об административном правонарушении и вынесено два постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие обстоятельствам дела и основанные на ошибочном толковании норм права.
Утверждение ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" о том, что тариф на услугу по очистке сточной жидкости в размере 1,98 рублей (без НДС) за один кубический метр установлен только на очистку стоков на биологических очистных сооружениях, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку также не подтверждается материалами дела и не следует из постановления от 30.11.2007 N 3380. Кроме того, сам заявитель в апелляционной жалобе опроверг данное утверждение, указав на то, что Общество обращалось к главе администрации МОГО "Ухта" по вопросу утверждения тарифа на биологическую очистку стоков, но получило отказ в связи с тем, что тариф для потребителей должен быть единым.
Ссылка ООО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка" на то, что тариф на очистку сточной жидкости не может быть единым, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанный на нормах материального права.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2009 по делу N А29-2228/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2228/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка
Ответчик: Служба РК по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2058/2009