г. Киров
23 июня 2009 г. |
Дело N А82-14814/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой В.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Залесье"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 по делу N А82-14814/2008, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Залесье"
к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области
о признании действий незаконными,
установил:
закрытое акционерное общество "Залесье" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Залесье") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация), выразившихся в отказе передать в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 76:14:000000:0087 площадью 2403 га с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенный в Рыбинском районе Ярославской области, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем передачи указанного земельного участка в собственность заявителя.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2009 в удовлетворении данных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ЗАО "Залесье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и применение законов, не подлежащих применению, просит решение от 07.04.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда. На основании экспликации от 01.01.2005 нельзя сделать вывод об идентичности данного участка и участка площадью 2020 га, занятого лесом. Экспликации, сделанные после вынесения постановления главы Рыбинского муниципального округа от 21.02.2005 N 242 и выдачи кадастрового плана от 19.04.2005 судом не исследованы. Вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 76:14:000000:0087 занят лесом и ранее был предоставлен ЗАО "Залесье" по правилам Основ лесного законодательства РФ, введенных в действие с 15.04.1993, ничем не подтвержден. Категория указанного участка - земли сельскохозяйственного назначения, установлена в соответствии с законодательством, проверена при государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок и отражена в свидетельстве о государственной регистрации данного права. Кроме того, заявитель полагает, что постановление Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, поскольку оно было принято после обращения Общества в Администрацию с заявлением о передаче земельного участка в собственность и после обращения его в арбитражный суд.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация возражает против доводов ЗАО "Залесье", просит оставить решение суда от 07.04.2009 без изменения, жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что факт пользования Обществом землями, покрытыми лесом, подтверждается постановлением главы Администрации Рыбинского района Ярославской области от 24.12.1993 N 689, свидетельством о праве пользования N 168, экспликацией от 01.01.2005, представленной ответчиком во исполнение определения суда от 06.03.2009. При рассмотрении дела судом первой инстанции заявитель данную экспликацию не оспаривал, доказательства, подтверждающие отсутствие земель лесного фонда на спорном земельном участке, не представил.
Стороны явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Администрация ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.12.1993 главой администрации Рыбинского района Ярославской области издано постановление N 689 о предоставлении во владение, пользование, коллективно-долевую собственность ТОО "Залесье" (правопредшественник ЗАО "Залесье") для сельскохозяйственного использования земель, ранее находившихся в пользовании совхоза "Залесье". Согласно приложению во владение ТОО "Залесье" было передано 2436 га земли, в том числе 2020 га - леса.
На основании данного постановления 02.10.1996 ТОО "Залесье" было выдано свидетельство N 168, подтверждающее факт передачи ему в пользование 2020 га земель, покрытых лесом, для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы Рыбинского муниципального округа от 21.02.2005 N 242 утвержден проект землеустройства (перераспределения) земель Общества, согласно которому общая площадь земель, закрепленных за заявителем, составляет 6013 га, в том числе в постоянном (бессрочном) пользовании - 2403 га; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Также указанное постановление внесло изменения в постановление главы администрации Рыбинского района Ярославской области от 24.12.1993 N 689 и свидетельство о праве собственности на землю, владении, пользовании землей от 02.10.1996 N 168 в части уточнения площади земель.
В апреле 2005 года земельный участок площадью 2403 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) - для ведения сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет под номером 76:14:000000:0087. Право постоянного (бессрочного) пользования на данный участок зарегистрировано 21.11.2005, выдано свидетельство серия 76АА 324448.
16.07.2008 ЗАО "Залесье" обратилось к главе Рыбинского муниципального района с заявлением о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:14:000000:0087.
Письмом от 07.11.2008 N 20-272/1516 начальник управления архитектуры и земельных отношений сообщил Обществу о том, что решением комиссии по землепользованию и застройке на территории Рыбинского муниципального района (протокол от 05.11.2008 N 35) отказано в удовлетворении его заявления по причине необоснованности выкупа в собственность земель категории сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом.
Рассматривая данное письмо как действия Администрации по отказу в передаче земельного участка в собственность, и считая их незаконными, ЗАО "Залесье" оспорило их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не относится ни к землям населенных пунктов, ни к землям природоохранного назначения, ни к землям сельскохозяйственного назначения, занятым лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. К последней из вышеназванных групп земель могут относиться только специально созданные защитные лесные полосы для охраны сельскохозяйственных угодий. Следовательно, спорный земельный участок, как участок, занятый лесом, ранее предоставленный во владение совхоза "Залесье" в соответствии с действовавшим порядком, может быть отнесен только к землям лесного фонда. Статус данного участка как участка лесного фонда подтверждается и постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда". У органов местного самоуправления отсутствует право на распоряжение ограниченным в обороте земельным участком из состава земель лесного фонда, который находится в федеральной собственности.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу из следующего.
Вывод ЗАО "Залесье" о совершении Администрацией оспариваемых действий основан на письме Управления архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района (далее - Управление) от 07.11.2008 N 20-272/1516 (л.д. 7).
В соответствии с решением муниципального совета Рыбинского муниципального района от 30.08.2007 N 170 и утвержденного им Положения данное Управление является структурным подразделением Администрации, осуществляющим функции по управлению земельными ресурсами муниципального района, а также распоряжение землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности. Поэтому письмо начальника Управления, угловой штамп которого помимо наименования Управления содержит указание на Администрацию, может быть расценено как действие Администрации.
Содержание рассматриваемого письма не позволяет усомниться в отсутствии у ответчика намерения передать в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 76:14:000000:0087. Правовым последствием письма, а значит, и оспариваемых действий Администрации, является невозможность приобретения земельного участка в собственность. То есть действия ответчика свидетельствуют об отказе в удовлетворении заявления Общества о передаче в собственность земельного участка площадью 2403 га.
Оценивая правомерность оспариваемых действий, апелляционный суд отмечает следующее.
На момент предоставления правопредшественнику ЗАО "Залесье" в пользование земель реорганизуемого совхоза "Залесье" для сельскохозяйственного использования (л.д. 48 - 49) действовали Основы лесного законодательства Российской Федерации и Земельный кодекс РСФСР 1991 года. Согласно статьям 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В соответствии со статьей 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.
Аналогичные нормы о составе лесного фонда и земель лесного фонда были закреплены в статьях 7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (период действия с 04.02.1997 до 01.01.2007), а в настоящее время содержатся в статье 6 действующего Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, статьях 77, 101 действующего Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что земли, покрытые лесом, были предоставлены ТОО "Залесье" не для сельскохозяйственных целей, а для лесопользования. Следовательно, спорный земельный участок, 2020 га которого покрыты лесом, мог входить только в состав земель лесного фонда. Наличие в статье 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года нормы о возможности предоставления во временное пользование для сельскохозяйственных целей неиспользуемых для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственных и других угодий не означает, что в результате реализации данной нормы категория соответствующих земельных участков, относящихся к лесному фонду, автоматически изменялась на категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Наличие в пользовании ЗАО "Залесье" земельного участка площадью 2403 га, в состав которого входят 2020 га покрытых лесом, подтверждается экспликацией от 01.01.2005 (л.д. 96 - 99).
Утверждение о том, что данные земли относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", появилось в постановлении главы Рыбинского муниципального округа от 21.02.2005 N 242 (л.д. 51 - 52).
На момент его издания правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (вступил в силу с 05.01.2005) и Положением о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 455.
Принятый уполномоченным органом акт о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в материалах дела отсутствует. В связи с этим апелляционный суд считает, что категория данного участка (земли лесного фонда) не изменялась. Поэтому содержание постановления главы Рыбинского муниципального округа от 21.02.2005 N 242 и измененного им постановления главы администрации Рыбинского района Ярославской области от 24.12.1993 N 689 в части отнесения лесных земель Общества к землям сельскохозяйственного назначения, сведения, отраженные в графе 8 "Категория земель" кадастрового плана земельного участка от 19.04.2005 N 14/05-555 (л.д. 11), и внесенная в ЕГРП на основании вышеуказанных документов информация о категории земель (л.д. 12) не соответствуют действительности и потому не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Включение спорного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения только в связи с тем, что он был предоставлен ТОО "Залесье" для сельскохозяйственного использования, противоречит приведенным выше нормам материального права, регламентирующим порядок перевода земель лесного фонда из одной категории в другую. Также не представляется возможным на основании материалов дела отнести лес, расположенный на рассматриваемом земельном участке, к не входящим в лесной фонд лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, действовавшего на момент отказа Обществу в выкупе спорного земельного участка, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Данная императивная норма фактически запрещает передачу таких лесных участков в собственность субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований, а также в частную собственность (собственность граждан и юридических лиц). Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Администрация не имеет полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 76:14:000000:0087.
Таким образом, Арбитражный суд Ярославской области правомерно отказал в удовлетворении требований ЗАО "Залесье".
Ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п, которое не действовало на момент издания оспариваемого постановления, не привела к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Залесье" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.04.2009 по делу N А82-14814/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Залесье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14814/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Залесье"
Ответчик: Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2085/2009