г. Киров
06 июля 2009 г. |
Дело N А28-1736/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корякиной И.В.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Курочкина Д.А., действующего на основании доверенности от 10.02.2009,
представителя ответчика Пономарева А.В., действующего на основании доверенности от 20.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2009 по делу N А28-1736/2009, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.,
по заявлению Автономной некоммерческой образовательной организации "Кировский хоккейный клуб "Родина"
к Контрольно-счетной палате Кировской области
о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Кировской области,
установил:
автономная некоммерческая образовательная организация "Кировский хоккейный клуб "Родина" (далее - заявитель, КХК "Родина") обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом дополнений в судебном заседании, о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее - ответчик, Контрольно-счетная палата) от 27.01.2009г. N 01-21/65, в соответствии с которым заявителю предложено восстановить средства областного бюджета, использованные не по целевому назначению в сумме 10 000 000 руб. и не допускать отвлечения бюджетных средств на цели, не предусмотренные "Положением о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов)", утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 27.12.2004г. N 461.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2009 года заявленные требования удовлетворены частично, а именно: представление признано недействительным в части квалификации действий данного юридического лица по распоряжению в 2007 году бюджетными денежными средствами в размере 10 000 000 руб., как нецелевого использования и в части возложения на него обязанности восстановить данные денежные средства.
Счетная палата с решением суда не согласна, просит его отменить, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не полностью исследованы материалы дела, неправильно применены нормы материального права.
КХК "Родина" в отзыве и в дополнении к отзыву на жалобу указал, что решение суда законно, обоснованно, поскольку в данном случае имела место задержка финансирования бюджетных средств на содержание команды. Просит оставить решение без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлены следующие фактические обстоятельства.
Кировский хоккейный клуб "Родина" финансируется в соответствии с "Положением о порядке финансирования части расходов на содержание спортивных команд (клубов)", утвержденным Постановлением правительства Кировской области от 27.12.2004г. N 461 (далее - Положение о финансировании).
В соответствии с подпунктом 3.1 названного Положения о финансировании руководители спортивных команд, клубов вправе использовать выделяемые из бюджета Кировской области денежные средства только на следующие цели:
-выплата заработной платы и премиальных;
-приобретение спортивной формы и инвентаря;
-оплата питания на учебно-спортивных сборах и соревнованиях;
-обеспечение фармакологическими, восстановительными средствами;
-аренда спортивных сооружений;
-проведение учебно-тренировочных сборов и участие в спортивных соревнованиях.
10.08.2007г. хоккейный клуб "Родина" заключил с Правительством Кировской области договор о предоставлении бюджетного кредита N 456/01/2007, в соответствии с которым, заемщику из бюджета Кировской области был предоставлен кредит на сумму 10 000 000 руб. для пополнения оборотных средств со сроком возврата до 01.12.2007г.
17.10.2007г. платежным поручением N 545 из бюджета Кировской области хоккейному клубу были выделены денежные средства в сумме 10 000 000 руб. на содержание команды.
В тот же день, платежным поручением от 16.10.2007г. N 47 (дата регистрации в банке 17.10.2007г.) денежная сумма, поступившая из бюджета области, была перечислена Департаменту финансов Кировской области на оплату бюджетного кредита, полученного по вышеуказанному кредитному договору.
В период с 25.12.2008г. по 12.01.2009г. Контрольно-счетная палата провела проверку использования хоккейным клубом "Родина" денежных средств, выделенных на содержание команды из бюджета Кировской области в течение 2007-2008 года.
По результатам проверки Контрольно-счетная палата квалифицировала действие хоккейного клуба "Родина" по распоряжению полученной из бюджета области денежной суммой в размере 10 000 000 руб. как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку они были израсходованы не на цели, исчерпывающий перечень которых определен в Положении о порядке финансирования. По мнению ответчика, действия по погашению бюджетного кредита бюджетными средствами совершены в нарушение статей 38 и 289 Бюджетного кодекса российской Федерации.
Исследовав доводы заявителя апелляционной жалобы, и изучив материалы дела, Второй арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации не целевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.
Одним из принципов бюджетной системы является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела до октября 2007 года КХК "Родина" не получил запланированные в бюджете Кировской области на 2007 год денежные средства на содержание команды. Данное обстоятельство подтверждается копией карточки счета 51 КХК "Родина" за 2007 год и копией бухгалтерского баланса КХК "Родина" на 31.12.2007г. Представленные документы подтверждают то обстоятельство, что КХК "Родина" не имел достаточных оборотных средств в 2007 году для финансирования целевых расходов, предусмотренных Положением о финансировании, и, не получив из бюджета Кировской области денежные средства на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном Положением о финансировании, вынужден был обратиться за бюджетным кредитом для пополнения оборотных средств.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается счетной палатой то обстоятельство, что бюджетный кредит был израсходован на цели, предусмотренные в подпункте 3.1. Положения о порядке финансирования, то есть на содержание команды.
Получив 17.10.2007г. в соответствии с Положением о порядке финансирования из бюджета Кировской области денежные средства в сумме 10 000 000 руб., КХК "Родина" направил их на погашение кредита, израсходованного на цели, предусмотренные Положением о финансировании.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемой ситуации заявитель вынужден был использовать заемные денежные средства на содержание команды в связи с отсутствием бюджетных денежных средств, выделяемых ему безвозмездно, и в дальнейшем использовать полученные бюджетные средства на погашение кредита.
Таким образом, представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в связи с отсутствием бюджетного финансирования на содержание команды указанные расходы были осуществлены хоккейным клубом за счет заемных средств. При поступлении бюджетного финансирования произведено замещение оспариваемой суммы денежных средств.
В сложившейся ситуации суд первой инстанции применил небуквальное толкование нормы бюджетного законодательства, что соответствует целям и задачам судебной деятельности.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что действия КХК "Родина" нельзя квалифицировать как нецелевое использование выделенных бюджетных средств, является правильным.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого представления БК РФ и Закону Кировской области от 02.06.2005г. N 332-ЗО "О контрольно-счетной палате Кировской области" в части возложения на КХК "Родина" обязанности восстановить средства областного бюджета, использованные не по назначению, также обоснованны. Применение к нарушителям бюджетного законодательства такой меры воздействия как восстановление в бюджете нецелевых расходов, нормами Бюджетного кодекса РФ или иными федеральными законами не предусмотрено. В связи с этим, применение таких мер является нарушением статьи 282 БК РФ.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 статьи 18 Закона Кировской области "О контрольно-счетной палате Кировской области" от 02.06.2005г. N 332-ЗО по результатам проведенных контрольных мероприятий контрольно-счетная палата направляет руководителям организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.
Указанная правовая норма, регламентирующая порядок направления представлений контрольно-счетной палатой, не предусматривает возможность указания в представлении такой меры воздействия на нарушителя бюджетного законодательства, как восстановление бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
Доводы ответчика о том, что восстановление денежных средств указано в оспариваемом представлении только как предложение, рассмотрены судом апелляционной инстанции. По мнению суда, форма изложения текста представления в данном случае, не может повлиять на соответствие либо несоответствие его законности.
Таким образом, оспариваемое предписание содержит незаконное требование о восстановлении средств областного бюджета, которое нарушает права заявителя в сфере его экономической, финансовой деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что оспариваемое представление противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права КХК "Родина", суд обоснованно признал данный ненормативный правовой акт недействительным в названной части.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы усматривается, что Арбитражный суд Кировской области полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил норму материального права, а именно статью 289 Бюджетного кодекса РФ, указав на отсутствие нарушения бюджетного законодательства в действиях КХК "Родина".
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.04.2009 по делу N А28-1736/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1736/2009
Истец: Автономная некоммерческая образовательная организация "Кировский хоккейный клуб "Родина"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2370/2009