г. Киров
05 августа 2009 г. |
Дело N А82-4425/2009-27 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Метелевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2009 по делу N А82-4425/2009-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области
о взыскании капитализированных платежей в сумме 625 862 рублей 38 копеек,
установил:
Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области о взыскании капитализированных платежей в сумме 625 862 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2009 заявленные требования удовлетворены; с Администрации в доход федерального бюджета взыскано 12 758 рублей 62 копейки государственной пошлины.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает неправильным вывод суда о том, что Администрация Помогаловского сельсовета Тутаевского района Ярославской области является правопреемником Исполнительного комитета Помогаловского сельсовета народных депутатов; из пункта 1.8 Устава Администрации этого не следует. Администрация указывает, что истцом не были представлены документы, подтверждающие реорганизацию Исполнительного комитета Помогаловского сельского Совета народных депутатов, Администрации Помогаловского сельсовета Тутаевского района Ярославской области, а именно передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о том, что Администрация Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области является правопреемником указанных юридических лиц; не представлено решение о реорганизации юридических лиц, не были приведены конкретные нормы законодательства о местном самоуправлении, в соответствии с которыми производилось преобразование. Заявитель указывает, что судом не дана оценка тому, что согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, тогда как в данном случае истец обратился с иском к Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель считает неправомерным взыскание с него государственной пошлины.
Фонд не представил в суд отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Главой Тутаевского муниципального района Ярославской области принято постановление 29.03.2007 N 376 "О ликвидации администраций сельских территорий левобережной части Тутаевского муниципального района", на основании которого Администрация Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области подлежит ликвидации, назначен состав ликвидационной комиссии Администрации (листы дела 36-37).
В связи с этим Фонд направил ликвидационной комиссии Администрации требования кредитора от 24.05.2007 N 10-19/10/7198, от 27.03.2009 N 10-19/10/5415 о внесении капитализированных платежей в сумме 625 862 рублей 38 копеек за причинение вреда здоровью Соболеву Н.А. (листы дела 7-10).
Решениями от 22.06.2007 N 2, от 08.04.2009 N 7 ликвидационная комиссия Администрации отклонила требования Фонда в связи с отсутствием документов, подтверждающих ответственность Администрации (листы дела 15-16).
Данный отказ в удовлетворении требований послужил основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с требованием о взыскании с Администрации капитализированных платежей в сумме 625 862 рублей 38 копеек.
Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленные требования. При этом суд руководствовался статьей 57, пунктом 5 статьи 58, статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1, статьями 3, 18, пунктом 1 статьи 20, пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2000 N 863, Законом РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской Федерации" и исходил из того, что обязательства, возникшие в связи с трудовым увечьем Соболеву Н.А., являлись установленными, выполнялись Администрацией и никогда не оспаривались; Администрация является правопреемником лица, признанного ответственным за вред, причинный здоровью Соболева Н.А. (Исполнительного комитета Помогаловского сельского Совета народных депутатов), и требования истца о взыскании с Администрации капитализированных платежей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскал с Администрации в доход федерального бюджета 12 758 рублей 62 копейки государственной пошлины.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд счел ее подлежащей частичному удовлетворению.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
В силу пункта 3 статьи 10 Закона N 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности.
На основании пункта 1 статьи 12 Закона N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносов страхователей; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей (пункт 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 Закона N 125-ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят в его правопреемнику; при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно пунктам 4, 6 которого внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика; ликвидационная комиссия рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализированных платежей, утверждаемой страховщиком.
Во исполнение указанного Постановления Фондом социального страхования Российской Федерации утверждена Методика расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, согласованная в установленном порядке.
Статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. В случае ликвидации юридического лица соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, Соболеву Н.А. при исполнении им трудовых обязанностей в период его работы в должности председателя Исполнительного комитета Помогаловского сельского Совета народных депутатов был причинен вред здоровью, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве от 10.02.1984. Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК от 30.09.1986 Соболев Н.А. является инвалидом по трудовому увечью, ему установлено 50 процентов утраты профессиональной трудоспособности со сроком переосвидетельствования - бессрочно (листы дела 25-26).
На основании указанного заключения ВТЭК постановлением Главы Помогаловской администрации Тутаевского района Ярославской области от 01.10.1998 N 1 приказано выплачивать Соболеву Н.А. возмещение вреда здоровью в сумме 304 рубля 56 копеек в месяц (с учетом индексации), а также произвести выплату пособия за последние три года с учетом индексации на основании законодательства Российской Федерации от 24.12.1992 N 4214-1 (листы дела 27-28).
На основании заявления Соболева Н.А. от 15.03.2000 приказом Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.02.2000 N 5846/1 (лист дела 31) Соболеву Н.А. назначены ежемесячные страховые выплаты в сумме 316 рублей 01 копейки за период с 01.01.2000 бессрочно (с учетом индексации на дату расчета выплат). Последующими приказами Фонда производилась индексация ежемесячных страховых выплат.
Согласно пункту 1.8 Устава Администрации Помогаловского сельсовета Тутаевского района Ярославской области, утвержденного собранием старост Помогаловского сельсовета 24.08.1994, Администрация Помогаловского сельсовета является правопреемником Исполнительного комитета народных депутатов сельсовета, Совета народных депутатов сельсовета (лист дела 44). Из письма Ярославского областного управления статистики от 05.09.1994 N 29/02-3866 следует, что, рассмотрев изменения и дополнения к учредительным документам Исполнительного комитета Помогаловского сельского совета народных депутатов, областное управление статистики внесло соответствующие изменения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и сообщило Главе Администрации Помогаловского сельсовета действующие данные: Администрация Помогаловского сельсовета (лист дела 42).
Указанные документы свидетельствует о том, что Администрация Помогаловского сельсовета Тутаевского района Ярославской области является правопреемником Исполнительного комитета Помогаловского сельского Совета народных депутатов.
11.09.2004 Администрация Помогаловского сельсовета зарегистрирована в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, о чем имеется страховое свидетельство (лист дела 39).
Законом Ярославской области от 21.12.2004 N 65-з "О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области" в составе Тутаевского муниципального района образованы муниципальные образования, в том числе Помогаловское сельское поселение.
Согласно пункту 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникшие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Администрация Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области в силу прямого указания закона является правопреемником Администрации Помогаловского сельсовета. Данное обстоятельство также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, в которых видно, что идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области соответствует ИНН, присвоенному Администрации Помогаловского сельсовета при постановке на учет в налоговом органе, - 7611004107. Указанный ИНН отражен в платежном поручении Администрации, представленном в суд апелляционной инстанции.
Доводы Администрации об отсутствии решения учредителей (участников) либо органа юридического лица о реорганизации, передаточного акта (разделительного баланса) и отсутствии в связи с этим доказательств правопреемства Администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку несоставление передаточного (разделительного) акта либо его непредставление в силу статей 84, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не является основанием для изменения условия правопреемства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.
С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что Администрация Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области, как правопреемник лица, признанного в установленном порядке ответственным за причинение вреда здоровью Соболева Н.А., при ее ликвидации обязана внести в Фонд социального страхования капитализированные платежи.
Размер капитализированных платежей, указанный Фондом, рассчитан на основании Методики расчета капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, Администрацией не оспаривается и составляет 625 862 рубля 38 копеек.
Доводы Администрации о том, что Фонд должен был обратиться с иском не к Администрации, а к ликвидационной комиссии, апелляционный суд отклоняет на основании следующего.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Постановлением Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области 29.03.2007 N 376 "О ликвидации администраций сельских территорий левобережной части Тутаевского муниципального района" назначен состав ликвидационной комиссии Администрации Помогаловской сельской территории муниципального округа Ярославской области.
На основании статей 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и производит расчеты в очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 4 - 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. В таком же порядке удовлетворяются и требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, до прекращения существования юридического лица все приобретенные за период его деятельности гражданские права и обязанности сохраняются за ликвидируемым юридическим лицом и оно отвечает по своим обязательствам, а ликвидационная комиссия является органом, к которому переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Следовательно, требования кредитора о взыскании с ликвидируемого лица денежных средств в судебном порядке могут быть заявлены именно к ликвидируемому юридическому лицу. Действующим законодательством не предусмотрена возможность удовлетворения исковых требований за счет ликвидационной комиссии.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно удовлетворил заявленные Фондом требования и взыскал с Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области в доход заявителя 625 862 рубля 38 копеек капитализированных платежей.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба в указанной части удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, Фондом при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением не была уплачена государственная пошлина в связи с тем, что в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку Администрация Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины, при удовлетворении заявленных требований по решению суда государственная пошлина с Администрации (ответчика) взысканию не подлежала. Судебные расходы по уплате государственной пошлины Фондом (заявителем) в данном случае не понесены.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области в части взыскания с Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области в доход федерального бюджета 12 758 рублей 62 копеек государственной пошлины подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации в указанной части - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не рассматривается, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем апелляционной жалобы платежным поручением от 23.07.2009 N 1 государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области в части взыскания государственной пошлины удовлетворить.
Отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2009 по делу N А82-4425/2009-27 в части взыскания с Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области в доход федерального бюджета 12 758 рублей 62 копеек государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2009 по делу N А82-4425/2009-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4425/2009
Ответчик: Администрация Помогаловской сельской территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3223/2009