г. Киров
24 июля 2009 г. |
Дело N А31-1802/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Лобановой Л.Н., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корякиной И.В.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромарыба"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.05.2009 по делу N А31-1802/2009, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Костромарыба" в лице конкурсного управляющего
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Костроме,
о признании действий (бездействия) незаконными,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Костромарыба" (далее - заявитель, Общество, ООО "Костромарыба") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Костроме (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными бездействия налогового органа по непредоставлению запрашиваемых конкурсным управляющим сведений о должнике, а также действий по понуждению заявителя уплатить сбор за предоставление необходимой информации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.05.2009 обществу с ограниченной ответственностью "Костромарыба" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Костромарыба" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Арбитражным судом Костромской области при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права в связи с неправильным истолкованием закона. Нормы пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ) касаются только правоотношений лиц, участвующих в деле о банкротстве, круг которых определен законом. Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Костроме, не являющаяся таким лицом, обязана руководствоваться действующей в данный момент редакцией Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества без удовлетворения. Ответчик указывает, что положения статьи 4 Закона N 296-ФЗ применяются не только при рассмотрении судами дел о банкротстве, но и в правоотношениях с участием иных лиц, в частности, при предоставлении налоговым органом запрашиваемой информации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Костромарыба" в лице конкурсного управляющего с целью осуществления мероприятий конкурсного производства по формированию конкурсной массы должника обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г.Костроме с запросом от 10.03.2009 N 49 о предоставлении из регистрационного дела юридического лица заверенных налоговым органом копий приложений NN 1-16 к передаточному акту к Учредительному договору о преобразовании ОАО "Костромарыба" в ООО "Костромарыба" от 26.10.2006.
Налоговый орган ответом от 17.03.2009 N 18-14/7955 отказал ООО "Костромарыба" в бесплатном предоставлении запрашиваемых документов, сославшись на пункты 23 и 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
Не согласившись с отказом Инспекции, ООО "Костромарыба обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области.
Арбитражный суд первой инстанции, посчитав действия налогового органа законными, отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, регламентирован нормами Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 данного закона предусмотрено, что предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 Закона N 129-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.
В соответствии с пунктом 22 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 N 438, информация о конкретном юридическом лице предоставляется по запросу бесплатно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; юридическому лицу о нем - в виде выписки из государственного реестра.
Таким образом, иные сведения о юридическом лице могут быть предоставлены по запросу за плату, при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату.
В то же время, согласно части 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы. Необходимо отметить, что предыдущая редакция данного закона такого права арбитражному управляющему не предоставляла.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 296-ФЗ, Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено и заявителем апелляционной жалобы не оспаривается, что ООО "Костромарыба" решением Арбитражного суда Костромской области от 18.12.2008 по делу N А31-3404/2008-24 признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство.
Таким образом, Арбитражным судом Костромской области сделан правильный вывод о том, что положения статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в действующей редакции к спорным правоотношениям не могут быть применены, так как конкурсное производство в отношении ООО "Костромарыба" введено 18.12.2008, то есть до дня вступления в силу Федерального закона N 296-ФЗ.
Статья 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, на которую ссылается заявитель, не содержит ограничений по кругу лиц при применении положений данной нормы. На основании изложенного Второй арбитражный суд отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" касаются только правоотношений лиц, участвующих в деле о банкротстве, в число которых налоговый орган не входит, как не основанный на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах Арбитражным судом Костромской области правомерно отказано в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия налогового органа по непредоставлению запрашиваемых конкурсным управляющим сведений о юридическом лице на безвозмездной основе.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 27.05.2009 по делу N А31-1802/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромарыба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1802/2009
Истец: Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Костромарыба"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Костроме
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2858/2009