г. Киров
19 августа 2009 г. |
N А31-1510/2009-27 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Губиной Л.В.,
судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Губиной Л.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Бабанова Д.Ю., действующего на основании доверенности от 17.03.2009,
представителя ответчика Рябикова Д.А., действующего на основании доверенности от 25.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2009 по делу N А31-1510/2009-27, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "КроноЭнерго",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области,
о взыскании 154 402 руб. 92 коп. задолженности по договору передачи услуг электрической энергии,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" (далее - истец, ОАО "МРСК Центра", заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "КроноЭнерго" (далее - ответчик, ООО "КроноЭнерго") о взыскании 182 295 руб. 86 коп. задолженности по договору передачи услуг электрической энергии за январь 2009 года.
В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования просил взыскать 154 402 руб. 92 коп. задолженности по договору передачи услуг электрической энергии.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции в качестве третьего лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее - третье лицо, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области).
Исковые требования истца основаны на статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2009 в удовлетворении требований ОАО "МРСК Центра" отказано.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Истец ОАО "МРСК Центра", не согласившись с принятым судебным актом, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку неправильно применены нормы материального права.
В доводах жалобы истец ОАО "МРСК Центра" считает, что судом неправомерно не применен пункт 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, также указывает, что дополнительное соглашение N 4 от 27.11.2008 подписано со стороны ОАО "МРСК Центра" с протоколом разногласий, что свидетельствует о несогласованности данной редакции.
ООО "КроноЭнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.06.2007 года между ООО "КроноЭнерго" (заказчик) и ОАО "Костромаэнерго" (исполнитель) заключен договор по передаче электрической энергии N 07-6/306 (2007), по которому исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии потребителю заказчика путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 5.6. договора стоимость услуг исполнителя по передаче электроэнергии определяется путем умножения объема переданной потребителям заказчика электроэнергии на соответствующем уровне напряжения на установленный ограном исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для исполнителя тариф на услуги по передаче электроэнергии для соответствующего уровня напряжения и вычитания из полученного результата стоимости нагрузочных потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию на оптовом рынке, приходящейся на заказчика.
В силу пункта 5.9 договора действующая на момент заключения настоящего договора цена услуг по передаче электрической энергии по сетям исполнителя может изменяться в соответствии с решениями регулирующих органов. Исполнитель уведомляет заказчика об изменении платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) в соответствии с действующим законодательством.
Изменение регулирующими органами цены услуг по передаче электрической энергии в период действия договора не требует его переоформления и вводится в действие со дня ее установления.
Договор вступает в силу с 01.01.2008 и действует до 31.12.2008. Договор считается пролонгированным на каждый следующий календарный год, если до 30 ноября текущего года ни от одной из сторон не поступит заявление о прекращении или изменении договора. Указанное последствие наступает как в случае не уведомления, так и в случае несоблюдения сторонами или одной из сторон сроков (порядка) уведомления, установленных условиями договора (пункт 8.1, 8.2 договора).
В соответствии с пунктом 9.3. договора любые изменения и дополнения к договору действительны только при условии оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами.
ОАО "Костромаэнерго" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Центра". Запись о прекращении ОАО "Костромаэнерго" в единый государственный реестр юридических лиц внесена 31.03.2008.
Дополнительным соглашением N 3 от 26.11.2008 сторонами согласованы плановые договорные объемы и режим передачи электрической энергии и мощности на 2009 год.
В соответствии с дополнительным соглашением N 4 от 27.11.2008 года, подписанным со стороны исполнителя с протоколом разногласий, пункт 5.6 договора предлагалось изложить в следующей редакции: стоимость услуг исполнителя по передаче электрической энергии может быть определена сторонами одним из следующих способов: по одноставочному тарифу или по двухставочному тарифу, а также определено, что заказчик имеет право в течение 10 рабочих дней после опубликования решения органа исполнительной власти в области государственного регулирования, указанный в данном решении, самостоятельно выбрать один из вариантов расчета стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии на следующий год и заявить об этом письменно в адрес исполнителя (пункт 5.6.3).
В протоколе разногласий к данному дополнительному соглашению пункт 5.6.3 договора со стороны исполнителя изложен в иной редакции, при этом протокол разногласий со стороны ООО "КроноЭнерго" не подписан. В судебном порядке данный вопрос сторонами не урегулирован.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29 декабря 2008 года N 08/129 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Костромской области на 2009 год как одноставочные, так и двухставочные.
11 января 2009 года ООО "КроноЭнерго" направило в адрес ОАО "МРСК Центра" сопроводительное письмо, с указанием на то, что в 2009 году расчеты за услуги по передаче электрической энергии необходимо производить по одноставочному тарифу согласно Постановлению Департамента топливно- энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29.12.2008 г. N 08/129.
Полагая, что ответчиком нарушен порядок уведомления исполнителя по договору о смене используемого при расчетах тарифа, истец произвел расчет за предоставленные услуги по договору за январь 2009 года по двухставочному тарифу.
Оплата за услуги произведена ответчиком в соответствии с одноставочным тарифом, в результате чего, по мнению истца, образовалась задолженность по оплате оказанных услуг за январь 2009 года, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу требований статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
По общему правилу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:
1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности;
2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности;
3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Из анализа данной нормы усматривается, что данный пункт применяется при расчетах с потребителями и устанавливает права непосредственно потребителю по выбору тарифа за электрическую энергию.
В пункте 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определены цены подлежащие государственному регулированию в электроэнергетике, в том числе указаны:
- цены (тарифы) на поставляемую в условиях отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию, регулирование которых может осуществляться в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 27 настоящего Федерального закона;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Под тарифами согласно пункту 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
При этом, к регулируемым тарифам (ценам) относятся, в том числе:
- регулируемые тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках: поставляемую на розничных рынках населению; поставляемую на розничных рынках иным категориям потребителей (за исключением населения) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, в объемах, соответствующих продаваемым по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке объемам электрической энергии (мощности);
- регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;
- тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Кроме того, раздел 5 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, устанавливающий пункт 58, регулирует ценообразование на розничном рынке, где определяются регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения.
При этом, раздел 6 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации определяет особенности ценообразования в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Соответственно, нормы действующего законодательства разделяют в системе тарифов в электроэнергетике тарифы на электрическую энергию на розничном рынке, устанавливаемые для гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые для сетевых организаций.
Вместе с тем, из письма Федеральной службы по тарифам от 21.05.2009 N ДС-3373/12 следует, что действие пункта 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации не распространяется на тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Основами ценообразования механизм выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии не предусмотрен.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно указано на не применение пункта 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы заявителя о необходимости применении пункта 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации признаются апелляционным судом юридически несостоятельными, поскольку содержание данного пункта относится именно к тарифам на электрическую энергию, поставляемую для потребителей, и предоставляет потребителю выбор одного из указанных тарифов.
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.
Из статей 432, 433, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. При этом по общему правилу совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в том числе предоставление услуг, уплата соответствующей суммы) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом.
При этом, оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно пункту 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Вместе с тем, порядок оплаты предусмотрен в пункте 5.6 договора.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29 декабря 2008 года N 08/129 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Костромской области на 2009 год как одноставочные, так и двухставочные. Данное постановление опубликовано в "СП - нормативные документы" 30.12.2008 за N 66.
Ранее постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 20.11.2007 N 07/111 были утверждены тарифы по передаче электроэнергии на 2008 год, в котором установлен только двухставочный тариф.
Анализируя пункт 5.6 договора, апелляционный суд отмечает, что сторонами согласован именно одноставочный тариф, поскольку стоимость услуг определяется путем умножения объема переданной электроэнергии на установленный тариф и вычитания из полученного результата стоимости нагрузочных потерь.
Применение в 2008 году при расчетах двухставочного тарифа обусловлено непосредственно отсутствием установленного Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области одноставочного тарифа.
Внесение изменений в договор о применении двухставочного тарифа не производилось.
Таким образом, учитывая нормы законодательства, сторонами в договоре согласован именно одноставочный тариф.
Сторонами не оспаривается факт, что дополнительное соглашение от 27.11.2008 N 4 не согласовано в установленном законом порядке.
Вместе с тем следует отметить, что постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области N 08/129 об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Костромской области на 2009 год было принято 29 декабря 2008 года.
11 января 2009 года ООО "КроноЭнерго" направило в адрес ОАО "МРСК Центра" сопроводительное письмо, с указанием на то, что в 2009 году расчеты за услуги по передаче электрической энергии необходимо производить по одноставочному тарифу.
Оценивая данные документы, апелляционный суд считает, что ответчик воспользовавшись правом выбора по тарифу, надлежащим образом в соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомил истца о тарифе в разумный срок после принятия постановления от 29.12.2008.
При этом, с учетом условий договора, а также отсутствие оснований для применения пункта 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, апелляционный суд отмечает, что к спорным правоотношениям при расчете электроэнергии применим одноставочный тариф.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы рассмотрены апелляционным судом и признаются юридически несостоятельными с учетом норм права, условий заключенного договора.
Согласно статьям 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле.
ОАО "МРСК Центра" вопреки названным нормам не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных доводов жалобы.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Костромской области является законным, основанным на правильном применении норм права; имеющихся в деле доказательствах, и не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "МРСК Центра".
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2009 по делу N А31-1510/2009-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.В. Губина |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1510/2009
Истец: открытое акционерное общество "МРСК Центра" (филиал ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "КроноЭнерго"
Третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области