г. Киров
20 августа 2009 г. |
Дело N А17-2652/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Коршунова С.Н., действующего на основании доверенности от 14.08.2009 N 04-15/5,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.06.2009 по делу N А17-2652/2009, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А.,
по заявлению заместителя Прокурора Ивановской области о принесении протеста на вступившее в законную силу постановление 03.03.2009 N 10
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Плаза",
установил:
заместитель Прокурора Ивановской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о принесении протеста на вступившее в законную силу постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области (далее - Инспекция, административный орган, ответчик) от 03.03.2009 N 10, которым общество с ограниченной ответственностью "Плаза" (далее - ООО "Плаза", Общество) привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.06.2009 требования Прокурора удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Инспекция с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению ответчика, в силу статьи 7 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункта 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 должностным лицам налоговых органов не запрещено приобретать товар в целях проведения проверки, в том числе для собственных нужд.
Инспекция считает, что покупка товара для собственных нужд не является оперативно-розыскным мероприятием, не выходит за рамки полномочий налоговых органов. При проведении проверки ООО "Плаза" имела место не контрольная закупка, а реализация сотрудниками налоговых органов своих полномочий по проверке соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Должностным лицом налогового органа товар приобретен для собственных нужд, не был возвращен продавцу, возврат денежных средств не производился. На основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ должностным лицам предоставлено право непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ООО "Плаза" в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Прокурор и ООО "Плаза" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель Инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы согласно тексту апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.02.2009 на основании поручения от 18.02.2009 N 6 Инспекцией проведена проверка соблюдения ООО "Плаза" законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В ходе проверки установлено, что в торговом павильоне, принадлежащем ООО "Плаза", расположенном по адресу: город Гаврилов Посад, пер. Шушенский 1 Обществом осуществлена продажа товара без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), а именно: при осуществлении наличного денежного расчета за товар - сосиски и хлеб по цене 48,20 руб. работник Общества Жиркина И.Л. не применила ККТ, не выдала кассовый чек.
По результатам проверки 18.02.2009 составлены: акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) N 000016 (л.д.35), акт о проверке наличных денежных средств кассы N 000015 (л.д.37).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, Инспекция 20.02.2009 составила в отношении ООО "Плаза" протокол об административном правонарушении N 44.
По результатам рассмотрения дела Инспекцией принято постановление от 03.03.2009 N 10 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным заместитель прокурора Ивановской области обратился в арбитражный суд с заявлением о принесении протеста.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Прокурора, исходил из того, что налоговым органом при привлечении Общества к административной ответственности использованы доказательства, полученные с нарушением закона, что противоречит требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, Инспекцией не подтвержден надлежащими доказательствами факт совершения Обществом административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Несоблюдение данной обязанности является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из материалов дела, проверяющими, являющимися сотрудниками Инспекции, осуществлена проверочная закупка товара (сосиски и хлеб) в торговом павильоне ООО "Плаза".
Материалы дела показывают, что в качестве доказательств совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, Инспекцией составлен акт проверки выполнения Закона N 54-ФЗ от 18.02.2009, из которого следует, что проверяющими в торговом павильоне Общества приобретены сосиски и хлеб по цене 48,20 руб. Товар отпущен продавцом Жиркиной И.Л., денежный расчет произведен без применения ККТ, кассовый чек не выдан. Согласно данному акту товары приобретены проверяющими в ходе проверки соблюдения Обществом требований Закона N 54-ФЗ, что позволяет квалифицировать данные действия как проверочную закупку.
Товары приобретены сотрудниками Инспекции, действовавшими на основании поручения на проведение проверки от 18.02.2009 N 6 и в целях проверки. Отсутствие акта проверочной (контрольной закупки) само по себе не изменило метод осуществления контрольных мероприятий.
Между тем, проверочная закупка, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона N 144-ФЗ оперативно-розыскная деятельность это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом N 144-ФЗ, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Статьей 13 Закона N 144-ФЗ налоговым органам не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и, соответственно, проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Следовательно, доказательства неприменения Обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов получены Инспекцией с нарушением Закона N 144-ФЗ, а потому они не могут быть использованы в деле об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, нельзя считать доказанным.
Довод Инспекции о том, что при проведении проверки ООО "Плаза" имела место не контрольная закупка, а реализация сотрудниками налоговых органов своих полномочий по проверке соблюдения законодательства о применении ККТ, апелляционным судом отклоняется, так как материалами дела установлено, что сотрудники Инспекции действовали на основании поручения на проведение проверки от 18.02.2008 N 6 в рабочее время, визуального наблюдения за реализацией товаров не проводили, иных лиц, приобретающих товары в торговом павильоне Общества не установили и лично осуществили проверочную закупку - приобрели сосиски и хлеб в целях проведения проверки.
Иными имеющимися в деле доказательствами также не подтверждается событие вменяемого ООО "Плаза" административного правонарушения.
Объяснения продавца Жиркиной И.Л. от 18.02.2009 получены по результатам проверочной закупки, которая проведена с нарушением закона и признана ненадлежащим доказательством по делу.
Актом о проверке наличных денежных средств кассы от 18.02.2009 также не подтверждается событие вменяемого правонарушения, поскольку излишек денежных средств в кассе в сумме 7549,10 руб. не подтверждает факт реализации товаров на сумму 48,20 руб. без применения ККТ.
Довод Инспекции о том, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Общества явилось непосредственное обнаружение Инспекцией достаточных данных, указывающих на совершение административного правонарушения, опровергается имеющимися в деле доказательствами и подлежит отклонению, поскольку проверяющие действовали именно в рамках поручения на проведение проверки, неприменение ККТ при осуществлении Обществом наличных денежных расчетов было выявлено при совершении проверочной закупки, правом на совершение которой сотрудники налогового органа не обладают.
Доводы Инспекции о приобретении проверяющими товаров в личное пользование опровергаются наличием у сотрудников Инспекции в момент приобретения товаров поручения на проведение проверки, свидетельствующего о том, что в рассматриваемом случае удовлетворение личных потребностей проверяющих места не имело.
Ссылка Инспекции, что возврат товаров продавцу и денежных средств проверяющим не производился, не свидетельствует о том, что контрольная закупка не проводилась, поскольку метод проведения проверки определяется содержанием совершаемых действий, а не его последствиями.
Согласно части 4 статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. При этом, по смыслу части 2 данной нормы закона следует, что каждое доказательство оценивается в отдельности, а достаточность доказательств определяется их совокупностью.
Исходя из отсутствия в материалах дела совокупности доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции от 03.03.2009.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.06.2009 по делу N А17-2652/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2652/2009
Истец: Прокуратура Ивановской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Ивановской области
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Плаза"