г. Киров
14 августа 2009 г. |
Дело N А31-1969/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 08.06.2009 по делу N А31-1969/2009, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Холодовой Жанны Николаевны
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области
третье лицо: Департамент культурного наследия Костромской области
о признании отказа недействительным,
установил:
индивидуальный предприниматель Холодова Жанна Николаевна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Холодова Ж.Н.) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - ответчик, Департамент) от 29.01.2009 N 486/з от предоставления в собственность Предпринимателя земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 24а, и обязании Департамента принять решение о предоставлении земельного участка в собственность в виде подготовки и направления ИП Холодовой Ж.Н. в месячный срок договора купли-продажи вышеназванного земельного участка площадью 977,69 кв.м. с кадастровым номером 44:27:040202:54.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент культурного наследия Костромской области.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2009 требования Предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение от 08.06.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик полагает, что суд неправильно истолковал положения статей 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена возможность приватизации каких-либо категорий земель из числа указанных в пункте 5 статьи 27 ЗК РФ. Следовательно, земельный участок, занятый объектом археологического наследия, приватизирован быть не может. По мнению Департамента, примененные судом статьи 94, 99 ЗК РФ, статья 49 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) не подлежали применению при разрешении настоящего спора, так как содержащиеся в них нормы не устанавливают порядок и условия предоставления земельных участков соответствующей категории в частную собственность. Они предусматривают особенности осуществления права собственности на такие участки, которые уже находятся в частной собственности. Кроме того, испрашиваемый заявителем участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям историко-культурного назначения. Обнаруженный на нем объект археологического наследия принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 N 598 "Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры".
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель указывает на законность и обоснованность решения от 08.06.2009, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения, полагает, что спорный земельный участок, относящийся к землям особо охраняемых территорий - землям историко-культурного назначения, не ограничен в обороте ЗК РФ, так как его статус, как объекта археологического наследия, не подтвержден материалами дела. Следовательно, земельный участок по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 24а, может быть объектом сделок. Поэтому отказ от предоставления его в собственность заявителя нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и противоречит закону. Также ИП Холодова Ж.Н. указывает на наличие охранного договора от 13.04.2009 N 53-ОА/09, в соответствии с которым она приняла на себя обязательство по выполнению условий сохранения вышеназванного земельного участка. Указанный договор также не содержит запретов на приватизацию спорного земельного участка.
Департамент культурного наследия Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель и Департамент культурного наследия Костромской области ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Холодова Ж.Н. является собственником нежилого строения для размещения административных помещений, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 24а. Запись о регистрации права собственности внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.12.2007.
Земельный участок с кадастровым номером 44:27:040202:54 площадью 977,69 кв.м., на котором расположено указанное здание, передан заявителю по договору аренды от 19.05.2008 N Д.1344.2. Срок аренды с 06.03.2008 до 06.03.2057. Передача земельного участка арендатору оформлена актом приема-передачи от 19.05.2008.
В порядке статьи 36 ЗК РФ Предприниматель, как собственник нежилого строения, обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка.
Письмом от 29.01.2009 N 486/з Департамент сообщил ИП Холодовой Ж.Н. о том, что испрашиваемый ею земельный участок расположен в зоне объекта археологического наследия - участка культурного слоя по нижнему посаду, датируемого 13 - 18 веками, в связи с чем ограничен в обороте и не подлежит передаче в частную собственность.
Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Предпринимателя, суд первой инстанции руководствовался пунктом 4 статьи 28, статьями 36, 94, 99 ЗК РФ, пунктом 3 статьи 129 ГК РФ, статьей 5, пунктом 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ и исходил из того, что действующим законодательством предусмотрена возможность приобретения земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, в собственность. Наличие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, подтверждается материалами дела. Кроме того, ИП Холодова Ж.Н., заключив охранный договор, приняла на себя обязательства по содержанию, сохранению и использованию испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями закона.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.
Согласно статье 29 ЗК РФ, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", постановлению Администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Костромы и находящимися в неразграниченной государственной собственности, осуществляется Департаментом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Наличие у Предпринимателя права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 24а, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2007 44-АБ 178190 (л.д. 6).
Как следует из письма Департамента от 29.01.2009 N 486/з (л.д. 8), основанием для отказа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка послужило отнесение данного участка, входящего в зону объекта археологического наследия, к участкам, ограниченным в обороте.
Пунктом 3 статьи 129 ГК РФ установлено, что оборотоспособность земли определяется законами о земле.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством такое предоставление разрешено.
Подпункт 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ относит земельные участки, занятые объектами археологического наследия и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, к участкам, ограниченным в обороте.
В силу статьи 3 Закона N 73-ФЗ под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Названные объекты относятся к такому виду объектов культурного наследия как памятники.
Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 N 598 памятник археологии "Участок культурного слоя на территории и вблизи первого кремля", датируемый 13 - 18 веками, включен в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Костромской области.
В силу пункта 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ указанный памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
В соответствии со статьей 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом. При этом объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (пункт 2 статьи 49 Закона N 73-ФЗ).
В силу статей 94 и 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий.
Таким образом, ссылка Департамента на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям населенных пунктов, противоречит нормам ЗК РФ и Закона N 73-ФЗ.
Действующее законодательство не содержит норм запрещающих оборот и приватизацию земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий. Оно предусматривает лишь возможность запрета любой хозяйственной деятельности на отдельных землях историко-культурного значения. Однако испрашиваемый Предпринимтелем земельный участок из хозяйственного использования заявителя не изымался.
13.04.2009 ИП Холодова Ж.Н., заключив охранный договор N 53-ОА/09, приняла на себя обязательства по выполнению условий сохранения памятника "Участок культурного слоя на территории и вблизи первого кремля", 13 - 18 века, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040202:54 (л.д. 28 - 29).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что земельный участок по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 24а, относящийся к землям историко-культурного назначения, может быть передан в собственность Предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Департамента в предоставлении в собственность ИП Холодовой Ж.Н. земельного участка площадью 977,69 кв.м. с кадастровым номером 44:27:040202:54, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 24а, и, исходя из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, возложил на ответчика обязанность по подготовке и направлению в адрес Предпринимателя проекта договора купли-продажи названного участка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 08.06.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика, который освобожден от ее уплаты (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 08.06.2009 по делу N А31-1969/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1969/2009
Истец: индивидуальный предприниматель Холодова Жанна Николаевна
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Третье лицо: Департамент куьтурного наследия Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3317/2009