г. Киров
25 августа 2009 г. |
Дело N А28-5424/2009-130/27 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Перевощиковой Т.В., действующей на основании доверенности от 06.04.2009
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 по делу N А28-5424/2009-130/27, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
к Администрации города Котельнича,
о взыскании 23 333 рублей 61 копейки,
установил:
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Администрации города Котельнича (далее - Администрация, ответчик) о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 23 333 рубля 61 копейка.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 и принять новый судебный акт - удовлетворить требования Фонда.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно сослался на пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", поскольку в нем имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан. В рамках настоящего дела фондом взыскиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, которые не являются налоговыми платежами. Поэтому в рассматриваемой ситуации нормы налогового законодательства применяться не могут.
Фонд, ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статью 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, указывает на нарушение Администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и наличие у ответчика задолженности по состоянию на 01.01.2009 по пеням в сумме 23 333 рубля 61 копейка за 2000-2003 годы. Согласно выпискам из решений Котельничской городской Думы в бюджете города на 2000, 2001, 2002, 2003 годы были заложены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала, что в данном случае к правоотношениям по взысканию пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения применяются нормы налогового законодательства, считает, что задолженность по пеням в сумме 23 339 рублей 61 копейка начислена необоснованно.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации по имеющимся в деле доказательствам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом была проведена проверка своевременности и полноты перечисления ответчиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период 2000-2003 годы, в ходе которой установлено нарушение сроков уплаты страховых взносов. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Администрации были начислены пени в сумме 23 333 рубля 61 копейка, в том числе за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000 год в сумме 21 928 рублей 60 копеек, за 2001 год в сумме 185 рублей 92 копейки, за 2002 год в сумме 971 рубль 31 копейка, за 2003 год в сумме 247 рублей 78 копеек.
Фондом в адрес администрации выставлено требование N 7 от 22.01.2009 об уплате пени в названных суммах в срок до 02.02.2009.
Не исполнение администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с Администрации задолженности в судебном порядке.
Арбитражный суд Кировской области отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции руководствовался статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", Правилами реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, и исходил из того, что заявление о взыскании с Администрации недоимки Фонд направил за пределами установленного налоговым законодательством срока.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 02.04.1993 N 4741-1; от 23.12.2003 N 185-ФЗ) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация (органы местного самоуправления).
Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее по тексту - Положение).
В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 положения).
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней и штрафов, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
В пункте 2 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 (в редакции изменений от 02.04.2002 N 205), установлено, что сумма задолженности определяется на основании акта проверки полноты и своевременности внесения страховых взносов плательщиком, проведенной территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Проверке подлежит период времени до 1 января 2001 года, в течение которого плательщик был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В случае установления несвоевременного или неполного перечисления страховых взносов на счет территориального фонда невнесенная сумма считается недоимкой и подлежит взысканию с начислением пеней в установленном размере.
В пункте 4 Правил указано, что реструктуризация задолженности проводится по договору (соглашению), заключенному плательщиком с территориальным фондом и утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Для заключения договора (соглашения) об условиях погашения задолженности плательщик направляет до 1 апреля 2002 года в территориальный фонд заявление о реструктуризации задолженности по форме, утвержденной Федеральным фондом.
Территориальный фонд в течение недели рассматривает заявление о реструктуризации задолженности с прилагаемыми к нему документами, заключает договор (соглашение) об условиях погашения задолженности и направляет его в Федеральный фонд.
Решение об утверждении договора (соглашения) принимается Федеральным фондом в течение недели (пункты 5 и 6 Правил).
Пунктом 7 Правил определено, что с даты утверждения договора (соглашения) об условиях погашения задолженности приостанавливается начисление пеней на сумму недоимок по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, и договор (соглашение) подлежит исполнению плательщиком.
В случае если плательщик в течение двух месяцев подряд нарушал сроки платежей по договору (соглашению) об условиях погашения задолженности или сроки ежемесячной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, договор (соглашение) подлежит расторжению в одностороннем порядке территориальным фондом, о чем плательщик уведомляется письменно с указанием причин принятого решения и информируется Федеральный фонд.
Территориальный и Федеральный фонды принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по взысканию с плательщика задолженности (пункт 11 Правил).
Течение срока давности взыскания задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года начинается по окончании времени на реструктуризацию, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, действующего в редакции от 02.04.2002 N 205, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.
Из указанного постановления Правительства Российской Федерации, а также пунктов 7 и 11 Положения следует, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Правом на взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, и пеней наделен Фонд.
В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положениями и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в спорный период, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся на 1 января 2001 года" между Администрацией и Фондом был заключен договор (соглашение) об условиях погашения задолженности плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 09.11.2001 N 23.
В соответствии с условиями данного договора Фонд предоставил Администрации отсрочку (рассрочку) для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001, в общей сумме 914 610 рублей 17 копеек, в том числе, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 660 500 рублей, по пеням по состоянию на 01.10.2001 в сумме 254 110 рубль 17 копеек.
Согласно договору от 09.11.2001 N 23 отсрочка погашения задолженности по страховым взносам и пени предоставлена ответчику в соответствии с утвержденным графиком в срок до 01.01.2006 (листы дела 38-40).
Из представленного в материалы дела расчета пени (лист дела 28) видно, что в связи с неуплатой страховых взносов на обязательно медицинское страхование за неработающее население за 2000 год Фондом начислены пени в общей сумме 276 038 рублей, из них пени в сумме 254 110 рублей 17 копеек учтена при заключении договора от 09.11.2001 N 23. Спорная сумма пени в размере 21 928 рублей 60 копеек начислена на сумму задолженности, по которой предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты в соответствии с договором от 09.11.2001 N 23, за период с 01.10.2001 по 09.11.2001 (дату заключения договора). Данный факт подтверждается письмами Фонда (листы дела 19, 21).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрации предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов за 2000 год до 01.01.2006, фактически задолженность полностью уплачена 29.06.2005, согласно пункту 5 статьи 75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает, что в течение трех месяцев Фонд имел возможность выставить требование об уплате задолженности по пеням, в случае неисполнения которого в установленный срок, Фонд в течение шести месяцев, был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной задолженности.
Из расчетов пени (листы дела 29-31) следует, что за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2001 год Администрации начислены пени в сумме 185 рублей 92 копейки за период с 26.12.2001 по 31.12.2001, за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2002 год начислены пени в сумме 971 рубль 31 копейка за периоды с 26.02.2002 по 28.02.2002, с 26.03.2002 по 29.03.2002, с 26.04.2002 по 06.05.2002, с 26.06.2002 по 28.06.2002, с 26.09.2002 по 30.09.2009, за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2003 год начислены пени в общей сумме 253 рубля 78 копеек за периоды с 26.04.2003 по 08.05.2003, с 27.05.2003 по 20.06.2003.
Следовательно, в течение трех месяцев Фонд имел возможность выставить требование об уплате задолженности по пеням, в случае неисполнения которого в установленный срок, Фонд в течение шести месяцев, был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной задолженности.
Фактически требование об уплате пеней направлено фондом в адрес администрации в январе 2009 года. До указанного периода требования об уплате пеней фондом не выставлялись, сведения об этом в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание задолженности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о взыскании с Администрации пеней за несвоевременную уплату недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 - 2003 годы фонд направил в арбитражный суд за пределами установленного налоговым законодательством срока, то есть 27.04.2009, в связи с чем требования заявителя правомерно признал неподлежащими удовлетворению.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 по делу N А28-5424/2009-130/27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5424/2009
Истец: Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация города Котельнича
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3639/2009