г. Киров
25 августа 2009 г. |
Дело N А29-2141/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Остапчук О.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.06.2009 по делу N А29-2141/2009, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.
по заявлению Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми
к Агентству Республики Коми по социальному развитию,
третье лицо: Министерство финансов Республики Коми
о взыскании 12 686 рублей 75 копеек
установил:
Государственное учреждение Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство) задолженности по договору о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в размере 12 686 рублей 75 копеек.
Заявлением от 20.04.2009 заявитель уточнил сумму исковых требований в связи с частичным погашением Агентством задолженности и просит взыскать 11 956 рублей 55 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.06.2009 требования заявленные Фондом удовлетворены частично. С Агентства Республики Коми по социальному развитию в пользу Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми взыскано 11 042 рубля 47 копеек излишне выплаченная сумма пособия по уходу за ребенком. В остальной части Фонду отказано в удовлетворении заявленных требований.
Агентство не согласившись с принятым решением суда в части удовлетворения заявленных требований, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт - отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указал, что Агентством не было допущено нецелевого использования средств Фонда социального развития, так как денежные средства Фонда использовались Агентством на те цели, на которые они предусматривались, то есть на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам Лобановой Л.В., Маняк Л.М. и Салтыковой О.Н. Заявитель жалобы указывает, что в соответствии со статьями 18, 19 Федерального Закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пунктом 57 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей", утвержденного постановлением Правительства РФ N 865 от 30.12.2006 взыскание излишне выплаченных сумм пособий с органа, назначившего государственное пособие гражданам, подлежит только при наличии его вины, то есть возмещение излишне выплаченных сумм государственных пособий по уходу за ребенком должно производится не за счет Агентства, а за счет получателей пособий. Поскольку гражданам Лобановой Л.В., Маняк Л.М., Салтыковой О.Н. была произведена излишняя выплата пособия по уходу за ребенком (при одновременном получении ими пособия по безработице) Агентство взыскало с них в судебном порядке излишне выплаченные суммы пособия.
Заявитель жалобы также указал, что Агентство финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Деятельностью приносящей доход, Агентство не занимается и дополнительными источниками доходов не располагает. В расходной части республиканского бюджета Республики Коми денежные средства на уплату взысканной с Агентства суммы в пользу регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми не предусмотрены. Таким образом, исполнение решения суда первой инстанции приведет к нецелевому использованию Агентством средств республиканского бюджета Республики Коми.
Представитель Фонда в судебном заседании устно пояснил, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобе без удовлетворения.
Министерство финансов Республики Коми, в отзыве указало, что поддерживает апелляционную жалобу в полном объеме.
Заявитель жалобы и Министерство финансов Республики Коми о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Агентства Республики Коми по социальному развитию и Министерства финансов Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Между Фондом и Агентством заключен договор от 18.01.2007 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Фондом проведена проверка использования Агентством средств на выплату пособий, в результате которого выявлено, что в 2007 году с нарушением назначено и выплачено пособий на сумму 12 686 рублей 75 копеек. Излишняя выплата пособия произошла по причине того, что Агентством, в нарушение пункта 36 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства РФ N 865 от 30.12.2006, гражданам Лобановой Л.В., Маняк Л.М. и Салтыковой О.Н. выплачены пособия по уходу за ребенком при получении ими одновременно пособия по безработице.
Выявленные нарушения отражены в акте сверки расчетов по договору от 18.01.2007.
Фондом в адрес Агентства была направлена претензия N 01-18/05-2990 от 16.02.2009 с просьбой о погашении задолженности в сумме 12 686 рублей 75 копеек в срок до 25.02.2009.
В связи с тем, что в добровольном порядке требование по возврату суммы задолженности Агентством не исполнено, Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о взыскании суммы задолженности в размере 11 956 рублей 55 копеек.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь постановлением Правительства РФ N 866 от 30.12.2006, которым утвержден Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", удовлетворил заявленные требования частично и взыскал с Агентства в пользу Фонда 11 042 рубля 47 копеек. В остальной части суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с частичным возвратом Агентством денежных средств Фонду.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ установлено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
Частью 7 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ предусмотрено, что лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
30.12.2006 Правительство Российской Федерации Постановлением N 865 утвердило Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В подпункте "е" пункта 35 вышеуказанного Положения обозначен перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).
В пункте 36 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что лица, имеющие право на получение пособия по уходу за ребенком, вправе его получать при условии неполучения ими пособия по безработице.
Согласно части первой статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 58 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" предусмотрен аналогичный порядок возмещения сумм государственного пособия, излишне выплаченного получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ Правительством Российской Федерации постановлением N 866 от 30.12.2006 утвержден Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета.
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства N 866 от 30.12.2006 между Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми и Агентством Республики Коми по социальному развитию был заключен договор от 18.01.2007 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
По условиям указанного договора (подпункты "д", "е" пункта 5) Агентство обязуется осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами Органа социальной защиты населения - Управлениями (Отделами) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми, а также обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Как установлено судом первой инстанции, в 2007 году Агентство допустило излишнюю выплату пособия по уходу за ребенком в общей сумме 12 686 рублей 75 копеек в отношении граждан Лобановой Л.В., Маняк Л.М., Салтыковой О.Н. при одновременном получении ими пособия по безработице, что является нарушением статьи 13 Федерального Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и пункта 36 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865. Данное обстоятельство Агентством не оспаривается и подтверждается претензией Фонда от 16.02.2009 и ответом Агентства на претензию от 20.02.2009.
Таким образом, Агентство не обеспечив надлежащего контроля за правомерностью назначения и выплатой пособий допустило излишнюю выплату пособия, в связи с чем, спорная сумма была правомерно предъявлена ко взысканию с Агентства в связи с ненадлежащим исполнением условий договора.
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии со статьями 18, 19 Федерального Закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и пунктом 57 "Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей", утвержденного постановлением Правительства РФ N 865 от 30.12.2006 взыскание излишне выплаченных сумм пособий производится не за счет Агентства, а за счет получателей пособий отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку вышеуказанные нормы предусматривают случаи, когда с получателей подлежат взысканию излишне выплаченные суммы пособий, а в каких случаях не подлежат. В рассматриваемой ситуации взаимоотношения между Фондом и Агентством урегулированы договором в результате ненадлежащего исполнения которого и произошла излишняя выплата пособий по уходу за ребенком в отношении граждан Лобановой Л.В., Маняк Л.М., Салтыковой О.Н. Взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Агентство от возврата Фонду излишне выплаченных денежных средств.
Суд апелляционной инстанции считает, что права Агентства принятым решением суда первой инстанции не нарушены, так как Агентство в судебном порядке взыскало с граждан Лобановой Л.В., Маняк Л.М. и Салтыковой О.Н. суммы излишне выплаченных пособий по уходу за ребенком, что подтверждается решениями мировых судей Косланского судебного участка Республики Коми от 14.01.2008 и Паркового судебного участка г.Воркуты от 30.04.2008.
Следовательно, Арбитражный суд Республики Коми правомерно взыскал с Агентства в пользу Фонда излишне выплаченную сумму пособия по уходу за ребенком в размере 11 042 рубля 47 копеек (с учетом частичного возврата суммы). Апелляционная жалоба Агентства удовлетворению не подлежит.
Нарушения или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство Республики Коми по социальному развитию освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.06.2009 по делу N А29-2141/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Л.Н.Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2141/2009
Истец: ГУ РО Фонд социального страхования по РК
Ответчик: Агентство РК по социальному развитию
Третье лицо: Министерство финансов РК